Получи документы

Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения

Япринцева Елена
Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения

Всем известно, что в последние годы количество здоровых, а значит нормально развивающихся детей, в дошкольных учреждениях снижается. По данным статистики лишь 22,1% детей признаны здоровыми (имеют 1 группу здоровья, 51,7 %имеют функциональные отклонения (2 группа здоровья, 26, 2 %имеют хронические заболевания (3-4 группы здоровья).

Публикация «Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах

Проанализировав группы здоровья детей в нашем детском саду, я убедилась, что основная масса детей имеют хронические заболевания (3-4 группы здоровья, что составляет 52, 2%, функциональные отклонения -47,8% (2 группа здоровья, детей с первой группой здоровья нет.

Говоря о нашем дошкольном учреждении, можно сказать, что коррек-ционные задачи в нашем детском саду непосредственно связаны с первич-ным дефектом и вторичными отклонениями в развитии ребенка. У нас проводятся специальные коррекционные занятия : развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, лечебная физкультура, ритмика. Помимо этого вся непосредственно образовательная деятельность имеет коррекционную направленность, в том числе и по физическому воспитанию.

На физкультурных занятиях помимо общеобразовательных решаются и задачи коррекционно - компенсаторные, и лечебно- восстановительные.

Коррекция – это исправление, преодоление недостатков в развитии, которые возникают на фоне зрительной патологии. Компенсация – это замещение, восполнение недостающей зрительной информации за счет сохранных анализаторов.

Лечебно – восстановительные – это восстановление зрительных функций (центральное зрение, периферическое зрение, цветоощущение, бинокулярное зрение).

Пример физкультурного занятия

Вводная часть

Идет подготовка организма к предстоящей нагрузке (упражнения в ходьбе и беге и их различных видов, построение, перестроение, специальные упраж-нения в ориентировке в пространстве, на развитие слуха, внимания).

Детей с высокой степенью миопии (близорукости) нужно поставить за хорошо видящими детьми.

Тренировка фиксации взгляда на предмете происходит в заданиях, где педагог периодически показывает детям разные цветные предметы. Тем самым сигнализируя о необходимости изменения каких-либо действий детьми (цветные флажки и меняем вид ходьбы – на носках, пятках, гусиным шагом; цветные круги меняем построение – круг, колонна, шеренга и т. д.).

Для тренировки зрительно-моторных реакций используются упражнения, такие как ходьба, бег, прыжки по зрительным ориентирам, в качестве которых могут быть различные разметки на полу.

Основная часть

Общеразвивающие упражнения

Физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи) должны иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются пособия с меткой для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа.

На канатах, на веревках, скакалках также должны быть специальные обозначения в виде полоски, бантика с помощью которых дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать действия руки и ноги, а также определять направленность при движении и свое положение в пространстве.

В О. Р. У. включаются упражнения для глаз или глазодвигательную гимнастику в динамической форме, связанная с прослеживающей фиксацией взора (например, при выполнении упражнений для плечевого пояса отводим руку в сторону и следим глазами и акцентируем на этом внимание).

Нужно использовать больше упражнений на координацию, так как у детей с патологией зрения особенно она страдает (разноименные и разнонаправленные упражнения – поочередное поднимание рук).

Индивидуальный подход – детей с высокой степенью миопии ставят в колонны в первый ряд или отдельное звено, им противопоказаны упражнения с резкими наклонами головы, с наклонами вниз, резкие прыжки.

Основные виды движений

Развитию зрительных функций способствует такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам

Во время проведения основных движений используется дифференцированный подход. Дети сильно отличаются по уровню восприятия учебной информации, так как на лучшем глазу у ребенка находится окклюдор. Из-за ограниченного поля зрения двигательная реакция у такого ребенка может быть замедленной. Поэтому таким детям обязательно нужна страховка, например, в ходьбе по гимнастической скамейке. Впереди обязательно ставится зрительный ориентир. Кроме этого все дети могут выполнять более усложненное задание (идти с мешочком на голове, а дети с окклюдором и слабовидящие просто сохраняя равновесие.

Детям с высокой степенью миопии, с изменением глазного дна нельзя резко спрыгивать, лучше сходить со скамейки.

Также при метании могут быть две разные по размеру цели в соответствии со зрительными возможностями, также разные предметы для метания.

Для прокатывания мяча использовать цветные воротца.

Подвижная игра

Прежде всего, включаем в игру отработанные движения.

Лучше не брать игры, где дети действуют поочередно (например «Два», «Третий лишний»)

Чаще использовать игры, где бы развивались прослеживающие функции глаз, бинокулярное зрение, глубинное зрение, боковое зрение ( например: мл. гр. – «Птички летают» - развитие периферического зрения, «Догоним мишутку» - прослеживающие функции глаз; ст. гр. – «Ловишка, бери ленту» - прослеживающие функции глаз, ориентировка в пространстве.

Заключительная часть

Помимо ходьбы, упражнений на восстановление дыхания, игр малой подвижности в специализированном детском саду для детей с патологией зрения учим детей ориентироваться в макропространстве с помощью карт-схем. Основная цель заданий с использованием карт-схем – научить детей понимать связь между объектами и использовать эту связь в собственных действиях. Проводятся игры типа «Найди знак», «Найди указанный предмет».

В заключении можно сказать, что знание особенностей зрения каждого ребенка позволит подобрать специальные методы и приемы, создать соответствующие условия, подобрать правильно оборудование и тем самым помогать решению коррекционных задач, направленных на преодоление недостаточности двигательных умений, а также способствовать восстановлению зрения.

Детям с нарушением зрения противопоказаны :

—силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием (для слабовидящих);

—упражнения, связанные с сотрясением тела, — прыжки на скакалке, соскоки, кувырки, стойки на голове, прыжки в воду вниз головой, висы вниз головой;

—выполнение упражнений при ЧСС свыше 180 уд. /мин.

Публикации по теме:

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Какую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду. Консультация для родителейКакую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду. Консультация для родителей Покупая своему ребёнку обувь для занятий физкультурой в детском саду, многие родители,иногда не задумываются о том, какую именно обувь лучше.

Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки»Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения. Тема: «Вот.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Консультация «Структура проведения занятий с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Структура проведения занятий с детьми дошкольного возраста. Образовательный процесс в учреждении осуществляется.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения
Опубликовано: 3 марта 2022 в 08:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Япринцева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД