Татьяна Колотилина
Методическое пособие «Дидактическая кукла Таня»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая кукла Таня
Введение.
Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают.
Публикация «Методическое пособие „Дидактическая кукла Таня“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2015
Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведёт с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни.
Основной принцип развивающих игр с куклой: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
Психологическое воздействие игр: развитие основных психических процессов, способностей ребёнка, волевых и нравственных качеств личности. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности межличностных отношений среди сверстников.
Цель игры с куклой; два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами) (одеть куклу, раздеть и др.); воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).
Нашу дидактическую куклу зовут Таня. Кукла изготовлена из материала, соответствующего требованиям САНПИН: голова, ноги и руки – резиновые, туловище – матерчатое. Детали куклы – мягкие.
Одежда нашей куклы проста по крою; дети легко снимают и надевают её на куклу.
Гардероб куклы:
1. Нижнее бельё (трусики, майка);
2. Пижама;
3. Халатик;
4. Фартук;
5. Косынки;
6. Спортивная одежда (футболка, шорты, носки);
7. Брючный костюм (брюки, блузка);
8. Вязаное платье;
9. Вязаный сарафан и блузка;
10. Теплый вязаный костюм (брюки, кофта);
11. Обувь (туфли, разного цвета пинетки);
12. Головные уборы (шапка, шляпка, панама);
13. Различные сумочки;
А так же у куклы имеется матрац, подушка и постельное бельё (простынь, наволочка, пододеяльник, покрывало, накидка на подушку).
Перечень приложения к кукле:
1. Игровая ситуация «Модница».
2. Проблемная ситуация «Осторожно, сосульки!».
3. Дидактическая игра «Поможем кукле Тане закончить уборку».
4. Дидактическое упражнение «Кукла заболела».
5. Формы работы с дидактической куклой:
• дидактические игры;
• дидактические упражнения;
• игровые ситуации.
Образовательная область «Коммуникация»
Игровая ситуация «Модница»
Цель: развитие умения описывать предмет по схеме.
Задачи:
- ознакомить детей с элементами схемы описательного рассказа, помочь освоить чтение схемы;
- развивать умение устанавливать связи последовательности, отражая их в логике описательного рассказа;
- развивать самостоятельность ребёнка в речевой деятельности.
Материал: кукла Таня одета в вязаное платье, шляпку, пинетки и на плече сумочка, игровой персонаж – собака Филя; карточка-схема для составления рассказа.
Организация. Игровая ситуация создается в игровом уголке с участием подгруппы детей.
Конструирование ситуации.
Воспитатель предлагает детям пойти в игровой уголок. На диване сидят куклы. К детям приходит собака Филя. Филя восхищается куклами и говорит, что ему особенно понравилась одна из них. Воспитатель предлагает Филе рассказать о понравившейся кукле; Филя рассказывает о кукле, которая ему понравилась, но дети не понимают, о какой кукле говорит Филя. Филя просит детей научить его рассказывать про куклу. Воспитатель объясняет, как надо рассказывать про куклу. Чтобы было понятно, надо рассказывать по порядку и ничего не пропустить.
В этом помогут волшебные картинки. Глядя на них, можно рассказать про любую куклу. Воспитатель с детьми рассматривают схемы: название игрушки, из каких частей состоит игрушка, об одежде, из чего сделана кукла, как можно с ней играть, за что я люблю игрушку.
Идет работа по карточкам-схемам. Так посредством обсуждения перед детьми постепенно выстраивается схема описательного рассказа о кукле. Филя понял как надо рассказывать о кукле, но забыл с чего нужно начинать. Воспитатель даёт образец описательного рассказа. Дети упражняются в составлении описательного рассказа по схеме, учат Филю рассказывать.
Образовательная область «Безопасность»
Проблемная ситуация «Осторожно сосульки»
Цель: развивать представления детей об основных источниках и видах опасности на улице в зимний период года.
Задачи:
- дать детям знания о сосульках и об опасности, которую они могут представлять;
- формировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение.
Материал: кукла Таня одета в теплый костюм, шапочку; домик с «сосульками» из картона, домик пряничный с «сосульками», газета «Осторожно сосульки».
Организация. Дети сидят на ковре, участвует подгруппа детей.
Конструирование ситуации.
В гости к детям приходит кукла Таня. Воспитатель загадывает загадку о сосульке и просит куклу Таню рассказать о том, что она знает о сосульках: как они появляются и почему мама не разрешает брать в рот сосульки. Таня вспоминает, что на её доме тоже есть сосульки. Дети рассматривают домик с сосульками и газету «Осторожно сосульки». Проводится опрос-беседа, в ходе которой дети делают выводы и просят Таню запомнить правила:
- нельзя сосать и есть сосульки;
- нельзя играть там, где с крыши свисают сосульки;
- нельзя подходить и трогать свисающие сосульки.
Воспитатель приносит пряничный домик с «сосульками», который испекла родительница. Дети, рассматривая пряничный домик, замечают, что есть и вкусные сосульки. Они живут на пряничных домиках.
Образовательная область «Труд»
Дидактическая игра «Поможем Тане закончить уборку»
Цель: способствовать интеграции игры и труда, включению детьми освоенных хозяйственно-бытовых процессов в игровой сюжет.
Задачи:
- формирование системных знаний о предметном мире и труде взрослых;
- обучение целостным трудовым процессам.
Материал: кукла Таня в халатике, фартуке и косынке; предметы и оборудование, позволяющие детям вымыть игрушечную посуду, вытереть пыль.
Организация. Игра проходит в игровом уголке с подгруппой детей. Созданы условия для детских игр по методу игра-труд.
Ход игры.
Придя утром в группу, дети обнаруживают, что кукла Таня начала, но не закончила уборку, оставила грязную посуду. Воспитатель побуждает детей к игре, обговаривает развитие сюжета. В ходе игры распределяются трудовые процессы: кто-то моет посуду, кто-то её вытирает, кто-то вытирает пыль.
Результат: дети помогли убраться кукле Тане.
Образовательная область «Здоровье»
Дидактическое упражнение «Кукла заболела»
Цель: воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному; учить проигрывать воображаемую ситуацию.
Задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоции и правильно на них реагировать;
- воспитывать желание помогать, находить разные способы проявления заботы и оказания помощи.
Материал: кукла Таня одета в пижаму, кроватка, постельное бельё, халат и шапочка врача, медицинские инструменты.
Организация. Игровая ситуация создается в игровом уголке с участием подгруппы детей.
Конструирование ситуации.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кукла сидит очень грустная и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача, он осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ей необходим постельный режим». Дети застилают чистую постель, одевают на куклу пижаму и укладывают её в постель. Врач несколько раз приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за «выздоравливающей»: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком.
Формы работы с дидактической куклой
Дидактическую куклу используем в непосредственно-образовательной деятельности в различных образовательных областях, в совместной деятельности детей и педагогов в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.
Дидактические игры
«Научим Таню одеваться на прогулку»
Цель: воспитывать потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде.
Формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать вещи.
«Кукла Таня хочет спать»
Цель: познакомить с новой игровой цепочкой (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть одеялом); научить ласково обращаться с куклой.
«Как заботится о своей одежде»
Цель: уточнить и систематизировать детские представления о бережном отношении к одежде.
«Кукла Таня у нас в гостях»
Цель: формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.
«Умоем куклу Таню»
Цель: воспитывать потребность мыть руки с мылом перед едой; учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем.
«Кукла Таня простудилась»
Цель: формировать навык пользования носовым платком.
Дидактические упражнения
«Болезнь куклы Тани»
Цель: воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относится к больному; учить проигрывать воображаемую ситуацию.
«Научим куклу Таню спускаться и подниматься по лестнице»
Цель: учить детей лазать по гимнастической лесенке одновременным способом, чередующим шагом.
«Я ищу детей, которые полюбили бы меня»
Цель: привлечь внимание детей к новой игрушке-кукле; учить рассказывать о том, как они будут с ней играть.
«Покажи на кукле и на себе»
Цель: обучать ориентировке в схеме собственного тела; называть части тела.
Игровые ситуации
«Путешествие с Таней в страну одежды»
Цель: помочь детям в освоении родового понятия «одежда» на основе осознания её назначения как существенного признака; раскрыть зависимость особенностей одежды человека от сезонных изменений и её назначения (домашняя, повседневная, праздничная); способствовать развитию связной речи, умению доказывать свои суждения; воспитывать желания одеваться со вкусом.
«День рожденья куклы Тани»
Цель: знакомить с правилами гостеприимства, учить общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывать чувства доброжелательности, участия, умение дарить и принимать подарки.
«Из какой ткани сделана одежда»
Цель: уточнить знание детей о разнообразии тканей.
Дидактическая игра
«Кукла Таня хочет спать»
Дидактическая игра
«Научим куклу Таню спускаться и подниматься по лестнице»
Дидактическая игра
«Научим куклу Таню одеваться на прогулку»
Дидактическая игра
«Умоем куклу Таню»