Новокрещенова Татьяна Алексеевна
Методическое пособие «Азбука театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие "Азбука театра"
Автор-составитель; Т А Новокрещенова
«Азбука театра»
В данном методическом пособии представлены различные виды кукольного театра.
Пособие предназначено для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ, педагогов дополнительного образования.
Содержание
Введение 4
Фланелеграф 5
Настольно-плоскостной театр 7
Конусный 10
Коробковый 13
Ложковый 14
Пальчиковый 16
Перчаточный 18
Публикация «Методическое пособие „Азбука театра“» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр куклы-марионетки 20
Платковый 21
Театр с «живой рукой» 22
Теневой театр 24
Список литературы 25
Введение
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца….
Театр для ребенка-это праздник, всплеск эмоций, сказка. Театр доставляет детям много радости и удовольствия и создает у них хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать театр только как развлечение.
Его воспитательное значение намного шире.
Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающему. Поэтому очень важно начиная с этого возраста показывать детям примеры дружбы,
правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д И желательно это показать детям ярко, эмоционально, интересно, дать им возможность эмоционально пережить и хорошее, и плохое, помочь им выбрать свое отношение к увиденному.
Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.
В данном пособии представлены разные виды театра. Они позволят педагогам разнообразить театральную деятельность с детьми в ДОУ.
Фланелеграф
Работа с фланелеграфом очень популярна в детском саду. Он хорош и как развлечение, и как оригинальная форма наглядности на занятиях. Фланелеграф компактен, прост в использовании. На стол ставится экран. По ходудействия сказки или занятия на экран накладываются картинки персонажей и художественного оформления. Картинки могут сменять друг друга или дополнять, в зависимости от описываемых действий. Дети слушают сказку, а перед их глазами на экране возникают новые и новые иллюстрации.
Экран может быть односторонним, двухсторонним. Односторонний делают из доски, фанеры, или жесткого картона. Сзади такой экран имеет одну или две подставки. Двусторонний фланелеграф имеет два экрана, что позволяет при необходимости не менять декорации, а при повороте фланелеграфа за специальную ручку переносить действие из одного места в другое.
Важным моментом в подготовке пьес фланелеграфа является изготовление картинок по определенным правилам. Готовую картинку клеем ПВА наклеивают на более гладкую сторону фланели и кладут под пресс до полного высыхания.
Дав картинке высохнуть, ее вынимают из-под пресса и вырезают из фланели так, чтобы на лицевой стороне картинки осталась каемка, которую вы потом подкрасите под цвет фланели экрана. Вырезав картинку, снова положите ее под пресс. Не пользуйтесь утюгом -картинка с приглаженным ворсом плохо держится на экране.
Персонажами театра на фланели могут стать герои любой сказки. Детям очень интересно видеть в качестве персонажей героев своих рисунков. Можно использовать старые рисунки детей.
Изображения персонажей должны соответствовать друг другу по размеру – Зайчик не должен быть крупнее Волка, а Колобок больше лисы. Все картинки должны быть по размеру не меньше 12 см в высоту.
Настольно-плоскостной театр
Настольно-плоскостной театр-это двигающиеся картинки-персонажи в картонных декорациях. Хочешь-смотри,хочешь слушай.
Такое представление вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление.
Действие может развиваться за ширмой-барьером, который,в свою очередь, изображает двор,поляну, речку и мостик через нее,лес и многое другое. С внутренней стороны ширма имеет клапаны, в которые вставляются новые детали, изменяющие внешний вид ширмы.
Персонажи для настольно-плоскостного театра изготавливаются из картона,тонкой фанеры и ДВП. Каждая фигурка может являться двусторонней и иметь устойчивую подставку.
Значительно эффектней проходит спектакль в картонном театре с порталом, открывающимся занавесом и освещением. В театре с порталом можно использовать настольно-плоскостные фигурки. Очень интересно смотрится спектакль с плоскими картонными персонажами без подставок, управляемыми за счет тросточек через проемы портала. Такие куклы более подвижны –они быстро разворачиваются, приплясывают
Подбор литературного произведения ограничивается в основном возрастом детей. Других ограничений нет. Некоторые места в сказках можно просто прочитать, не подкрепляя их действиями героев, потом все снова приходит в движение.
Конусный театр
Конусный театр –это куклы на основе бумажного или картонного конуса. Конусные куклы сложны в изготовлении, но зато пожалуй более выразительны, чем плоскостные.
Для такой куколки возьмите лист тонкого картона, сверните конусом. Склейте или скрепите степлером. Установите так, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус нужно приклеить изображение головы, причем оно может быть двойным; вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваются между собой, а внутри, между ними, получается вершина конуса. К конусу приклейте ручки-ножки, усики-рожки. В отличии от плоскостных, эти куклы, хотя и тоже бумажные, но уже не плоскостные, а объемные. Это конечно, больше нравится деткам, но их сложнее хранить. Они могут помяться,их нужно аккуратно складывать в отдельную коробку, тогда как плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте.
Такие куколки подойдут подросшим деткам, они уже не так просты. С ними можно использовать даже декорации. Изготовить их достаточно просто. Это может быть простая ширма, сделанная из 3-4 плотных листов картона большого формата (А 4 или лучше, пожалуй А 3, соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря (он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании-закрывании ширмы). На листы наклеиваем скотчем прозрачные папки- файлы (мультифорки) в виде кармашков.
Таким образом можно будет вставлять туда картинки, соответствующие теме действа, и ширма всегда будет разной. Картон лучше взять разных цветов; это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно.
На зеленом фоне поставите пару деревьев, вырезанных их бумаги, получится лес. На голубом фоне легко представить море или речку, на желтом, оранжевом или коричневатом сделаете дорогу, поле или пляж.
Будет совсем как в настоящем театре.
Коробковый театр
Этот вид театра получил свое название в соответствии с видом материала из которого он изготовлен Берутся коробочки разного размера и формы;(цилиндрические, кубические в виде горшочков и параллелепипедов) в зависимости от размера персонажа. Для создания куклы можно использовать несколько коробочек.
Главное, чтобы в коробочку как раз могла поместиться рука ребенка. Одновременно коробка не должна быть и очень большой, так как в этом случае управление куклой, изготовление из нее, затрудняется.
Коробка может служить головой, и тогда, как в театре перчаток, на запястье, под коробку, надевается юбочка на резинке, достающей до локтя ребенка, или коробка полностью изображает персонажа.
Создавать коробковый театр и подбирать для него игрушки нужно в соответствии с возрастом детей.
Такой театр позволит ребенку самому придумывать различные сюжеты сказок или играть на основе уже известных.
Ложковый театр
Самый доступный для детей старшей группы театр – это театр ложек. Куклы ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы их упрощенным вариантом. Ложки, которые составляют основу куклы, расписывают красками. На внешней стороне рисуют лицо человека или мордочку зверушки. Шьют юбочку из ткани, крепко завязав ее у шейки надевают на игрушку и украшают по желанию тесьмой, кусочками меха, лентами. Получается яркая, легко управляемая кукла.
При обучении детей игре с куклами ложкового театра необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т. к организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети –артисты располагаются на стульях. Дополнительно проводятся игры и упражнения на развитие физических качеств; силы, ловкости, быстроты.
Пальчиковый театр
Пальчиковый кукольный театр –это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики.
Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»; деревья, домик, репка и так далее. Пальчиковый театр –занятие и интересное,и полезное, сочетание этих двух свойств –золотое правило всех развивающих упражнений. Чем раньше малыш узнает,что такое пальчиковый театр,тем раньше он заговорит.
Для специалистов развитие мелкой моторики,и в частности пальчиковый театр помогает решить ряд важных задач.
Пальчиковые куклы предоставляют вам значительную возможность поиграть вместе с ребенком. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев,развивают мелкую моторику руки. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения руковичкового театра. Куклы пальчикового театра шьют из ткани,клеят из бумаги,или вяжут из шерсти и ниток. Кукла надевается свободно на один или два пальца кукловода.
Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.
Перчаточный театр
Туловище куклы-перчатки заменяет рубашка перчатка, которая одевается на руку кукловода.
Куклу-перчатку можно не только сшить,но и связать крючком. Особенно хорошо смотрятся вязанные зверушки.
Поскольку все тело животного можно связать одним основным цветом (волка и мышку серым,лису оранжевым,медвежонка коричневым,лягущку зеленым).
Вязанная кукла-перчатка очень удобна и способна тянуться,что позволяет использовать ее и малышам и взрослым. Поскольку вязать можно из ниток разной толщины, то целесообразнее сделать выкройку.
Театр «Куклы-марионетки»
Марионетки относятся к напольным куклам. Кукловод управляет ими на виду у зрителей. Они находятся рядом с кукловодом на полу и приводятся в движение с помощью ваги. Вага- это крестовина, в которой на нитях крепится кукла. Такие куклы состоят из головы и платья с вшитыми рукавами. Она очень проста в управлении; одна нить служит для управления головой, другая руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица, что позволяет ребенку фантазировать, в каком настроении находится герой. Работа с куклой марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким –то причинам не может или не позволяет себе проявить.
Платковый театр
Платковые куклы- яркие и зрелищные, сослужат настоящим украшением любой театральной постановки, музыкального, занятия, досуга детей.
У платковой куклы вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью – костюму куклы. Основа имитации костюма куклы – треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы 9до 25 -30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на веревочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребенка).
Театр с «живой рукой»
Напольные куклы –большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1м до 1,5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит «в открытую» один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман, имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять голову)
Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями: они ходят среди детей, зрителей, берут их за руки, могут станцевать с ними, наклониться над рисующим ребенком и посмотреть чем он занимается, как пишет и т д.
Теневой театр
Теневой театр является радостным и желанным развлечением в детском саду. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных, птиц на ярко освещенном экране.
Сказку, рассказ, стихотворение можно сопровождать показом теней. Выразительное исполнение музыкальных и литературных произведений при умелом показе вызывает у детей самые разнообразные эмоции.
Сценой теневого театра является экран. Раму-ширму теневого театра делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом.
При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в черный цвет с одной стороны.
Фигурки для теневого театра
Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подергивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается голова, рука и т д.
При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна.
Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат фигурку.
Список литературы:
1. Алексеевская Н. Домашний театр –серия «Через игру к совершенству» -М: «Лист», 2008 -192 с
2. Вербицкий И. А Конструирование из поролона. Детские маски. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 -96 с : ил
3. Генов Г. В Театр для малышей. М, «Просвещение» 2002
4. Караманенко Т. Н Кукольный театр –дошкольникам. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов (текст)
/ Т. Н Караманенко, Ю. Г Караманенко – М. Просвещение, 1982 -191 с
5. Кошманская И. П Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка») – Ростов н/ Д: издательство «Феникс», 2004 – 320 с
6. Маляшева А. Н Работа с тканью. Старшая и подготовительная группы / Художники Н. Н Витковская, В. Н Куров -Ярославль: Академия развития, 2006 – 96 с: ил: -( Детский сад: день за днем).