Япринцева Елена
Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения
Всем известно, что в последние годы количество здоровых, а значит нормально развивающихся детей, в дошкольных учреждениях снижается. По данным статистики лишь 22,1% детей признаны здоровыми (имеют 1 группу здоровья, 51,7 %имеют функциональные отклонения (2 группа здоровья, 26, 2 %имеют хронические заболевания (3-4 группы здоровья).
Публикация «Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Проанализировав группы здоровья детей в нашем детском саду, я убедилась, что основная масса детей имеют хронические заболевания (3-4 группы здоровья, что составляет 52, 2%, функциональные отклонения -47,8% (2 группа здоровья, детей с первой группой здоровья нет.
Говоря о нашем дошкольном учреждении, можно сказать, что коррек-ционные задачи в нашем детском саду непосредственно связаны с первич-ным дефектом и вторичными отклонениями в развитии ребенка. У нас проводятся специальные коррекционные занятия : развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, лечебная физкультура, ритмика. Помимо этого вся непосредственно образовательная деятельность имеет коррекционную направленность, в том числе и по физическому воспитанию.
На физкультурных занятиях помимо общеобразовательных решаются и задачи коррекционно - компенсаторные, и лечебно- восстановительные.
Коррекция – это исправление, преодоление недостатков в развитии, которые возникают на фоне зрительной патологии. Компенсация – это замещение, восполнение недостающей зрительной информации за счет сохранных анализаторов.
Лечебно – восстановительные – это восстановление зрительных функций (центральное зрение, периферическое зрение, цветоощущение, бинокулярное зрение).
Пример физкультурного занятия
Вводная часть
Идет подготовка организма к предстоящей нагрузке (упражнения в ходьбе и беге и их различных видов, построение, перестроение, специальные упраж-нения в ориентировке в пространстве, на развитие слуха, внимания).
Детей с высокой степенью миопии (близорукости) нужно поставить за хорошо видящими детьми.
Тренировка фиксации взгляда на предмете происходит в заданиях, где педагог периодически показывает детям разные цветные предметы. Тем самым сигнализируя о необходимости изменения каких-либо действий детьми (цветные флажки и меняем вид ходьбы – на носках, пятках, гусиным шагом; цветные круги меняем построение – круг, колонна, шеренга и т. д.).
Для тренировки зрительно-моторных реакций используются упражнения, такие как ходьба, бег, прыжки по зрительным ориентирам, в качестве которых могут быть различные разметки на полу.
Основная часть
Общеразвивающие упражнения
Физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи) должны иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются пособия с меткой для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа.
На канатах, на веревках, скакалках также должны быть специальные обозначения в виде полоски, бантика с помощью которых дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать действия руки и ноги, а также определять направленность при движении и свое положение в пространстве.
В О. Р. У. включаются упражнения для глаз или глазодвигательную гимнастику в динамической форме, связанная с прослеживающей фиксацией взора (например, при выполнении упражнений для плечевого пояса отводим руку в сторону и следим глазами и акцентируем на этом внимание).
Нужно использовать больше упражнений на координацию, так как у детей с патологией зрения особенно она страдает (разноименные и разнонаправленные упражнения – поочередное поднимание рук).
Индивидуальный подход – детей с высокой степенью миопии ставят в колонны в первый ряд или отдельное звено, им противопоказаны упражнения с резкими наклонами головы, с наклонами вниз, резкие прыжки.
Основные виды движений
Развитию зрительных функций способствует такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам
Во время проведения основных движений используется дифференцированный подход. Дети сильно отличаются по уровню восприятия учебной информации, так как на лучшем глазу у ребенка находится окклюдор. Из-за ограниченного поля зрения двигательная реакция у такого ребенка может быть замедленной. Поэтому таким детям обязательно нужна страховка, например, в ходьбе по гимнастической скамейке. Впереди обязательно ставится зрительный ориентир. Кроме этого все дети могут выполнять более усложненное задание (идти с мешочком на голове, а дети с окклюдором и слабовидящие просто сохраняя равновесие.
Детям с высокой степенью миопии, с изменением глазного дна нельзя резко спрыгивать, лучше сходить со скамейки.
Также при метании могут быть две разные по размеру цели в соответствии со зрительными возможностями, также разные предметы для метания.
Для прокатывания мяча использовать цветные воротца.
Подвижная игра
Прежде всего, включаем в игру отработанные движения.
Лучше не брать игры, где дети действуют поочередно (например «Два», «Третий лишний»)
Чаще использовать игры, где бы развивались прослеживающие функции глаз, бинокулярное зрение, глубинное зрение, боковое зрение ( например: мл. гр. – «Птички летают» - развитие периферического зрения, «Догоним мишутку» - прослеживающие функции глаз; ст. гр. – «Ловишка, бери ленту» - прослеживающие функции глаз, ориентировка в пространстве.
Заключительная часть
Помимо ходьбы, упражнений на восстановление дыхания, игр малой подвижности в специализированном детском саду для детей с патологией зрения учим детей ориентироваться в макропространстве с помощью карт-схем. Основная цель заданий с использованием карт-схем – научить детей понимать связь между объектами и использовать эту связь в собственных действиях. Проводятся игры типа «Найди знак», «Найди указанный предмет».
В заключении можно сказать, что знание особенностей зрения каждого ребенка позволит подобрать специальные методы и приемы, создать соответствующие условия, подобрать правильно оборудование и тем самым помогать решению коррекционных задач, направленных на преодоление недостаточности двигательных умений, а также способствовать восстановлению зрения.
Детям с нарушением зрения противопоказаны :
—силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием (для слабовидящих);
—упражнения, связанные с сотрясением тела, — прыжки на скакалке, соскоки, кувырки, стойки на голове, прыжки в воду вниз головой, висы вниз головой;
—выполнение упражнений при ЧСС свыше 180 уд. /мин.