Светлана Антонова
Методическое портфолио воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Я думаю, что актуальность темы «Безопасность жизни ребенка», ни у кого не вызывает сомнения. Все мы смотрим телевизор, узнаем новости по радио и в соц. сетях. Полученная информация вызывает тревогу. Наблюдается увеличение числа преступлений направленных против детей, повышение уровня детского травматизма и гибели детей на дорогах. Задумайтесь, согласно официальной статистике, каждые 3 минуты в ДТП гибнет ребенок. Все это должно заставить нас, педагогов, задуматься о роли в воспитании ребенка и просвещение родителей.
Ежедневно миллионы мальчишек и девчонок приходят в детский сад.
Публикация «Методическое портфолио воспитателя» размещена в разделах
И как только рано утром воспитатель принял ребенка, вся забота о его безопасности возлагается на сотрудников детского сада. Теперь они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка.
В работе по обеспечению безопасности детей можно выделить два направления.
Первое направление – создание безопасных условий нахождения ребенка в ДОУ. Оно осуществляется всеми сотрудниками учреждения и регламентируется правовыми актами разного уровня.
Такими актами являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка — это международный документ, который провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Статья 6 провозглашает право ребенка на жизнь и развитие. В ней говорится: «Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие».
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 30.12.2015)
«Об образовании в Российской Федерации». В статье 28. п. 6. говориться, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 г. N 26 устанавливают требования к территории, помещениям, оборудованию и игрушкам в ДОУ.
• Инструкции по технике безопасности, по охране жизни и здоровья ребенка и др.
• Локальные акты ДОУ.
• Должностная инструкция воспитателя, в которой указано, что
воспитатель осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
Следуя всем требования и инструкциям, мы можем создать ребенку «идеальные» условия существования: убрать все углы, сделать мягкие стены, не давать в руки колющие и режущие предметы, убрать качели. Но, хорошо ли это для ребенка. Поможем ли мы ему адаптироваться в окружающем мире, стать самостоятельным.
Поэтому наиболее важным является второе направление работы по обеспечению безопасности детей, обусловленное требованиями ФГОС. Оно обеспечивает
формирование у ребенка основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Здесь основная работа осуществляется педагогами ДОУ совместно с родителями.
Для достижения поставленной цели в своей работе я выделяю три основные задачи:
• Познакомить детей с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в повседневной жизни;
• Совместно с детьми разработать и закрепить правила безопасного поведения. Почему совместно с детьми? У человека на всю жизнь откладываются только те правила, которые он может понять, пропустить через себя. Если ребенку в раннем возрасте мы прививаем правила на уровне ощущений (горячо, холодно, больно, то детям в старшем дошкольном возрасте мы можем объяснить причины установления того или иного правила.
• Проводить просветительскую работу с родителями по вопросам безопасности детей.
При решении поставленных задач учитываются основные принципы дошкольного образования:
• Индивидуально – личностный подход к каждому ребенку.
• Интеграция образовательных областей.
• Систематичность и последовательность.
• Наглядность.
В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения. Она охватывает все возрастные группы. Важным фактором для ее создания послужило то, что в качестве подарка на 50 - летний юбилей детского сада нам было вручено оборудование для изучения ПДД на игровых площадках. Теперь изучение правил дорожного движения возможно проводить даже с малышами, не выходя за территорию ДОУ.
Данная система включает в себя как традиционные методы обучение, так и применение инновационных технологий, таких как:
• личностно-ориентированные;
• информационно-коммуникационные технологии;
• проектная деятельность;
• игровые технологии (песочная терапия).
Использованию ИКТ способствует хорошо обеспеченная материально – техническая база ДОУ. Каждая группа оборудована интерактивной доской и интерактивным столом, что значительно расширяет возможности педагога при проведении образовательного процесса и обогащает игровое пространство детей.
Проектная деятельность в ДОУ осуществляется во всех образовательных областях. Совместно с детьми, родителями и сотрудниками ГИБДД были проведены проекты по безопасности на дороге «Наш друг светофор», «Воспитываем пешехода», «Зебра наш друг» и др. Каждый месяц проводятся тематические прогулки по обучению детей правилам дорожного движения с использованием оборудования, расположенного на территории детского сада.
Раз в квартал каждая группа организует мероприятия по обучению детей правилам безопасного поведения в различных ситуациях. Традиционно в июне мы проводим музыкально – спортивный праздник «Веселый светофор», целями которого является закрепление и обобщение знаний детей о безопасном поведении на улицах города. Так же закреплять правила поведения на улицах города нам позволяют многочисленные экскурсии, посещение музеев и выставок.
В работе по формированию у детей основ безопасного поведения большую помощь оказывают сотрудники ГИБДД, работники детской библиотеки, театральные студии нашего города. Они проводят с детьми и родителями тематические беседы, консультации и семинары, показывают представления о правилах безопасности в быту, природе и социуме.
Очень большая и важная работа была проведена в рамках разработки и осуществления проекта, посвященного 70 – тилетию победы в ВОВ. В нем принимали участие ветераны, жители блокадного Ленинграда, работники тыла. Они рассказали о том, как им удалось выжить в самые трудные военные годы.
Для более полного освещения работы педагогического коллектива создан сайт детского сада, а так же каждый воспитатель ведет личный блог, на котором размещает свои научные статьи, авторские разработки; творческие презентации; проекты; конспекты НОД; консультации для родителей.
Результатом работы каждого педагога являются достижения детей. Проводимый в конце года мониторинг показывает, что уровень освоения детьми знаний по основам безопасной жизнедеятельности постоянно растет. В подготовительной к школе группе доля детей усвоивших требования общеобразовательной программы детского сада в данной области составляет более 95%. Подтверждение этому - результаты всероссийского конкурса «Веселый светофор», в котором наши дети заняли призовые места. Выпускники прошлого года не только сами выучили правила дорожного движения, но и поделились своими знаниями с жителями нашего города в рамках проведенной акции «Зебра – наш друг».
Постоянно работая над темой «Безопасность детей» и задумываясь о роли взрослых, мы создали свой знак «Остановись! Ребенку нужна помощь!»
Мы призываем всех не оставаться равнодушными к проблемам детей. Остановитесь и задумайтесь!