Трушкина Кристина Игоревна
Методические рекомендации для педагогов по внедрению практической работы по организации и проведению мини-экспедиции
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-экспедиция — это путешествие со специально определённой научной целью. Конечно же, мини экспедиции, проводимые в нашем детском саду, так же имеют научную цель и разработаны с естественно научной точки зрения, которая доступна детям старшего дошкольного возраста.
Целью проведения мини-экспедиций является - повышение уровня развития познавательной активности, любознательности, самостоятельности воспитанников, основ экологической грамотности средствами поисково – познавательной деятельности. Они имеют не только образовательные задачи, но и оздоровительные, и воспитательные. Каждая из экспедиций является итогом изучения научной темы экологического проекта.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по внедрению практической работы по организации и проведению мини-экспедиции» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Мини экспедиции решают следующие задачи экологического воспитания детей:
— Поддерживают интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
— Развивают у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
— Развивают мышление, речь — суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений (гипотез, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
— Продолжают воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Прежде чем начать разрабатывать маршруты мини-экспедиций необходимо проанализировать имеющиеся знания у воспитанников, а так же окружающую среду, непосредственно расположенную рядом с детским садом. Не следует проводить экспедиции в отдаленные районы микрорайона детского сада. Так как это приводит к утомляемости воспитанников и соответственно снижается познавательный интерес, ухудшается восприимчивость. На основе уровня приобретенных ранее знаний детей и с учетом окружающего микрорайона детского сада, можно начинать разрабатывать маршруты мини-экспедиций.
Рекомендуется проводить не чаще одной экспедиции в месяц.
Для каждой экспедиции разрабатывается маршрутный лист и схема движения по маршруту мини экспедиции, подбирается материл для проведения исследований.
В маршрутном листе отображается структура мини экспедиции : дата проведения, место проведения, участники экспедиции, цель экспедиции, задачи экспедиции, необходимое оборудование, ожидаемый результат, этапы проведения (подготовительный, основной, заключительный).
Первый этап — подготовительный.
Основная задача педагога на данном этапе — организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать научно доступные детям цели и задачи, которые необходимо решить. Так же в этот этап входят подготовка воспитателя и детей, подбор специального снаряжения: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д. Проведение инструктажа с воспитанниками по ПДД, охране жизни и здоровья и др.
Второй этап «основной» — организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Стержнем любой экспедиции должно стать непосредственное изучение (проведение опытов, наблюдение, умозаключения,)
Третий этап — заключительный.
Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экспедиции в природу, и охватывает всю последующую работу с детьми. Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Экспедиции в природу будут эффективным средством экологического образования дошкольников только при условии их методически грамотной организации и систематического применения.
Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях ( в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).
Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.
Экспедиции планируются со старшей группы детей.