Татьяна Устьянцева
Методические рекомендации «Создание и организация условий, инициирующих детское действие»
▼ Скачать
Методология системно-деятельностного подхода не нова, но очень актуальна в настоящее время. Суть подхода такова, что педагог создает условия, а ребята добывают знания в едином образовательном процессе, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности детей.
Мы, педагоги, стремимся наполнить процесс разными интересными загадками, активностями и сюрпризами, которые станут импульсом для детского интереса и дадут толчок к новым открытиям. Но не раз замечали, что наше желание вовлечь детей во что-то новое натыкается на противоречие. Дети, готовые по возрасту откликаться на предложенную деятельность, которые никогда не отказываются узнавать что-то новое, не всегда готовы физически или эмоционально откликаться на предлагаемую ситуация. Мы задумались – что мы упускаем, что делаем не так?
Публикация «Методические рекомендации „Создание и организация условий, инициирующих детское действие“» размещена в разделах
Наблюдая за детьми, мы выяснили, что нежелание включаться в новый вид деятельности происходит в том случае, если самостоятельная игра была резко прервана. Ребенок еще не доиграл, не дорисовал, не достроил, а его уже зовут заниматься чем-то другим. Реакция нежелания или даже обиды на воспитателя, за прерванную игру, совершенно естественная. Мы нарушали принцип природосообразности. Ведь новая игра желанна только тогда, когда ребенок «созрел» и готов ее принять. Как «вдох» и «выдох» следуют друг за другом, так и в смене деятельности должна быть гармония, которая так важна для здоровья и развития детей.
Подход к плавной смене деятельности мы решили начать с самого не любимого и педагогами и детьми - с процесса уборки игрушек после активной самостоятельной игры детей, но как оказалось такого важного. Думаю, что вы со мной согласитесь, что это занимает немало времени в течении дня и не вызывает восторга у детей.
Для изменения такого положения дел мы решили ввести предупреждение: "До конца игры осталось 10 минут". Это те слова, которые настраивают ребёнка на завершение процесса игры, не обрывая ее резко, а дают ребёнку добаюкать куклу, самолёту приземлиться, маме вернуться из магазина. (решение задач, самоконтроль, самооценка)
Введение этого ритуала - длительный процесс. Вначале, при первых попытках произнести эту фразу, дети, естественно, не реагировали. Продолжая вводить сигналы, объясняли, что время на игру у них есть, что мы будем сообщать, когда закончится половина этого времени, а когда настанет время уборки, мы скажем фразу: "Пора, пора, прибирать игрушки нам пора!"
И даже в самом начале нововведений были интересные результаты:
Например, Артём - мальчик вспыльчивый и часто спорящий, радовался и говорил:
-Ура! Ещё можно играть!
А когда сообщали, что осталось пять минут, он же говорил:
-Ничего страшного, мы уже успели всё построить!
Именно у него мы впервые и увидели этот плавный, безболезненный переход с одного занятия на другое.
И нам, педагогам, стало намного легче, уже не приходилось наблюдать за переживаниями детей, уговаривать их, например, пойти переодеваться на физкультуру.
Появился интерес - а что ещё и в каких масштабах может измениться?
Первое время мы озвучивали каждую минуту. Некоторые переспрашивали прибираться им или можно поиграть. Были дети, которые продолжали игру. И были дети, которые оставляли игрушки и уходили.
Эти наблюдения были основанием для бесед о важности правил, ответственности и взаимопомощи.
И спустя некоторое время систематического введения звукового сигнала, мы наконец-то, получили отклик детей на смену деятельности - начало уборки. Дети радовались, что у них есть время доиграть.
Наконец-то, для ребят такая деятельность стала привычной, мы были удивлены детским действиям : - убрав свои игрушки, ребята помогали другим (самоконтроль, проявились те, кто руководили процессом уборки и те, кто следил за деятельностью в момент звучания сигналов - они объясняли другим детям, что можно играть или наоборот, нужно заканчивать игру.
Дети привыкли к плавной смене деятельности. Стали спокойнее откликаться на завершение, а процесс уборки, такой сложный и долгий теперь и для педагогов и для ребят стал игрой!