МААМ-картинки

Методические рекомендации «Развивающая среда как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Елена Брейде
Методические рекомендации «Развивающая среда как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Не смотря на то, что о мелкой моторике написано немало книг и пособий, часто встречаются дети с плохо развитой ручной моторикой, они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в групповых занятиях. К тому же развитие речи детей напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика рук.

Публикация «Методические рекомендации „Развивающая среда как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказывается обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений рук у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Итак, педагогам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики рук детей в любом возрасте, но лучше начинать это делать уже в раннем возрасте.

Совокупность всех этих трудностей привело к идее создания серии развивающих игр для детей дошкольного возраста. В основу этих игр положен методологический принцип – формирующее влияние предметной среды осуществляется в процессе предметно-практической деятельности ребенка.

Возможность развития мелкой моторики дошкольников расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, которые позволяют включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.

Основу методологической разработки составил ряд следующих принципов. Они перед вами. Согласно принципу функциональности, развивающая среда заполняется востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, которые при необходимости легко трансформируются.

Образовательная развивающая среда не может быть неизменной и однообразной, иначе она перестанет стимулировать развитие, а значит, не будет отвечать принципу динамичности.

Принцип опережающего обучения реализуется посредством организации ресурсов среды, что обеспечивает перспективы для саморазвития дошкольника.

Создание игровой среды в соответствии с принципом активности, самостоятельности, творчества обеспечивает ребенку мобильность, физическую и творческую активность, а также стойкие познавательные интересы, развитие воли, эмоций и чувств.

Грамотно владея ситуацией, педагог постоянно планирует, а иногда импровизирует, подбирая для каждого воспитанника в определенных ситуациях формы обучения – совместную деятельность при равноправной инициативе партнеров, самостоятельную работу дошкольника в развивающей среде или разнообразные формы организации непосредственно образовательной и кружковой деятельности.

Таким образом, ресурсы для создания моделируемой развивающей среды должны пройти количественный и качественный отбор. Нехватка стимулов обедняет и ограничивает развитие ребенка, а перенасыщенная хаотичная среда дезорганизует его. Дошкольник будет развиваться и комфортно себя чувствовать, если предметная среда побуждает взаимодействовать с ее элементами, повышая его функциональную активность.

Представленные игры и пособия просты в изготовлении, не требуют больших финансовых затрат. Они могут быть использованы в работе с детьми по различным программам обучения и воспитания детей, а также дома.

Дидактический материал разбит по следующим блокам:

1. Сенсорика.

2. Развитие речи.

3. Изобразительная деятельность.

4. Экспериментирование.

Возраст : 1,5 – 7 лет.

Вместе с ребенком достаточно поиграть 10 – 15 минут 2-3 раза в неделю индивидуально или с подгруппой в утренний, вечерний отрезок времени, или во время непосредственной образовательной деятельности.

Предполагаемый результат:

развитие мелкой моторики рук;

• формирование логического мышления;

• обогащение словаря;

• подготовка руки к письму;

развитие наблюдательности;

• формирование представлений о цвете, форме, величине, количестве.

1) Пуговичная терапия проста в применении:

«Пуговичный массаж» - наполнить широкую емкость различными пуговицами так, чтобы ребенок мог погрузить руки в «пуговичное море».

Предложить погладить «пуговичную» поверхность, периодически погружая руки в пуговицы и захватывая как можно больше пуговиц в каждую ладошку.

Поднять руки над поверхностью емкости с пуговицами и постараться высыпать пуговицы по одной.

Набрать пуговицы в ладони, сложением «лодочкой», и медленно высыпать в емкость, как будто перетирая пуговицы между ладонями.

Попробовать согнуть ладошки с пуговицами в кулачок и разогнуть, не уронив пуговиц.

2) Игры с пуговицами:

«Печатная машинка» - из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движение «печатания». Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.

«Шагающие пальчики» - ребенок выкладывает на столе дорожку из разных пуговиц в произвольном порядке или можно дорожку нарисовать на листе бумаги, на котором будут лежать пуговицы. По готовой пуговичной дорожке пальчики «шагают». Упражнение выполняется как ведущей, так и не ведущей рукой.

«Большая – маленькая». Цель: закрепление понятий «величина», «цвет», развитие слухового внимания, координации движений мелкой моторики, быстроты действий. Предложите ребенку набор различающихся по цвету, величине, форме пуговиц для хаотичного выкладывания на игровом поле. Процесс сопровождается речевым описанием каждой пуговицы, например: «Покажи зеленую круглую пуговицу указательным пальцем правой руки» или «Покажи синюю маленькую квадратную пуговицу мизинцем левой руки».

«Удивительные бусы». Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, воспитание усидчивости, терпения, развитие концентрации внимания, творческих способностей, умения планировать свою деятельность. Ведущий предлагает детям изготовить удивительные бусы. Для этого необходимо подобрать несколько пар одинаковых пуговиц и одну большую центральную – кулон. Отобранные пуговицы собрать на леску или нитку так, чтобы одинаковые пуговицы находились по обе стороны от центральной большой пуговицы. В конце игры сами участники выберут оригинальные и правильно собранные бусы. Каждый участник может примерить перед зеркалом любые понравившиеся ему бусы из тех, что сделали дети.

3) Игра с прищепками – это своеобразная пальчиковая тренировка. Она помогает развить мелкую моторику, подготовить руку к письму. Предложите ребенку различные фигуры (ежика, елку, жука и т. д.) из плотного картоны или линолеума и предложите на них нацепить прищепки. Можно прикрепить на одежду ребенка несколько прищепок – сзади, спереди, по бокам. Затем, попросите его, их снять.

4) Рисование на крупе – для игры нужен плоский поднос с насыпанной на него крупой (лучше манка и пшено). Ребенок рисует на крупе то, что ему хочется. Дети всегда с удовольствием «пишут» на крупе.

5) «Золушка» - необходимо насыпать немного мелкой крупы в миску и перемешать с фасолью. Ребенок должен пальчиками вытащить всю фасоль.

6) «Есть лужа – нет лужи» - сначала научите ребенка переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, собирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание малыша, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, ка вытереть лужицу с помощью губки.

7) «Пересыпаем ложкой» - поставьте на поднос две чашки: слева – с крупой, а справа – пустую. Покажите ребенку, как набрать неполную ложку крупы. Подождите, пока крупа перестанет сыпаться с ложки. Затем плавно перенесите ложку к другой чашке и высыпьте туда крупу. Покажите, как набрать крупу, если в чашке ее осталось совсем немного (надо наклонить чашку свободной рукой).

8) «Посыпаем дорожки» - предложите ребенку посыпать «песком» (манной крупой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например полосками бумаги или двумя палочками. Песок надо сыпать тремя пальчиками, не выходя за края дорожки. Игру можно сделать интереснее, когда дорожка тянется от одного домика к другому.

9) «Волшебный мешочек» - понадобится мешочек и знакомые ребенку предметы. Предложите для начала рассмотреть и пощупать предметы, которые находятся в мешочке, а затем попросите ребенка закрыть глаза. Он должен на ощупь узнать предмет, который нашел в мешочке. Также по принципу этой игры можно предложить детям «Сухой бассейн».

10) «Ящик ощущений» (манная крупа, пшено, горох) – спрячьте в коробке с «песком» различные мелкие игрушки и предложите ребенку их найти. Перебирая пальчиками «песочек». Это очень расслабляет и успокаивает детей.

11) «Переливание воды» - для игры нужны три пластиковых стаканчика, надувная груша, миска, губка. На всех стаканчиках нанесены отметки уровня воды (для этого можно использовать маркер или самоклеющуюся пленку). Правила игры: ребенок при помощи надувной груши набирает воду из миски, а затем переливает её в стаканчики до нужной отметки.

12) «Перекладывание шариков» - для игры нужны две миски (в одной из них вода, большая ложка, губка, несколько шариков (пластмассовых, например теннисных). Ребенок перекладывает шарики в пустую миску с помощью ложки.

На основании педагогического наблюдения и диагностики программы Развитие «+», мы сделали следующие выводы:

1. Дети увереннее держат карандаш, ручку, легко выполняют упражнения при овладении произвольными движениями рук и пальцев, действуют с мелкими предметами.

2. Активно включаются в различные виды детской деятельности, экспериментирование.

3. Дети активно сотрудничают друг с другом, вступают в диалог, как со сверстниками, так и с взрослым.

4. Быстро и безошибочно находят предметы сложной формы и неоднородного цвета по описанию, вычленяя его среди других.

Данные игры доставляют детям огромное удовольствие, так как им дается возможность играть с такими предметами, которые раньше для них были запретом. А, как известно – запретный плод сладок. Детям очень нравится все необычное.

Список литературы.

1. Колос Г. Г. Сенсорная комната в ДОУ: Практические рекомендации. – М: АРКТИ, 2006. – 80 с.

2. Комарова Л. Д. Дидактические и логические игры с цветными крышками: Учебное пособие. – СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007. 16 с.

3. Полозова Е. В. Развивающие тренажеры из бросового материала: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 48 с.

Публикации по теме:

Игра для развития мелкой моторики и тактильных ощущений «Чудесный цветочек»Игра для развития мелкой моторики и тактильных ощущений «Чудесный цветочек» Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных.

Пальцы помогают говорить? ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ? Вся история человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Развивающая среда как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 августа 2014 в 13:29
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Развивающая среда как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Брейде в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД