людмила первушина
Методическое пособие для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 «Буратино» станицы Юго-Северной
муниципального образования Тихорецкий район
Методическое пособие для развития мелкой моторики рук
у детей старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед Первушина Людмила Юрьевна
352110 Россия Краснодарский край, Тихорецкий район, станица Юго-Северная, улица Северная 77
Тел. 8(86196)43-9-14, mbdou31@bk.ru
2023 год
Публикация «Методическое пособие для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность авторской разработки обоснована необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного развития мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности
Представленное методическое пособие предназначено для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, с целью познакомить родителей с практическими приемами по развитию мелкой моторики у детей.
Общие приоритеты разработки: научить родителей создавать условия для проведения упражнений по развитию мелкой моторики в домашних условиях; показать способы и приемы развития мелкой моторики; познакомить с правилами проведения упражнений по развитию мелкой моторики.
Разработанные игры и упражнения несут огромную пользу в процессе речевого развития, способствуют не только интересному времяпрепровождению, но и расширяют воображение, кругозор ребенка.
Высокая результативность системы такой работы дает право на внедрение ее в воспитательно-образовательную деятельность.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
1. Упражнения с использованием шестигранного карандаша
«Скалка»
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Ход: Ребенку предлагается взять толстый шестигранный карандаш. Он кладет его на стол. Ребенок, имитируя скалку, начинает катать карандаш по столу, поочередно меняя руки, при этом проговаривая:
Тесто я катаю,
Руки разминаю.
«Мы в походе».
Прокатывание карандаша между ладошками.
Ход: Ребенку предлагается на одну ладошку положить карандаш, а другой его прикрыть. Карандаш прокатывать между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев до запястья. По ходу выполнения задания можно увеличить количество карандашей, при этом проговаривать:
По тропинке мы пойдем,
И друзей всех соберем.
«Поймай меня»
Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.
Ход: Ребенку предлагается взять карандаш всеми пальчиками. Он начинает его крутить. Пальчики должны двигаться по карандашу, имитируя бег, догоняя друг друга. Движения сопровождаются речью ребенка:
Я за тобой всегда бегу,
Но никогда не устаю.
«Юла»
Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.
Ход: Ребенку предлагается вращать карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Можно предложить ребенку поменять пальцы рук на большой и средний. Движения сопровождаются речь ребенка:
Ты крутись, крутись, юла,
Пальчики работают всегда.
«Пропеллер»
Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами.
Ход: Ребенку предлагается взять карандаш тремя пальцами и начать его вращать. Постепенно увеличивая скорость, при этом проговаривать слова:
Не отправится в полет
Без пропеллера вертолет.
«Карусели»
Прижимание поочередно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.
Ход: Ребенку предлагается положить карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Поочередно он должен нажимать на концы карандаша указательным и безымянным пальцами, при этом проговаривая:
На карусели я промчусь
И несомненно удержусь.
2. Игры с резиночками для волос.
«Кто быстрее»
Надевание резиночек на пальцы рук с опорой на схему на карточке.
Ход: Детям предлагается надеть резиночки на руку, как показано на схеме. Игра выполняется на скорость. Кто первый выполнит задание, тому можно задать вопросы:
Сколько резиночек на руке? Какого они цвета? На каком пальце синяя резиночка? И т. п.
«Запомни и повтори»
Надевание резиночек на пальцы рук, предварительно запомнив схему.
Ход: Вначале ребенку предлагается посмотреть на карточку со схемой и запомнить порядок расположения резиночек. Затем он надевает резиночки себе на руку по памяти.
«Невидимка»
Надевание резиночек по комментариям.
Ход: Дети садятся спиной друг к другу. Один ребенок надевает резиночки себе на пальцы и комментирует свои действия. Другой ребенок повторяет за ним.
3. Игры с сыпучими материалами.
«Кладоискатель»
Найти с помощью магнита предмет, спрятанный в окрашенном рисе.
Ход: Ребенку предлагается взять палочку с привязанным на конце магнитиком. В рисе предварительно спрятать игрушку. Ребенок ищет «клад», при этом приговаривая:
Клад пиратский отыщу,
Всех друзей я угощу.
«Сыщик»
Найти потерянные предметы в рисе или фасоли.
Ход: Ребенку предлагается найти потерянные предметы, предварительно спрятанные в сыпучем материале. Когда ребенок находит предмет, должен проговорить:
От меня не скроешься,
Все равно найду.
4. Игры с подручными материалами.
«Палочки-повторялочки»
Повторить узор, изображенный на схеме.
Ход: Ребенку предлагается выложить из палочек для мороженного узор, изображенный на карточке со схемой. Далее можно усложнить. Ребенок должен выложить узор по словесной инструкции взрослого.
«Крышки-мартышки»
Выложить рисунок из крышек от бутылок по образцу.
Ход: Ребенку предлагается взять разноцветные пластиковые крышки и выложить из них узор как на карточке.
5. Игры с пуговицами.
«Найди на ощупь»
Найти среди остальных пуговиц ту, которую пробовал на ощупь.
Ход: Ребенку предлагается с закрытыми глазами пощупать пуговицу. Затем ее убирают к другим пуговицам. Ребенок должен ее найти, опираясь на свои ощущения.
«Художник»
Выложить из пуговиц различные рисунки.
Ход: Ребенку предлагается выложить из пуговиц цветочки, домики, дорожки, словом то, что подскажет его фантазия.