Светлана Зайченко
Методическое пособие «Умелые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка дидактического пособия «Умелые пальчики»
Разработала: Воспитатель 1 квалификационной категории Зайченко С. В.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Публикация «Методическое пособие „Умелые пальчики“» размещена в разделах
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, и выполнять разнообразные действия.
Главное назначение пособия.
Я работаю в группе оздоровительной направленности с детьми от 3 до 5 лет. Дети поступают с различными навыками и умениями. В нашей группе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Ежедневно перед обедом, сидя на стульчиках, мы играем с детьми в пальчиковые игры. В группе создан уголок, где представлены разнообразные шнуровки, игры с мозаикой, конструктором, пазлы, разрезные картинки. На стенде – тренажере «Заниматика» дети свободно откручивают и закручивают пластмассовые крышки, плетут косички, угадывают в мешочках предметы. Дети трех лет перебирают крупу (отделяют фасоль от гороха, играют с пуговицами, выкладывая глазки сказочным героям. Четырехлетние дети обводят вкладыши и их штрихуют. Детям нравиться лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.
Я дополнила наш уголок дидактическим пособием «Умелые пальчики», которое имеет обучающее, развивающее и воспитывающее значение. Его я использую в качестве настольной игры и наглядного пособия на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой. Толчком послужила подаренная родителями вязанная курочка. Для нее я сделала зеленую лужайку, нашив несколько пуговиц. На одном из занятий большую радость малышам доставил сюрпризный момент: появление мамы-курицы и деток цыплят. Чтение потешки сопровождалось тактильными действиями, перемещением фигурок. Материал, из которых были выполнены игрушки способствовали ознакомлению с качествами и свойствами материала - ощутить мягкость, гладкость, шероховатость. По окончании занятия «Пеструшу» и цыплят мы поместили на лужайку, пристегнув на пуговицы. «Пеструша» была помощницей на занятиях, участвовала во всех режимных моментах, подсказывала как мыть руки, одеваться. Постепенно пособие пополнялось. Появлялись модули: «Сказка», «Фрукты», «Овощи», «Формы».
Дидактическое пособие «Умелые пальчики»
Цель: Развитие мелкой моторики, закрепление учебного материала.
Задачи:
II младшая группа от 3 до 4 лет Средняя группа от 4 до 5 лет
ОБУЧАЮЩИЕ
- учить согласовывать слова в роде, числе и падеже; - продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении;
- учить отвечать на вопросы; - учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.
- учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением;
- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;
-называть состояние природы; - учить детей наблюдать явления природы, замечать изменения;
- различать правую и левую руки;
- составлять группу предметов и выделять из нее один предмет; - сравнивать предметы по внешним признакам, группировать.
-учить различать понятия «много» и «один»; - отсчитывать предметы из большого количества, выкладывать их в соответствии с заданным числом»
- сравнивать предметы по размеру; - сравнивать предметы по величине и толщине путем наложения или приложения их друг к другу;
- узнавать и называть круг, квадрат и треугольник; - познакомить с прямоугольником;
- учить детей количественному и порядковому счету в пределах 5;
РАЗВИВАЮЩИЕ
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать сенсорные навыки; - развивать умение подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал);
- развивать пространственные представления от себя; - обозначать словами положение предметов от себя;
-развивать представления о частях суток; -развивать представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности;
- развивать память, внимание, логическое мышление -развивать умение разыгрывать несложные сценки по сказкам;
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ
- воспитывать умение слушать сказки;
- воспитывать бережное отношение к природе, следить за развитием действия; -воспитывать бережное отношение к природе, соблюдать правила поведения в природе;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать интерес к фольклору; - воспитывать интерес к фольклору;
Пособие «Умелые пальчики» многофункционально. Представляет собой двухстороннее панно. Цветная сторона панно поделена на две части (небо, земля). Другая сторона – однотонная. На пуговицы, кнопки и липучки пристегиваются мягкие модули, которые хранятся с обратной стороны в пришитых кармашках по разделам: «Овощи», «Фрукты», «Сказка», «Геометрические фигуры», «Времена года», «Части суток». Предоставлен цикл заданий для работы с пособием. Панно можно ставить на мольберт или располагать на любой горизонтальной поверхности.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия экологичны, безопасны, обрабатываются.
Пособие просто в применении и не требует дополнительного контроля со стороны педагога. Ребенок может работать с ним самостоятельно: отстегивать и пристегивать модули.
Мое панно служит также хорошим украшением группы, находит у детей и родителей положительный эмоциональный отклик.
Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия «Умелые пальчики».
1. Развитие речи:
«Расскажи сказку» Ход игры: 1 этап: воспитатель рассказывает сказку с последующим пристегиванием нужных модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужные модули. Рассказывают сказку и пристегивают модули.
3 этап: самостоятельная деятельность детей.
«Отгадай сказку» Ход игры: 1 этап: На панно пристегнут один или несколько героев сказок. Детям нужно угадать, из какой они сказки.
2 этап: самостоятельная деятельность детей. Воспитатель загадывает загадки по сказкам, пристегивая модули героев к панно.
«Закончи сказку»
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Детям нужно закончить эту сказку.
2 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Детям нужно придумать свою концовку сказки.
«Назови ласково»
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ласково назвать героев сказок.
«Кто это?»
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуты модули героев. Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают.
2 этап: воспитатель описывает одного из героев. Дети отгадывают и пристегивают модуль героя на панно.
2. Ознакомление с окружающим миром:
«Расскажи о погоде»
Ход игры:
1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать о погоде за окном. Отразить свой рассказ на панно.
«Когда это бывает?»
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуты модули одного из времен года. Детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено.
2 этап: на панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущена одна ошибка. Детям предлагается найти эту ошибку.
«Отгадай, какого цвета»
Назови (овощ, фрукт) Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуты модули овощей или фруктов. Детям предлагается назвать их, какого они цвета.
2 этап: по описанию дети должны отгадать овощ, фрукт и пристегнуть его к панно.
3. Развитие элементарных математических представлений:
«Геометрические фигуры» Ход игры: 1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их.
2 этап: называется геометрическая фигура, а детям предлагается найти ее в предложенных модулях.
«Найди такой же» Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их, затем найти в окружающей обстановке похожий предмет.
2 этап: обратный первому этапу.
«Сравни предметы» Ход игры: На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
«Сколько?»
Ход игры:
На панно пристегнута сказка «Колобок». Детям предлагаются различные задания по игре.
4. Ориентировка в пространстве:
«Где это?»
Ход игры:
Детям предлагается определить нахождение одного из пристегнутых модулей относительно себя: слева, справа, вверху, внизу, рядом и т. д.
Заключение
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста т. к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.