Папки-передвижки

Методические советы по изучению основных элементов русского народного танца. Поклоны

Иконникова Гульфия Сагировна
Методические советы по изучению основных элементов русского народного танца. Поклоны
▼ Скачать + Заказать документы

Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Этот красивый обычай и сейчас живет в наших селах. Раньше говорили «бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. В Курской и Воронежской областях и поныне вместо «кланяться» или «здороваться» говорят иной раз «челомкатся». На Руси, где при подходе ко многим городам дороги поднимались на холм или высокий гребень, существовал такой обычай: путники, пешие или конные, ехали ли они на телегах или в экипажах, бедные или богатые слезали с коней, выходили из экипажей и кланялись городу. Такие холмы назывались поклонными. Во многих городах России и до наших дней остались эти названия

Поклонная гора.

Существует несколько видов поклонов:

а) Маленький поклон — корпус слегка наклоняется, делается кивок головой.

б) Поясной поклон (наклон корпуса в пояс) - верхняя часть туловища от пояса наклоняется. Такой поклон был очень распространен как у женщин, так и у мужчин. На смотринах, свадьбе, желая показать, что у невесты хороший характер, говорили: «Она у нас покорная и поклонная». Если же невеста была упряма и строптива, ее заставляли кланяться по многу раз, приговаривая при этом: «Будь покорной да поклонной», то есть покладистой, хорошей женой. В боярских домах женский поклон в пояс во время церемонии встречи гостей назывался

«малым обычаем».

в) Поклон ниже пояса — глубокий, низкий поклон до земли. Чаще всего это был мужской поклон, но это не значит, что голова касалась земли или пола. Чем ниже был поклон, тем больше проявлялось уважение, а порой и заискивание. Иногда при глубоком поклоне рука или шапка касались или почти касались земли. Такой поклон был особенно распространен в боярских домах, когда гости с уважением кланялись хозяйке дома, почти касаясь пола пальцами правой руки, и назывался он «большим обычаем».

Почти все бытовые поклоны перешли в танец. Здесь они были дополнены и украшены движениями рук, усложнены и обогащены музыкальным сопровождением.

В танце значение поклона расширяется. Это уже не только приветствие, но и приглашение к танцу, и благодарность за танец — как со стороны парня, так и со стороны девушки. Урок также следует начинать традиционным русским поклоном-приветствием, а заканчивать его поклоном, имеющим уже другое значение, — благодарность педагогу и концертмейстеру. Поклон может выполняться на месте, без шагов (без подхода, и с шагами (с подходом).

Простой поясной поклон на месте.

Движение занимает 4 такта. Исходное положение ног — 1-е свободное. Руки — в подготовительном или 1-м основном положении.

Первый и второй такты — корпус от талии сгибается вниз вперед плавно, без рывков.

Третий и четвертый такты — корпус выпрямляется. Этот поклон исполняется одинаково парнями и девушками.

Простой — с продвижением (подходом вперед и отходом назад). Движение занимает 8 тактов. Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

Первый и второй такты — три шага вперед на каждую четверть, начиная с правой ноги, на вторую четверть второго такта левая нога приставляется к правой в 1-е свободное положение.

Третий и четвертый такты — поклон на месте.

Пятый и шестой такты — отход назад с правой ноги, три шага на каждую четверть, на вторую четверть шестого такта левая нога приставляется к правой. Руки за время шагов переводятся из 1-го основного положения через 2-е в 3-е основное положение. Кисти рук ни в коем случае не сближаются.

Седьмой и восьмой такты — поясной поклон на месте. У девушек руки одновременно с наклоном корпуса вперед из 3-го положения опускаются в подготовительное, а при выпрямлении корпуса поднимаются вдоль корпуса и в конце восьмого такта приходят в 1-е основное положение («подбоченившись»). Одновременно с руками в конце восьмого такта левая нога слегка сгибается в колене, а правая отделяется от пола и на счет «два» мягко опускается на пол.

У парней в конце поклона руки одновременно с наклоном корпуса из 3-го основного переходят в 1-е основное положение, а в момент выпрямления корпуса, на счет «раз» — «и», поднимаясь, скрещиваются на уровне груди (не прикасаясь к корпусу, на счет «два» резко раскрываются в стороны с одновременным притопом правой ногой. В женском поклоне должна ощущаться задушевность, грациозность, а в мужском чувствоваться сила, удаль.

Существуют и другие своеобразные поклоны. Вот, например, как может заканчиваться поклон девушки с подходом вперед и отходом назад, описанный выше.

В шестом такте на счет «два» правая рука с платком сгибается в локте, ладонь прижимается выше груди около левого плеча, левая рука при этом опускается вниз в подготовительное положение. В таком положении совершается поклон. После выпрямления корпуса правая рука остается в том же положении и лишь в восьмом такте на счет «два» — «и» плавно опускается по корпусу вниз в подготовительное положение.

Бытуют в народе и другие своеобразные поклоны, сложные по исполнению, которые требуют большой пластичности рук, музыкальности и танцевальности исполнителя. Встречаются они в центральных, северо-западных и западных областях России, в хороводах, чаще в игровых.

Сложный праздничный (хороводный) (жен.)

Движение занимает 8 тактов.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в подготовительном положении.

Первый такт. «Раз» — «и» — шаг с правой ноги. «Два» — «и» — шаг с левой ноги.

Второй такт. «Раз» — «и» — шаг с правой ноги. «Два» — левая нога приставляется к правой. «И» — обе руки, сгибаясь в локтях, поднимаются перед собой, пока ладони, повернутые к себе, не окажутся на уровне лица.

Третий такт. «Раз» — корпус от талии начинает сгибаться вниз. Положение рук меняется. «И» — правая рука от локтя начинает двигаться вправо. Положение левой руки не меняется. «Два» — корпус останавливается в положении поклона в пояс. Движение правой руки продолжается. Левая начинает двигаться от локтя влево. Голова поворачивается влево; взгляд следует за движением кисти левой руки. «И» — правая рука, поднимаясь от локтя вверх, начинает двигаться по направлению к голове; кисть при этом поворачивается ладонью к полу. Движение левой руки продолжается.

Четвертый такт. «Раз» — правая рука, продолжая двигаться по направлению к голове, описывает кистью небольшой кружок, как бы перпендикулярный к полу. Левая рука, поднимаясь от локтя вверх, начинает двигаться по направлению к голове; кисть при этом поворачивается ладонью к полу. «И» — кисть правой руки, продолжая описывать кружок, опускается вниз возле виска; кисть при этом поворачивается тыльной стороной к виску. Левая, продолжая двигаться по направлению к голове, описывает кистью небольшой кружок, как бы перпендикулярный к полу. «Два» — правая рука, совершив полный круг, вновь начинает двигаться от локтя вправо по прямой линии параллельно полу; кисть повернута тыльной стороной к корпусу; пальцы вытянуты и направлены вперед. Голова поворачивается вправо; взгляд следует за движением кисти правой руки. Кисть левой, продолжая описывать круг, опускается вниз возле виска; кисть при этом поворачивается тыльной стороной к виску. «И» — правая рука продолжает медленно двигаться вправо, как бы дожидаясь левую. Левая, совершив полный круг, вновь начинает двигаться от локтя влево по прямой линии параллельно полу; кисть повернута тыльной стороной к корпусу; пальцы вытянуты и направлены вперед. Голова возвращается в исходное положение; взгляд опущен вниз.

Пятый такт. «Раз» — «и» — одновременно с шагом левой ноги назад корпус начинает выпрямляться. Руки от локтя опускаются вниз с вытянутыми и направленными в пол пальцами и начинают двигаться навстречу друг другу; кисти повернуты друг к другу тыльной стороной.

«Два» — «и» — шаг правой ногой назад. Руки, продолжая движение навстречу друг другу, встречаются перед корпусом, но, не соединяясь, продолжают движение снизу вверх. Дойдя до уровня подбородка, они расходятся вправо и влево; локти опускаются вниз. Ладони рук повернуты друг к другу; пальцы присогнуты и направлены вверх.

Шестой такт. «Раз» — «и» — шаг левой ногой назад. Руки, выпрямляясь в локтях, продолжают расходиться вправо и влево. «Два» — «и» — правая нога приставляется к левой руке в 1-е свободное положение. Руки, заканчивая движение, приходят в 3-е основное положение.

Седьмой и восьмой такты. Поясной поклон на месте. Правая рука в начале поклона сгибается в локте, и ладонь прижимается выше груди около левого плеча. Левая рука опускается вниз в подготовительное положение. После выпрямления корпуса правая рука плавно опускается вниз в подготовительное положение.

Этот поклон можно закончить и так: в начале поклона обе руки вместе с наклоном корпуса опускаются в подготовительное положение. При выпрямлении корпуса положение рук не меняется.

Сложный, праздничный (хороводный) на месте (муж.)

Движение занимает 2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в подготовительном положении. «И» (затакт) —руки, сгибаясь в локтях, поднимаются параллельно друг другу до уровня подбородка; ладони повернуты к себе; пальцы слегка присогнуты.

Первый такт. «Раз» — корпус вместе с руками начинает сгибаться в поясе. «И» — корпус продолжает сгибаться в поклоне. Руки, оставаясь параллельными, начинают двигаться от локтей вниз и назад к корпусу, не прижимаясь к нему. Локти отводятся назад. «Два» — корпус остается согнутым. Кисти рук описывают круг, как бы перпендикулярный полу, после чего руки возвращаются в исходное положение. Одновременно с движением рук по кругу вверх корпус слегка выпрямляется. «И» — не останавливая движения, руки от локтей начинают двигаться по кругу вниз, корпус при этом вновь слегка наклоняется. Резко изменив направление движения, руки разводятся в стороны в 3-е основное положение. Одновременно с движением рук в стороны корпус выпрямляется.

Второй такт. «Раз» — руки движутся навстречу друг другу и скрещиваются на уровне груди, не прикасаясь к корпусу. «И» — притоп левой ногой. «Два» — одновременно с притопом правой ногой руки раскрываются широко в стороны. «И» — пауза.

В этом поклоне усиленная просьба, двойное приглашение, уважительное отношение и любовь к девушке. Он может выполняться и с подходом вперед — четыре шага и с отходом назад — четыре шага. После отхода можно исполнить простой поклон на 2 такта.

Архангельской области (женский).

Музыкальный размер 4/4. Движение занимает 4 такта.

Исходное положение ног - 1-е свободное. Руки — в подготовительном положении.

Первый такт — три простых шага с правой ноги на каждую четверть; на четвертую четверть левая нога приставляется к правой. На третий и четвертый шаг руки слегка поднимаются в стороны от корпуса. Кисти рук поворачиваются ладонями вперед, пальцы вытянуты.

Второй такт — низкий поясной поклон. Одновременно с наклоном корпуса руки сгибаются от локтей по направлению к диафрагме. Вытянутая кисть правой руки кладется на тыльную сторону левой. Локти направлены в стороны. Руки к корпусу не прикасаются.

Третий такт — корпус выпрямляется, положение рук не меняется.

Четвертый такт — пауза или же гордый уход.

Такой поклон бытует в Пинежском районе, в Лешуконье и ряде других районов Архангельской области. Исполняется он в хороводах и медленных плясках. В нем величавость, степенность, достоинство. Мужчины в Архангельской области не кланяются так низко, они с гордостью и достоинством лишь немного наклоняют корпус и голову. В Сибири же, в Забайкалье и в русских семейских поселениях Читинской области такого глубокого поклона не существует. И в плясках и в хороводах мужчины и женщины лишь наклоняют голову, делают кивок. И если у мужчин корпус немного наклоняется вперед, то у женщин наклоняется только голова. Такие поклоны отличаются гордостью и независимостью. Исполняются они на 1 или 2 такта в зависимости от характера мелодии. Руки у девушек спокойно опущены вниз ладонями к себе или сложены на груди — «калачиком». У парней руки опушены вниз или же раскрыты в стороны, но немного ниже 3-го основного положения.

Публикации по теме:

«Секреты изготовления русского кокошника». Советы костюмера. Фотообзор«Секреты изготовления русского кокошника». Советы костюмера. Фотообзор Тема "Секреты изготовление русского кокошника" для написания статьи у меня витала давно. Как детский костюмер, который сделал не один.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру по изучению женского русского народного костюма «Верхняя одежда» «Верхняя одежда»(занятие № 2) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст.

«В гостях у Федоры». Конспект занятия по изучению предметов русского быта«В гостях у Федоры». Конспект занятия по изучению предметов русского быта Конспект занятия «В гостях у Федоры» Цель: Знакомство детей с бытом русского народа, пополнение словарного запаса Задачи: -ознакомить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические советы по изучению основных элементов русского народного танца. Поклоны
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 09:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические советы по изучению основных элементов русского народного танца. Поклоны» (включая файлы) размещена пользователем Иконникова Гульфия Сагировна (УИ 3514436) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 декабря 2024 среда
19 декабря 2024 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД