МААМ-картинки

Методический фестиваль современных технологий «Методы ТРИЗ в детском саду»

Алла Волкова
Методический фестиваль современных технологий «Методы ТРИЗ в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 82

Методический фестиваль современных технологий:

“Методы ТРИЗ в детском саду”

Подготовила: Волкова Алла Владимировна

2020 год

ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач.

Публикация «Методический фестиваль современных технологий „Методы ТРИЗ в детском саду“» размещена в разделах

ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы.

Около 50 лет назад, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Девиз технологии ТРИЗ: «Можно говорить всё»

Разрешение противоречий – ключ к творческому

мышлению.

Средство работы с детьми – педагогический поиск.

Занятие - не форма, а поиск истины.

Цель использования методов ТРИЗ:

развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность;

развитие поисковой активности, стремления к новизне;

развитие речи и творческого воображения.

Основные методы ТРИЗ:

- метод проб и ошибок

- метод фокальных объектов

- морфологический анализ

- мозговой штурм

- метод контрольных и наводящих вопросов

- метод противоречий

- метод моделирования маленькими человечками

- ресурсы

- метод каталога

- системный анализ

- синектика

Мозговой штурм.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

- как уберечь продукты от мышей;

- как не намокнуть под дождем;

- как мышам достать сыр из-под носа кота; как колобку убежать от лисы;

- как потушить пожар, если в доме нет воды;

- как не дать медведю залезть в теремок и развалить его;

- как оставить кусочек лета в зиму.

Синектика:

а) личностная аналогия (эмпатия):

изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки; изобрази встревоженного кота; представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.

б) прямая аналогия. вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы.

в) фантастическая аналогия: нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение и т. д.

Метод контрольных наводящих вопросов: игра “Данетка”

На вопросы можно отвечать только "да" или "нет".

Вопросы:

- это живое? Не живое? это человек? Это животное?

Это птица? Это рыба? и т. п. домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. 4.

Метод золотой рыбки.

Суть метода: разделение ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального. Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая. Мог ли старик вытащить золотую рыбку?

Нереально - в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно. Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме.

Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море.

Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на каком-то судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море. Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной.

Метод системного анализа.

Цель:

рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой;

определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Метод каталога.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.

Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось?

Метод типового фантазирования.

уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени замедление - ускорение времени: (нарисуй себя через много лет, какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т. д.).

Метод ММЧ.

Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое – газообразное).

Значение ММЧ для дошкольников:

- помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы;

- позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия их элементов;

- развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность; - развивает воображение и фантазию;

- создает условия для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Примеры использования методов ТРИЗ:

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.

Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?”

Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Положительные стороны ТРИЗ:

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности;

ТРИЗ помогает формировать логику, способствует продолжению застенчивости, радости.

Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Публикации по теме:

Фестиваль зарядок в детском саду. ВидеоФестиваль зарядок в детском саду. Видео 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья (World Health Day). Ежегодное проведение Дня здоровья вошло в традицию с 1950 года. Мероприятия.

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду»Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду» Уважаемые коллеги! Сегодня никого из нас не удивишь разнообразными пластическими массами для лепки. Одним из самых популярных пластилинов.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Театральный фестиваль в детском саду (планирование)Театральный фестиваль в детском саду (планирование) Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, она позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический фестиваль современных технологий «Методы ТРИЗ в детском саду»
Опубликовано: 1 мая 2020 в 17:33
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический фестиваль современных технологий «Методы ТРИЗ в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД