Ирина Пеклова
Методическое пособие «Сенсорные коробки» в работе с детьми-инвалидами
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная коробка (ванночка) (sensorytub) — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.
Описание
Цель сенсорных коробок - развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
Задачи:
Публикация «Методическое пособие „Сенсорные коробки“ в работе с детьми-инвалидами» размещена в разделах
- развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, координации движений и межполушарного взаимодействия;
- развитие творческого и пространственного мышления, навыков сортировки и классификации, усидчивости, терпения;
- обогащение словарного запаса, использование в речи новых слов (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный) или сравнение, развитие связной речи, диалогической, грамматических категорий речи;
-формирование элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание;
- развитие знаний о цвете, форме, текстуре;
- учение сотрудничеству и разрешению конфликтов;
- коррекция детских страхов;
- развитие воображения, творческой деятельности.
Целевая аудитория
Дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды в возрасте от 2 лет с различными нарушениями в развитии.
Проблематика
У детей-инвалидов отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.
Поэтому, одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
В данном опыте представлена система работы по обогащению чувственного опыта детей, созданию связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, созданию определённой развивающей предметно-пространственной среды.
Механизм реализации практики
Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка.
Перед работой убедиться (спросить у родителей, нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
Лучше заранее обговорить правила игры: то, что в контейнере для игры руками (или ложками, а не для еды).
Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.
Игра требует чувства меры и осторожности, при первых признаках усталости лучше переключить внимание детей на другой вид деятельности.
До и после окончания работы - помыть руки с мылом!
Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем, в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми.
Преимущества сенсорных коробок
Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
- педагог имеет возможность заинтересовать детей, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии;
- сенсорные коробки являются бюджетным средством для развития всех видов восприятия ребенка;
- использование сенсорных коробок позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Апробация и результаты
В ходе практического рассмотрения и апробирования дидактического пособия «Сенсорная коробка» можно обозначить следующие результаты работы:
- в процессе игры с коробками на коррекционных занятиях у детей удается сформировать неречевое, а, в последствии, и речевое подражание;
- у неговорящих детей происходят начальный запуск речевых механизмов и в целом обогащение словаря. Кроме того, метод помогает специалисту сделать соответствующие выводы о состоянии речевого и коммуникативного развития детей;
- занятие с сенсорными коробками положительно сказывается на всем процессе развития и воспитания детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра.
Таким образом, пособие зарекомендовало себя как эффективный способ работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития.
Выводы
Сенсорное развитие ребенка обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой стороны – составляет фундамент общего умственного развития, которое опирается, прежде всего, на полноценное восприятие. Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечивают ему лучшую адаптацию и ориентировку в воспринимаемом мире.
Кратко обобщив все вышесказанное, видно, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.
Таким образом, используемые в коррекционной работе сенсорные коробки для развития сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.
Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми на занятиях учителя-логопеда, учителя-дефектолога или педагога-психолога возможно без особых материальных затрат и больших усилий, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто, менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Главный результат:
У 86% детей увеличился уровень развития сенсорно-моторного развития.
Дополнительные результаты:
У 70% детей появился стойкий интерес к предлагаемым видам деятельности и развивающим занятиям.
Стоимость реализации: От 10000 рублей и выше (в зависимости от количества наполняемого материала).
Особенности внедрения
Чтобы внедрить практику в другом регионе можно: создать аналог.
Этапы реализации
Подготовительный этап (1 месяц). Подбор необходимого материала, составление индивидуальных конспектов занятий. Проведение специалистами диагностами первичного тестирования навыков детей, оценки и описания результатов тестирования, составление индивидуальной карты реабилитации ребенка.
Основной этап (24 дня (курс реабилитации). Проведение регулярных еженедельных занятий (2-3 раза в неделю) в индивидуальной или подгрупповой форме. Всего проводится 12-16 занятий с каждым ребенком (в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей) на протяжении курса реабилитации. Проводится регулярный мониторинг развития навыков ребенка и изменений в его поведении в группе и на занятиях, промежуточные результаты этого мониторинга предоставляются родителям на индивидуальных консультациях. Результаты мониторинга обсуждаются специалистами, реализующими практику, вносятся необходимые коррективы в план проведения занятий. Проводится промежуточная оценка навыков детей — после 5 и 10 занятий, результаты фиксируются педагогом в индивидуальных картах реабилитации ребенка.
Заключительный этап 3 дня (до окончания курса реабилитации). Проводится заключительная диагностика навыков ребенка, наблюдение в свободной игровой деятельности и на коррекционных занятиях, подготовка рекомендаций и консультаций для родителей, проведение индивидуального консультирования для родителей.