Алла Волкова
Методический фестиваль современных технологий «Методы ТРИЗ в детском саду»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 82
Методический фестиваль современных технологий:
“Методы ТРИЗ в детском саду”
Подготовила: Волкова Алла Владимировна
2020 год
ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач.
Публикация «Методический фестиваль современных технологий „Методы ТРИЗ в детском саду“» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы.
Около 50 лет назад, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)
Девиз технологии ТРИЗ: «Можно говорить всё»
Разрешение противоречий – ключ к творческому
мышлению.
Средство работы с детьми – педагогический поиск.
Занятие - не форма, а поиск истины.
Цель использования методов ТРИЗ:
развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность;
развитие поисковой активности, стремления к новизне;
развитие речи и творческого воображения.
Основные методы ТРИЗ:
- метод проб и ошибок
- метод фокальных объектов
- морфологический анализ
- мозговой штурм
- метод контрольных и наводящих вопросов
- метод противоречий
- метод моделирования маленькими человечками
- ресурсы
- метод каталога
- системный анализ
- синектика
Мозговой штурм.
Темами мозгового штурма могут быть такие:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как мышам достать сыр из-под носа кота; как колобку убежать от лисы;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть в теремок и развалить его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Синектика:
а) личностная аналогия (эмпатия):
изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки; изобрази встревоженного кота; представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.
б) прямая аналогия. вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы.
в) фантастическая аналогия: нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение и т. д.
Метод контрольных наводящих вопросов: игра “Данетка”
На вопросы можно отвечать только "да" или "нет".
Вопросы:
- это живое? Не живое? это человек? Это животное?
Это птица? Это рыба? и т. п. домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. 4.
Метод золотой рыбки.
Суть метода: разделение ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального. Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая. Мог ли старик вытащить золотую рыбку?
Нереально - в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно. Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме.
Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море.
Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на каком-то судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море. Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной.
Метод системного анализа.
Цель:
рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой;
определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Метод каталога.
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.
Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось?
Метод типового фантазирования.
уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
г) оператор времени замедление - ускорение времени: (нарисуй себя через много лет, какой была твоя мама в детстве);
д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т. д.).
Метод ММЧ.
Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое – газообразное).
Значение ММЧ для дошкольников:
- помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы;
- позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия их элементов;
- развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность; - развивает воображение и фантазию;
- создает условия для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
Примеры использования методов ТРИЗ:
На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.
Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?”
Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Положительные стороны ТРИЗ:
У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности;
ТРИЗ помогает формировать логику, способствует продолжению застенчивости, радости.
Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.