Куровская Оксана
Методическое пособие «Макет дороги»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие для детей 3 - 7 лет по безопасности дорожного движения «Макет дороги»
Наглядные методические пособия и развивающие игры являются неотъемле-мой частью развития детей. Именно в раннем детском возрасте закладываются базовые знания об окружающем мире и способах взаимодействия с ним. Широко известны положительные свойства методических пособий :
Публикация «Методическое пособие „Макет дороги“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- ПДД. Макеты улиц, дорог и перекрестков
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
- способствуют улучшению памяти, внимания;
- развивают логическое мышление и творческое воображение у ребенка.
Методические пособия, как правило, разрабатываются с целью знакомства детей, в простой и доступной форме, с окружающей средой. Использование методи-ческих пособий во время занятий в детском саду повышает интерес к процессу обу-чения, а яркие изображения, знакомые герои сказок и мультфильмов привлекут внимание ребенка к изучаемой теме.
Наглядные методические пособия для детских садов обычно организованы в игровой форме, поскольку игра является основным доступным и самостоятельным видом деятельности для ребенка. Они, как правило, направлены на развитие различ-ных навыков таких, как сосредоточенность, усидчивость, развитие мелкой моторики рук и общему знакомству с окружающей средой. При этом ребенок (дети) знакомят-ся с новой темой и повышают свои уже сформированные навыки взаимодействия с другими детьми.
Одними из самых популярных методических пособий являются пособия по изучению безопасности жизнедеятельности. Различные виды таких пособий позволя-ют заложить необходимые основы и навыки безопасности в раннем детском возрас-те. Безопасность на дороге одна из основных изучаемых тем с детьми в ДОУ детей разных возрастных групп.
Данное познавательное методическое пособие предназначено для детей 3 - 7 лет. Представлено в виде настольной игры с дополнительными элементами. Универсальность методического пособия заключается в том, что оно даёт возможность изучать правила дорожного движения как с одним ребенком, так и с группой детей.
Чтобы игра была интересной и реалистичной, в состав методического пособия входят : дорожное полотно, разнообразные фигуры участников дорожного движения (транспорт, люди, а также различные вспомогательные фигуры (здания, деревья, дорожные знаки и др., которые помогут участникам игры создать и разыграть ситуации, возникающие на дороге.
Чтобы начать использовать методическое пособие необходимо заполнить поле фигурами и смоделировать ситуацию. Методическое пособие «Макет дороги» можно применять, как для первоначального изучения правил дорожного движения, так и для проверки пройденного материала.
При ознакомлении с игрой, педагог может рассказывать воспитанникам правила, при этом показывая, какое действие должен совершить тот или иной участник дорожного движения. А при закреплении и проверке знаний предложить детям старшего дошкольного возраста нарисовать тематические рисунки и смоделировать ситуацию на игровом полотне.
Макет дороги предназначен как для совместной непосредственной образова-тельной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.
Данное пособие можно использовать при интеграции образовательных облас-тей: "Социализация", "Труд", "Безопасность", "Коммуникация", "Познание", а также для обеспечения развития игровых навыков.
Дидактические игры для методического пособия по безопасности дорожного движения «Макет дороги»
«Шофер»
Цели: учить детей правилам дорожного движения, воспитывать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, используя знания в игре, развивать внимательность.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в водителя автомобиля, соблюдая дорожные знаки. Дети, действуя по указанию дорожных знаков, встречающихся на пути, объясняют значение знака, его необходимость на дороге.
«Безопасный пешеход»
Цели: продолжать расширять знания о дорожных знаках, учить действовать в соответствии со знаками движения. Формировать безопасное поведение на дорогах и улицах города.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь кукле дойти до «Детского сада». Дорогой встречаются дорожные знаки, дети рассказывают, как правильно нужно действовать в соответствии с дорожными знаками, описывают какой знак что обозначает, для чего необходим. Повторяют знакомые стихотворения о дорожных знаках. Дойдя до финиша «Детского сада», дети поют песенку дорожную.
«Светофор»
Цели: продолжать расширять знания о светофоре, способствовать развитию реакции на свет светофора, развивать внимательность.
Ход игры: воспитатель показывает макет светофора, затем раздает детям
кружки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Поочередно поясняет, что нужно пешеходу делать, а дети показывают соответствующий свет, который должен гореть в данный момент. Разгадывают загадки про светофор.
«Водитель и пешеход»
Цели: продолжать формировать знания о дорожных знаках, учить действовать правильно в соотношении с указанием знака, расширять словарный запас, связную речь, развивать умение играть в коллективе, прислушиваясь к советам товарищей.
Ход игры: в игре действуют одновременно роли пешехода и водителя. Пешеходу необходимо прийти в указанное место, на пути пешеход встречается с движущимся транспортом. Дети далее действуют по правилам дорожного движения, рассказывая, почему необходимо поступить именно так. Разгадывают загадки о знаках дорожного движения, рассматривают иллюстрации с изображением знаков, повторяют стихотворения о дорожных знаках.
«Подумай – отгадай»
Цели: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Ход игры: воспитатель задает вопросы детям, тот из детей, кто знает правильный ответ, поднимает руку, тот, кто первым ответит правильно - получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?
(«Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).
«Поставь дорожный знак»
Цели: учить детей различать дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть игровое поле и то, что на нём изобра-жено. Расставить нужные дорожные знаки : (например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрёстке - «Пешеходный переход» и т. д.).
«Законы улиц»
Цели: учить детей безопасному поведению на дорогах, учить уважать и соблюдать дорожные правила - основу безопасности на дорогах; развивать психические качества ребё нка: восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение; воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.
Ход игры:
1 вариант
Детям предлагается:
1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нём изображено.
2. Поставить дома и деревья, расставить светофор возле пешеходного перехода,
регулировщика на перекрёстке, установить дорожные знаки такие как : «Осторожно, дети!» (например возле школы, «Пешеходный переход», «Въезд запрещён» и так далее.
2 вариант
Воспитатель рассматривает с детьми игровое поле с улицами и домами и проезжей части, задаёт ряд вопросов. Свои вопросы и ответы дети сопровождают показом на игровом поле.
Вопросы к детям:
- Какие дома на нашей улице? (большие, маленькие)
- Где должны ходить пешеходы?
- Где должны ездить машины?
- Что такое перекресток?
- Где и как правильно его переходить?
- Что обозначает пешеходный переход?
- Как регулируется движение на улице?
- Какие сигналы светофора вы знаете?
- Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
- Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель предлагает детям с помощью кукол разыграть различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый - останавливаются, ждут, на красный - продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного знаком «пешеходный переход» и там проходят проезжую часть. Потом воспитатель предлагает детям проехать по улице соблюдая правила дорожного движения.