Олина Калиева
Консультация «Как умелые ручки язычку помогают»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи состоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведё нных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Публикация «Консультация „Как умелые ручки язычку помогают“» размещена в разделах
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга».
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста: можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга; выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.
Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличить количество предметов для её проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал на словесный и т. д.
Если ребёнок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребёнка, не стремитесь дать ему всё сразу! Много не значит хорошо! Не делайте ничего через силу. Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результат. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретённый опыт (даже опыт неудач).