Алена Андреевна Лючева
Методическое пособие для педагогов и родителей «Проектная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Глава I. Теоретические основы проектной деятельности в детском саду
1.1. Значение проектной деятельности дошкольников
Принципы проектной деятельности.
1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.
2. Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребёнка в пространстве возможного.
Публикация «Методическое пособие для педагогов и родителей „Проектная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
3. Проектная деятельность опирается на субъектность ребёнка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребёнка, но и реализацию его смыслов.
5. Проектная деятельность имеет адресный характер.
Способы разработки проектов в ДОУ.
Системная паутинка по проекту :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Модель трёх вопросов что знаю? что хочу узнать? как узнать?
- Что знаю? - проблема. Выяснить, что дети уже знают по теме.
- Что хочу узнать? - проектирование. План по теме проекта.
- Как узнать? - поиск информации. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.
Образ "Семь мы" (по Заир-Бек).
• Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
• Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
• Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов).
• Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).
• Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).
• Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
• Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Классификация тематических проектов в ДОУ.
По доминирующей в проекте деятельности :
- исследовательски – творческий;
- ролево – игровой;
- творческий;
- информационный (практико-ориентированный).
По предметно - содержательной области:
- Монопроекты (одна образовательная область);
- Интегративные (две и более образовательные области).
По характеру координации:
- непосредственный;
- скрытый.
По характеру контактов:
- с воспитанниками нескольких групп;
- с воспитанниками одной группы;
- с воспитанниками всего ДОУ.
По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог) :
- краткосрочные (1 – 3 недели);
- средней продолжительности (до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Что такое "проект"?
Каждый проект - это "пять П" :
1. Проблема;
2. Проектирование (планирование);
3. Поиск информации;
4. Продукт;
5. Презентации.
Ожидаемые результаты проекта :
- для детей;
- для педагогов;
- для членов семьи.
Краткое содержание проекта :
- Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи.
- Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи.
- Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
1.2. Виды проектной деятельности дошкольников
(Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса)
Выделяют три основных вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации:
- Исследовательская проектная деятельность;
- Творческая проектная деятельность;
- Нормативная проектная деятельность.
Исследовательская деятельность. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).
Творческая деятельность. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Нормативная проектная деятельность. Дети, уходя на занятие подгруппы, оставляют свои игры незавершенными, а вернувшись с занятия, видят, что ребята, оставшиеся в группе, изменили или разрушили сложившийся сюжет. В связи с этим между дошкольниками возникают конфликты (рисунки).
1.3. Организация проектной исследовательской деятельности в детском саду
Проектная деятельность это сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует от воспитателей больших организационных усилий, но при этом позволяет:
• повысить профессиональный уровень родителей и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным с родителями;
• развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
• развивать у детей такие качества, как социализированность и активность;
• создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).
Создание творческой группы должно быть инициировано воспитателем. Для этого необходимо выявить степень готовности педагогов и родителей к участию в проектной деятельности, обратив внимание на то, хочет ли воспитатель и родитель :
• осваивать дополнительную литературу;
• организовывать новые формы активности детей;
• участвовать в специальных встречах с коллегами и единомышленниками;
• систематически анализировать и фиксировать результаты своей деятельности (вести дневник и т. п.).
Таким образом, проектная деятельность стала частью учебного процесса, ведь при ее реализации у детей возникает множество вопросов, в основе, которой лежит познавательный мотив. Дети задают вопросы сверстникам, родителям, воспитателям, ищут ответы в книгах, а затем, с готовыми материалами, выступают перед всеми детьми. Некоторые детские вопросы становятся темами очередных специальных бесед, которые проводятся в основном, в вечерние отрезки времени. В конце каждого проекта дошкольники демонстрируют свои умения думать, рассуждать, делать выводы.
Глава II. Практический материал в помощь воспитателям
2.1. Паспорт проекта «Водный транспорт»
Наименование проекта : «Водный транспорт».
Вид проекта : Познавательный, творческий.
Участники: Воспитатель - дети - родители - сотрудники ДОО.
Цели:
Развитие у детей любознательности, стремление к познанию, творчеству, умение принимать решения, готовность к сотрудничеству.
Задачи проекта : 1. Расширять знания детей о различных видах водного транспорта, о профессиях членов экипажа корабля: капитана, боцмана, матросов, врача, радиста, кока и др.
2. Развивать умение работать в коллективе взаимодействовать с взрослыми, высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельным, инициативным.
3. Воспитывать творческие способности, получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Продукт проекта : Авторская книжка о водном транспорте.
Пополнение предметно - пространственной развивающей среды ДОО. Педагог : Родители и дети :
Информация в родительском уголке. Изготовление атрибутов для ролевой игры.
Оформление панно. Изготовления авторских книжек.
Подбор художественной литературы, картин. Подбор книг, журналов, энциклопедий для книжного уголка.
Подбор дидактических игр. Выставка детских рисунков.
Картины. Составление презентационных работ - рассказы детей.
Предварительная работа (подбор необходимых материалов, мероприятий, предложений). - разработка плана проекта;
- подбор необходимой литературы;
- анкетирование родителей;
- опрос детей;
- составление планов конспектов образовательного процесса;
- подбор пособий для развивающей среды;
- сценарий итоговых мероприятий.
Проблематизация:
Рассматривание карты улуса. Определить, как добраться по реке до райцентра?
Выбор темы проекта Актуализация знаний детей.
Задачи детей: Выяснить какой водный транспорт есть в поселке Зырянка.
Чем они отличаются? Для чего они нужны людям? О каком транспорте вы хотите рассказать? Выберите один из видов и нарисуйте свой водный транспорт.
Создание авторской книжки о видах водного транспорта.
Планирование проекта Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на вопросы? ПРОБЛЕМА. Выясняем, что дети уже знают по теме.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Планируем по теме проекта.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Ищем источники новых знаний, т. е. средства для проекта. Кому будем обращаться за помощью?
Реализация проекта
(сроки и мероприятия – план мероприятий). В ходе непосредственной образовательной деятельности : В ходе режимных процессов:
Воспитатель - дети: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «Транспорт».
Конспект НОД по знакомству с окружающим миром на тему: «Водный транспорт» в подготовительной группе.
• Беседа «Что такое теплоходы, пароходы»; «Профессии людей, работающих на кораблях»; «Разные виды водного спорта».
• О. Б. Ж. «Правила поведения на воде»; «Правила поведения на корабле».
• Чтение художественной литературы «Это книжечка моя, про моря и про меня» В. В. Маяковский; «Родной человек» В. Коржиков; «Акула» Л. Н. Толстой.
• Заучивание стихотворения «Моряк» В. Степанов.
• Опыт с водой: «Какие предметы могут плавать».
• Рисование на тему «Водный транспорт».
Развлечение на тему «Корабли. Водный транспорт». • В книжном уголке рассматривание книг, иллюстраций, рисунков, фотоальбома о службе папы одного из детей в мор флоте.
• Дидактические игры «Составь предложение»; «Кто больше скажет о профессии»; «Мы плывём на корабле»; «Подбери слово»; «Собери корабль»; «Как себя вести»; «Один лишний»; «Пазлы».
• Подвижные игры «Моряки и акула»; «Море волнуется».
• Хороводная игра «Теплоход».
• Строительные игры «На нашу пристань заходили корабли»; «Военный корабль».
• Сюжетно - ролевая игра «Морское путешествие».
Воспитатель - родители :
- проведение родительского собрания;
- консультации для родителей : «Роль родителей в проектной деятельности»; «Познавательная активность старших дошкольников»; «Опыты и исследования дошкольников»;
- информация в родительском уголке;
- оформление панно.
Родитель - ребенок :
- поиск информации в интернете, СМИ, энциклопедиях и др. источниках, опрос родственников;
- экскурсия родителей с детьми на реку, в библиотеку;
- рассказ детей о том, как они готовили книжку;
- изготовления родителей с детьми авторских книжек.
Воспитатель - сотрудники: - помощь старшего воспитателя в поиске информации;
- помощь музыкального работника в проведении развлечения детей.
Презентация (подведение итогов) :
- выставка книг, разработка развлечения для детей;
- выступления детей в защите авторской книжки.
Дети узнали историю судостроения. Расширили знания о разных видах водного транспорта; о назначении разных видов кораблей, о морских профессиях, о водных видах спорта; о водных транспортах которые находится в родном поселке Зырянка. Научились проявлять творческую активность, самостоятельно принимать решение, общаться в коллективе.
2.2. Конспекты занятий в помощь воспитателям детских садов
Конспект занятия по знакомству с окружающим миром на тему: «Водный транспорт» в подготовительной группе
Задачи:
- Расширять представления детей о видах транспорта.
- Закреплять знания об истории развития водного транспорта и его видах.
- Знакомить с профессиями людей, которые трудятся на водном транспорте.
- Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Материалы:
Схемы видов транспорта; рисунки детей «Водный транспорт»; иллюстрации истории создания водного транспорта; фото парохода; пазлы «Пароходы»; разрезные картинки водного транспорта; «соедини по точкам», простые карандаши.
Ход занятия
- Дети, какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, водный, наземный, подземный - выставляем схемы).
- Дети, которые раньше ходили в нашу группу, а теперь учатся в школе, оставили вам свои рисунки. Внимательно рассмотрите их и догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить. ( На рисунках: плот, парусник, пароход, катер, подводная лодка).
- Это водный транспорт.
- Давайте вспомним историю создания водного транспорта: бревно – плот – лодка – ладья – парусник – пароход – теплоход – грузовые суда – ледокол – подводная лодка (показ иллюстраций).
- Послушайте, пожалуйста, рассказ (по тексту на доску выставляем карточки с названиями).
«В синем море»…
Как много по рекам, морям и океанам ходит больших и маленьких судов и пароходов! Хочешь узнать о них побольше?
Для начала договоримся, как настоящие морские волки, называть все военные корабли кораблями, а корабли, предназначенные для путешествий и грузовых перевозок, - судами. И ещё неплохо знать, что корабли по морю не плавают, а ходят.
Суда, на которых люди путешествуют в разные страны, города или совершают морские прогулки, называются пассажирскими. Самые удобные и роскошные из них – круизные лайнеры. Это огромные суда длиной до 300 метров со своими ресторанами, магазинами, детскими площадками, бассейнами и кинотеатрами.
Суда, которые перевозят сыпучие грузы – песок, уголь, различные горные породы, - называются балкерами. Они очень устойчивы на воде и сделаны так, чтобы их груз не мог пересыпаться с места на место.
Жидкие вещества помогают перевозить танкеры. Своё название танкеры получили благодаря специальным отсекам внутри корпуса – танкам. В этих отсеках можно перевозить нефть, масло и даже пресную воду.
Но самые отважные и крепкие суда – это ледоколы. Они мужественно пробираются сквозь арктические льды и выручают из беды своих товарищей, попавших в ледовый плен.
Физкультминутка
В понедельник я купался, а во вторник – рисовал.
В среду долго умывался, а в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье целый день я отдыхал.
- Дети, как вы думаете, кто работает на судне? Назовите профессии.
Капитан – главный человек на судне.
На военном корабле – командир.
Штурман – прокладывает маршрут, указывает направление судна с помощью морской карты, где указаны глубины, течения, рифы, подводные скалы.
Механик – отвечает за все механизмы на судне; в подводной лодке: за двигатели, валы, гребные винты.
Боцман – отвечает за всё имущество на судне, такелаж: канаты, цепи, якоря. Организует швартовочные работы – причалили, отчалили от пристани.
Судовой врач.
Кок – морской повар.
Матросы: мотористы, рулевые, трюмные.
Все профессии важны на судне!
- На столах у вас, ребята, приготовлены задания, у всех разные: кто-то работает в паре, кто-то самостоятельно. По необходимости помогайте друг другу. Пазлы «Пароходы», разрезные картинки, соедини по точкам; тексты загадок: «В лесу родилась, в воде живёт» (лодка из дерева); «Под водой железный кит, днём и ночью кит не спит. Днём и ночью под водой охраняет твой покой» (подводная лодка).
- Дети, скажите, что нового вы сегодня узнали, что вам понравилось и запомнилось? (ответы детей).