Затолокина
Методическое пособие «Копилка развивающих игр и упражнений» для детей 5–7 лет и детей с ОВЗ
▼ Скачать
Методическое пособие
Серия «В помощь родителям и педагогам»
Копилка развивающих игр и упражнений для детей и детей с ограниченными возможностями
Мнемотехника
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…. 2
Список литературы …. 5
Приложения
Приложение №1…. 6
Приложение №2…. 6
Приложение №3 …. 7
Приложение №4 …. 9
Приложение №5…. 9
Приложение №6 мнемоквадраты…. 13-16
Приложение №7мнемодорожки…. 17-32
Приложение №8мнемотаблицы…33-60
Аннотация к методическому пособию
Публикация «Методическое пособие „Копилка развивающих игр и упражнений“ для детей 5–7 лет и детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Разработано для детей 5-7лет и детей с ограниченными возможностями здоровья. Может быть использовано педагогами, педагогами - психологами, студентами педагогических и психологических факультетов,воспитателями ДОУ, родителями.
Мнемотехника. Нетрадиционные методы работы с детьми.
«Мир, в котором мыживем, непрестанно воздействует
на человека многими своими
сторонами, но только часть
происходящего вокруг
оказывается всознании».
Пояснительная записка
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). (Приложение 1).Снижение памяти (Приложение 2) рассматривается как одна из важнейших причин трудностей в обучении детей с задержкой психического развития.
Помочь детям и родителям в развитии способности запоминать и припоминать можно с помощью оригинальной нетрадиционной методики - мнемотехники, в предложенном методическом пособии, в одной из серии «Копилка развивающих игр и упражнений для детей и детей с ограниченными возможностями». Мнемотехника (Приложение 3).
Новизнаданного пособия состоитв использованииоригинальной нетрадиционной методики - мнемотехники.
В данной серии пособия представлены тематические мнемоквадраты,
мнемодорожки,мнемотаблицы, которые помогают запоминать и припоминать информацию из внешнего и внутреннего мира.
Материал подобран к разделам программы «Разноцветные ступеньки» -«Что умею делать я»,«Игралочка», «Мир вокруг меня». Для 1 года представлены мнемоквадраты, 2 год - мнемодорожки, мнемотаблицы в сооответствии уровнем развития детей. Иллюстрированный материал подобран из интернета, выполнен в профессиональном графическом редакторе, что способствует болеелучшему восприятию и усвоению материала.
Актуальностьразработки данного пособия обоснована данными медико-психолого-педагогического консилиума ЦППРД «Орион», по которым отмечается тенденция роста количества детей 5-7 лет с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) в сочетанной патологии.
Проблема изучения и коррекции задержки психического развития детей в нашей стране в последнее время попала в разряд самых актуальных. (К. С. Лебединская. Приложение 4).
Кому еще нужна мнемотехника.
Школьникам и студентам, преподавателям, просто в жизни, для самообразования, ораторам, бизнесменам, для сохранения здоровья (Приложение 5).
Цель:использовать нетрадиционный метод «мнемотехника» для развития памяти детей
Образовательные задачи:
-познакомить детей с разными видами мнемотехник,
-систематизировать тематические знания детей
-учить запоминать и припоминать информацию с помощью мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.
Развивающие задачи :
-зрительную и слуховую память,
-увеличить объем памяти, его виды,
-ассоциативное мышление,
-зрительное и слуховое внимание,
-воображение,
-связной речи,
-расширение словарного запаса,
-формировать у детей интереса к заучиванию стихов, знаков, информации из внешнего мира.
Воспитательные задачи:
-воспитывать положительные личностные качества (общительность, уверенность, целеустремленность и т. д.);
-воспитывать коммуникативные способности (начать, поддержать и завершить беседу, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику)
Прогнозируемый результат:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется интерес к заучиванию стихов;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Методические рекомендации по использованию методического пособия :
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, да тся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.
Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста реб нка и уровня его развития.
Необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей 5 лет быстрее остаются отдельные образы: солнышко – ж лтое, небо – синее, огурец - зел ный. В старшем дошкольном возрасте 6-8 лет можно давать детям – ч рно-белые мнемотаблицы.
Этапы работы над стихотворением.
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагогсообщает, что это стихотворение ребенок будет учить
наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой намнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагогвыясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагогчитает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек всех возрастных групп.
Структура мнемотехники:
Мнемоквадраты.
Мнемодорожки.
Мнемотаблицы.
Список рекомендуемой литературы:
1. адрес сайта: https://mnemonikon.ru.
2. Барсуковой Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
3. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб: “Детство-Пресс”,2001.
4. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
5. Время по биологическим часам. А. Т. Уинфри, 1990
6. Глаз, мозг, зрение. Д. Хьюбел
7. Искусство помнить и забывать. Даниэль Лапп, 1995
8. Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon (искусство памяти)
9. Как развить суперпамять. ВильфредПоссин
10. Мнемотехника или искусство укреплять память,
Н. Д. Слоущ, 1893
11. О памяти и мнемонике, Г. Челпанов, 1903 год
12. Память и мнемоника. Роберт Солсо. Главы 8 и 9
13. Учебник мнемотехники, В. Козаренко