Светлана Мышаева
Методическое пособие — дидактическая игра «Волшебная коробочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№105 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
«Челядьс свмдан 105 №-а видзанін школадз велдан
Сыктывкарса муниципальнй сьмкуд учреждение»
Номинация «Дидактическая игрушка»
Методическое пособие -
дидактическая игра
«Волшебная коробочка»
Разработал:
Воспитатель
Без категории
Мышаева С. С.
Сыктывкар 2017
Публикация «Методическое пособие — дидактическая игра „Волшебная коробочка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2017
Дидактическая игра
«Волшебная коробочка» для детей 1.6-3
лет[/b]
Игра или обучение?
В педагогике не раз возникал вопрос, куда следует отнести дидактическую игру : в раздел игровой деятельности или в раздел дидактики, в средства обучения. Все-таки по форме деятельности она примыкает к игре и позволяет средствами игры осуществлять разнообразные задачи воспитания и обучения.
В дидактической игре реализуется не только то, что дети получают в организованном процессе обучения на занятиях, но и то, что дети усваивают через книгу, что узнают путем личного опыта.
Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что дидактическая игра, создаваемая и управляемая воспитателем, вносит в жизнь детей интересное содержание, обогащает её, удовлетворяет в потребность к игре. А потребность в игре, создание «умной» игры является мощным орудием воспитания.
Дидактическая игра, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Следовательно, педагогом, в процессе образования детей дидактическая игра «Волшебная коробочка» в течении дня может применяется:
1. Как игровой приём обучения,
2. Как игровая совместная деятельность детей под руководством воспитателя,
3. Как самостоятельная игра детей.
Требования к построению работы с детьми:
- обеспечение системности в процессе освоения сенсорных эталонов;
- ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т. д.);
- создание благоприятных условий для развития ребенка в Учреждении и дома;
- развитие познавательных способностей в процессе освоения сенсорных эталонов;
- усвоение детьми математических терминов;
- повышение познавательных интересов детей за счет развивающего обучения;
- организация развития детей с учетом индивидуальных способностей и возможностей;
- гарантированность ребенку к концу дошкольного детства базового уровня развития;
В процессе использования дидактической игры «Волшебная коробочка» выделяются этапы:
1) первый этап.
Цель: привлечь внимание детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен;
2) второй этап.
Цель: обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках; представлений об окружающем мире, предметах.
3) третий этап.
Цель: формирование представлений об эталонах; представлений об окружающем мире, предметах.
4) четвертый этап.
Цель: создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний, умений и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной самостоятельной деятельности.
Дидактическая игра «Волшебная коробочка» поможет в формировании определенных умений и навыков:
- способам обследования формы зрительным путем;
- осознанию поставленной цели, овладению различными способами решения поставленных задач, поиску различных средств достижения цели;
Дидактическая игра «Волшебная коробочка» поможет в совершенствовании психических процессов:
- в формировании эмоциональной заинтересованности;
- в знакомстве с предметами и действия с ними;
-в развитии восприятия, памяти, внимания, мышления;
- в речевом развитии.
Из чего состоит дидактическая игра?
Дидактическая игра состоит из деревянной коробочки с крышкой, на которой расположены отверстия, а также карточек, которые хранятся в нижней части коробочки ( большие карточки нескольких видов: с изображением животных-домашних и диких, карточки для игр «большой-маленький», «один-много» и карточка с геометрическими фигурами трёх цветов-красный желтый, зеленый; средние карточки с изображением больших и маленьких предметов, маленькие карточки с изображением детенышей животных, еды для животных, предметов различной геометрической формы и изображений различных цветов)
Цель: формирование и усвоение сенсорных эталонов, представлений об окружающем мире.
Задачи для детей 1. 6-2 лет:
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
• Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, вызывая эмоционально-положительный отклик
• Способствовать формированию представлений об окружающем мире.
• Вызывать стремление подражать действиям взрослого
Образовательная область: познавательное развитие
• Учить группировать однородные предметы по величине
• Учить детей различать предметы, помочь запомнить название, активизировать в речи детей соответствующий словарь
• Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память.
• Обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий, правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»
Образовательная область: речевое развитие
Учить по слову взрослого находить и показывать на картинке определенные предметы;
• Учить детей различать и по возможности называть животных, предметы, игрушки.
• Развивать слуховое внимание посредством игр и игровых упражнений;
• Развивать речь, обогащать словарь словами «большой», «маленький»
• Формировать умение отвечать на вопросы «кто это?», «что это?»,
• Побуждать проговаривать вслед за воспитателем звукоподражания животным (ко-ко, му-му, мяу-мяу); развивать фонематический слух;
• Различать на слух два-три слова и находить соответствующие картинки (предметы);
• Дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку; ко-ко; му- му; мур-мур; и др.);
• Понимать слова «большой», «маленький», такой, не такой, разные.
Образовательная область: физическое развитие
• Развивать координацию рук под зрительным контролем
Задачи для детей 2-3 лет:
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
• Закреплять простейшие действия с предметами, формировать положительное эмоциональное отношение к общению со сверстниками и взрослым.
• Способствовать формированию и закреплению представлений об окружающем мире.
• Воспитывать бережное отношение к животным
• Поддерживать стремление подражать действиям взрослого
• Поощрять элементарные взаимодействия между детьми по поводу игровых материалов.
Образовательная область: познавательное развитие
• Учить детей обращать внимание на формы предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий
• Учить детей различать и называть взрослых животных и их детёнышей, классифицировать диких и домашних животных, способствовать формированию представление о питании различных животных.
• Развивать восприятие, наблюдательность, внимание, мышление, память.
• Формировать представление о диких и домашних животных
• Обогащать зрительно-осязательный опыт детей
• Закреплять умение группировать разнородные объекты по цвету, форме, величине, количеству.
• Закреплять представления и геометрических формах, упражнять в их названии, учить подбирать к заданному образцу предмет той же формы, или цвета.
Образовательная область: речевое развитие
• Развивать речь, активизировать в речи слова «большой», «маленький»
• Развивать слуховое внимание посредством игр и игровых упражнений;
• Закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова «такой, не такой»
• Пополнять активный словарь названиями знакомых предметов, их качеств, действий;
• Побуждать проговаривать вслед за воспитателем, а затем самостоятельно звукоподражания животным (ко-ко, му-му, мяу-мяу) и предметам ( машина: би-би); развивать фонематический слух;
• Различать на слух два-три слова и находить соответствующие картинки (предметы);
• Дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку — ко-ко; му- му — мур-мур; ха-ха — ах-ах и др.);
• Понимать слова «большой», «маленький», такой, не такой, разные.
Образовательная область: физическое развитие
• Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию рук под зрительным контролем.
Формы работы:
поручения;
игры-забавы;
игры-предположения;
игры-поручения;
игры-загадки;
игры-имитации
игровая речевая ситуация;
наблюдения;
рассматривание игрушек;
индивидуальная, групповая и подгрупповая работа
Как играть?
С данным пособием можно играть в несколько игр :
1. Большой-маленький. Ребенок подбирает карточки с изображением предметов соответствующего размера, и кладет их в соответствующее отверстие, опираясь на карточку-образец.
2. Один –много. Ребенок подбирает карточки с изображением одного или нескольких предметов и кладет их в соответствующее отверстие, опираясь на карточку-образец.
3. Найди детеныша. Ребёнок ищет карточку детеныша (на каждое взрослое животное даны по две карточки с изображением детеныша) Усложнив игру ребенок должен назвать животное и детёныша.
4. Покорми животное. Ребенок должен подобрать для каждого животного еду (каждому животному соответствует по 4 карточки еды).
5. Найди детеныша и покорми маму и малышей. Это более усложненная игра, где ребенок должен не только найти детеныша маме, но и покормить их.
6. Подбери по цвету. Ребенок должен подобрать карточки с изображением нужного цвета (на каждый цвет по 5 карточек). Усложнить игру можно попросив ребенка называть предмет и его цвет. Например: «Это красная чашка, а это жёлтые цыплята»
7. Подбери по форме. Ребёнок должен подобрать карточки с изображением нужной формы (на каждую геометрическую форму по 5 карточек с предметом). Усложнить игру можно попросив ребёнка называть предмет и его форму. Например: «Это квадратные часы»
Таким образом, дидактическая игра «Волшебная коробочка» прямым образом повлияет на успешность деятельности как педагога с ребенком, так и в дальнейшей жизни самого ребенка, послужит основой познания мира.
Содержание игры создадут необходимые предпосылки для формирования психических функций - зрительного, слухового, тактильного и других видов ощущений и восприятий, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Ранний возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире и наиболее сенситивным для сенсорного развития детей.
Желаю успехов!