МААМ-картинки

Методическое пособие «Сенсорные коробки» в работе с детьми-инвалидами (1 фото)

Ирина Пеклова
Методическое пособие «Сенсорные коробки» в работе с детьми-инвалидами
▼ Скачать

Методическое пособие «Сенсорные коробки» в работе с детьми-инвалидами

Сенсорная коробка (ванночка) (sensorytub) — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.

Описание

Цель сенсорных коробок - развитие сенсорного восприятия окружающего мира.

Задачи:

Публикация «Методическое пособие „Сенсорные коробки“ в работе с детьми-инвалидами» размещена в разделах

- развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, координации движений и межполушарного взаимодействия;

- развитие творческого и пространственного мышления, навыков сортировки и классификации, усидчивости, терпения;

- обогащение словарного запаса, использование в речи новых слов (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный) или сравнение, развитие связной речи, диалогической, грамматических категорий речи;

-формирование элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание;

- развитие знаний о цвете, форме, текстуре;

- учение сотрудничеству и разрешению конфликтов;

- коррекция детских страхов;

- развитие воображения, творческой деятельности.

Целевая аудитория

Дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды в возрасте от 2 лет с различными нарушениями в развитии.

Проблематика

У детей-инвалидов отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Поэтому, одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.

Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

В данном опыте представлена система работы по обогащению чувственного опыта детей, созданию связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, созданию определённой развивающей предметно-пространственной среды.

Механизм реализации практики

Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка.

Перед работой убедиться (спросить у родителей, нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.

Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!

При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.

Лучше заранее обговорить правила игры: то, что в контейнере для игры руками (или ложками, а не для еды).

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.

Игра требует чувства меры и осторожности, при первых признаках усталости лучше переключить внимание детей на другой вид деятельности.

До и после окончания работы - помыть руки с мылом!

Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем, в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми.

Преимущества сенсорных коробок

Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

- педагог имеет возможность заинтересовать детей, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;

- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии;

- сенсорные коробки являются бюджетным средством для развития всех видов восприятия ребенка;

- использование сенсорных коробок позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Апробация и результаты

В ходе практического рассмотрения и апробирования дидактического пособия «Сенсорная коробка» можно обозначить следующие результаты работы:

- в процессе игры с коробками на коррекционных занятиях у детей удается сформировать неречевое, а, в последствии, и речевое подражание;

- у неговорящих детей происходят начальный запуск речевых механизмов и в целом обогащение словаря. Кроме того, метод помогает специалисту сделать соответствующие выводы о состоянии речевого и коммуникативного развития детей;

- занятие с сенсорными коробками положительно сказывается на всем процессе развития и воспитания детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра.

Таким образом, пособие зарекомендовало себя как эффективный способ работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития.

Выводы

Сенсорное развитие ребенка обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой стороны – составляет фундамент общего умственного развития, которое опирается, прежде всего, на полноценное восприятие. Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечивают ему лучшую адаптацию и ориентировку в воспринимаемом мире.

Кратко обобщив все вышесказанное, видно, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.

Таким образом, используемые в коррекционной работе сенсорные коробки для развития сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми на занятиях учителя-логопеда, учителя-дефектолога или педагога-психолога возможно без особых материальных затрат и больших усилий, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто, менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Главный результат:

У 86% детей увеличился уровень развития сенсорно-моторного развития.

Дополнительные результаты:

У 70% детей появился стойкий интерес к предлагаемым видам деятельности и развивающим занятиям.

Стоимость реализации: От 10000 рублей и выше (в зависимости от количества наполняемого материала).

Особенности внедрения

Чтобы внедрить практику в другом регионе можно: создать аналог.

Этапы реализации

Подготовительный этап (1 месяц). Подбор необходимого материала, составление индивидуальных конспектов занятий. Проведение специалистами диагностами первичного тестирования навыков детей, оценки и описания результатов тестирования, составление индивидуальной карты реабилитации ребенка.

Основной этап (24 дня (курс реабилитации). Проведение регулярных еженедельных занятий (2-3 раза в неделю) в индивидуальной или подгрупповой форме. Всего проводится 12-16 занятий с каждым ребенком (в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей) на протяжении курса реабилитации. Проводится регулярный мониторинг развития навыков ребенка и изменений в его поведении в группе и на занятиях, промежуточные результаты этого мониторинга предоставляются родителям на индивидуальных консультациях. Результаты мониторинга обсуждаются специалистами, реализующими практику, вносятся необходимые коррективы в план проведения занятий. Проводится промежуточная оценка навыков детей — после 5 и 10 занятий, результаты фиксируются педагогом в индивидуальных картах реабилитации ребенка.

Заключительный этап 3 дня (до окончания курса реабилитации). Проводится заключительная диагностика навыков ребенка, наблюдение в свободной игровой деятельности и на коррекционных занятиях, подготовка рекомендаций и консультаций для родителей, проведение индивидуального консультирования для родителей.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Сенсорные дорожки для пальчиков»Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Сенсорные дорожки для пальчиков» Существует много всяких занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики. Есть ещё одна методика - это пальчиковые шаги или сенсорные.

Дидактическое пособие «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра»Дидактическое пособие «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра» Дидактическое пособие Характеристика дидактического пособия «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра» Сенсорные дорожки позволяют.

Фотоотчет о празднике «Ангелы Земли» с детьми-инвалидамиФотоотчет о празднике «Ангелы Земли» с детьми-инвалидами Фотоотчет с праздника «Ангелы Земли» с детьми инвалидами. Людмила Александровна известная в Аскизе, как социальный психолог при АНО ЦСО.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологийКоррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологий Игровые технологии. Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению.

Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри»Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри» Коррекционно - развивающее занятие с детьми ОВЗ и инвалидами "Живое обучение" (на программно-аппаратном комплексе "Колибри") Цель: Повышение.

Методическое пособие «Мои веселые ручки и пальчики» для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 6 летМетодическое пособие «Мои веселые ручки и пальчики» для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 6 лет Методическое пособие "Мои веселые ручки и пальчики" Дидактическое пособие «Мои веселые ручки и пальчики» предназначено для работы с детьми.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) игрушки»Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) игрушки» Татьяна МаликоваДидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) игрушки» Цель пособия: развитие тактильных ощущений ребёнка дошкольного.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Сенсорные коробки» в работе с детьми-инвалидами
Опубликовано: 18 марта 2024 в 21:02
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие «Сенсорные коробки» в работе с детьми-инвалидами» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пеклова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД