Евгения Рангулова
Методический семинар «Трудный» ребёнок — кто он такой и как стать «нетрудным»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудный ребёнок — кто он такой и как стать нетрудным
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога – психолога является психолого-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением. Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей относим к категории «трудных».
Публикация «Методический семинар „Трудный“ ребёнок — кто он такой и как стать „нетрудным“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В психолого–педагогической литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.
Проблема общения с такими учащимися стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность трудных детей находится в постоянном движении (в школе в период с 2017-2019 среднее число таких детей состоящими в областном межведомственном банке данный семей и несовершеннолетних составляет 32-33 ребенка).Одни уходят из родительского дома, бродяжничают, не учатся, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь, или же, дети растут в семьях которых родители имеют асоциальное поведение и нет надлежащего присмотра над детьми.
Основными причинами появления трудного ребенка можно считать:
1. Особенности семейного воспитания:
-Низкий педагогический и культурный уровень родителей (нарушение единства требований к ребенку и их последовательности, отсутствие четкой организации жизни ребенка; безнадзорность, отсутствие надлежащего полового воспитание неправильное отношение к ребенку: подавление личности, угрозы, физические наказания, чрезмерная опека.
- Неблагополучие семьи (конфликтность; безнравственность; асоциальное поведение)
2. Особенности взаимодействия педагога с ребенком:
- слабое знание педагогом ребенка, условий жизни в семье;
- недостаточная работа с родителями неучет индивидуальных особенностей ребенка;
- отрицательное стимулирование поведения детей;
- недемократический тип общения педагога;
- недостаточное руководство межличностным общением и организацией учебно-воспитательного процесса
3. Особенности личности ребенка:
- неадекватность самооценки и уровня притязаний;
- неумение общаться, отсутствие смысла и четкой цели в жизни;
- отсутствие субъекта забот, отсутствие интеллектуальных и эстетических интересов;
- реакция на пережитую тяжелую ситуацию;
- проблемы сферы мотивации и потребностей;
- отсутствие дисциплинированности;
- безответственное поведение;
-отклонения в психическом и физическом развитии
Наше время порождает новые современные причины появления трудных детей,
- с ухудшением социально-экономических условий жизни у детей происходит наслоения жизненно важных проблем: на их плечи, кроме собственных возрастных проблем, тяжелым бременем ложатся взрослые проблемы (безработица, неуверенность родителей в завтрашнем дне, нестабильность жизни и т. д.).
-Кризис переориентации. Старые ценности отходят, новые принимаются нелегко
- Информационный бум - целый поток информации разного рода. Детям трудно понять, что является правдой, что нет. Как следствие - депрессия, падение нравственности
-Омоложение сексуальных отношений, что приводит к раннему половому акту.
-Тенденция ухудшения здоровья. Часто дети не знают, что такое здоровье и поэтому не берегут его. Многие дети имеют тяжелую наследственность, родовые травмы, неблагоприятные санитарно-бытовые условия жизни, экологическая составляющая.
Важно понимать, что дети становятся такими не по своей воле. Поэтому обвинять их в чем-то, либо ругать не стоит. Нужно определить причину или причины и помогать ребенку справиться с ними.
Большинство людей считают, что трудный ребенок просто не хочет понимать их, не желает идти на контакт и всячески протестует против нормального общения.
Задача психолога - разобраться в причинах и попытаться устранить их методами индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначительные успехи порождают позитивные сдвиги в поведении ребенка.
Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно будет оказана психологическая помощь и поддержка таким подросткам и их семьям Нужны спокойствие, эмпатия, выдержка, терпение, настойчивость, доброжелательность. Положительные результаты в работе с этими детьми возможны лишь тогда, когда в этом заинтересованы все участники образовательного процесса педагогическое сообщество, родители учащихся и дети.
Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно - воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско-профилактическую работу, консультирование.
С такими детьми мною проводится полное диагностическое обследование, выявляются причины трудностей и проводится коррекционная работа.
Часто используемые методики представлены на слайде.
В классах проводятся социометрические исследования по выявления статуса учащихся, выявляются дети с неблагополучным статусом. С такими детьми также проводится индивидуальная работа.
В 1-х и 5-х классах отслеживается процесс адаптации учащихся к новым условиям использую методику Александровской Э. М. для изучения процесса адаптации.
- диагностика с низкой учебной мотивацией (АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл.)/ методика Н. Г. Лускановой, 1993г, ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧ-СЯ (4кл.) (5-9кл.)/ Уфимцева Л. П. /).
- заниженной самооценкой (Шкалы Дембо-Рубинштейн, методика «Лесенка», методика «нарисуй себя» и др.)
- со сниженной стрессоустойчивостью (тест Ч. Спилбергера для диагностики стресса, шкала самооценки тревоги В. Цунга; опросник «Уровень депрессии» А. Бека, проективная методика «Дерево»)
- со склонностью к девиантному поведению. (Тест на интернет – зависимость (Кулаков, 2004, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орёл) и др.)
Главная задача – диагностировать причины трудностей и найти соответствующие методы коррекции. Если с одними детьми достаточно бывает поговорить, оказать психолого-педагогическую поддержку, то с другими приходится работать регулярно.
Мною применяются в работе различного рода развивающие занятия с элементами тренинга. Так как у таких сложных детей наблюдаются нарушения в поведении, саморегуляции, повышена агрессивность, присутствует чувство вины иногда отчужденность, особо необходимым считаю и всегда провожу занятия по расширению знаний о себе и окружающих людях (умение налаживать контакт с одноклассниками, учителями, родителями).
Родители являются главной составляющей в коррекционной работе с такими детьми и только совместными усилиями можно прийти к положительному результату.
Семинары, родительские гостиные, наглядно-информационная работа в виде раздаточного материала предоставляется педагогам и родителям на которых представлены возможные причины, пути коррекции трудных детей, рекомендации для дальнейших действий, так же консультативная работа для родителей, натравленная на снятие напряжения, эмоционального настроя, коррекции наказаний и поощрения, и множество другого исходя из причины трудностей с подростком.
На слайде обозначен результат комплексной работы с детьми состоящими в областном межведомственном банке данный семей и несовершеннолетних.
В 2017-2018 уч. году количество подростков состоящих на учете было 12 человек, но в 2018-2019 уч. году количество тех же подростков составляет 5 человек.
Снижение на данный момент 58%
Комплексные коррекционные методы работы показали свою эффективность и принесли ощутимые результаты.
И так, на наш взгляд только комплексный подход к профилактике учащихся состоящих на учете в межведомственном банке данных семей и несовершеннолетних может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации.
Эффективность нашей работы будет зависеть от ряда обстоятельств: желания самого ребенка, профессионального мастерства педагога, и комплексного подхода в решении проблемы.
Если я смогла задать ориентиры и они стали понятны детям для продвижения вперед, значит результат моей деятельности положительный, и этот трудный ребенок становится успешным, самодостаточным, принятым, т. е. не трудным.