Папки-передвижки

Методические рекомендации проведения занятий по изготовлению народной куклы

Алёна Денисова
Методические рекомендации проведения занятий по изготовлению народной куклы
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации проведения занятии по изготовлению народной куклы

Пояснительная записка

Данная методическая рекомендация направлена на педагогов дополнительного образования, воспитателей, учителей начальной школы. В ней указаны цели, задачи, применение данного материала в учебном процессе.

Публикация «Методические рекомендации проведения занятий по изготовлению народной куклы» размещена в разделах

Главной целью написания методической рекомендации было обобщение и систематизация знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах.

Одной из важнейших задач современной педагогики является приобщение детей к истокам народной культуры, формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям.

Сегодня современное общество на все начинает смотреть по – иному. К большому сожалению, мы потеряли то, что годами накапливали наши предки. Смогут ли ответить на вопросы наши дети как жили их предки, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы обязаны восстановить связь времен, вернуть человеческие ценности. Так как. без прошлого нет и будущего.

За последние годы мы утратили народные традиции. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют большое значение. В настоящее время народная кукла, как и народное творчество, становится более популярной. Интерес к народной традиционной кукле стал очень велик. Русская кукла одна из самых удивительных символов России. Это не просто игрушка, а неотъемлемый атрибут древних обрядов.

Куклы сопровождали людей от рождения и до конца дней, они играли большую роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай.

Играя в куклы, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. К куклам относились очень бережно, передавая от поколения к поколению. Их хранили в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. Создавая кукол, девочки научались шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме девочки овладевали женскими ремеслами, мамы воспитывали в них терпение, усидчивость, аккуратность. Напрашивается вопрос почему же русская народная кукла оказалась жизненно стойкой?. Секрет народных кукол заключается в их совершенстве, и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сакральную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

Нам нужно сохранить свою, традицию. Ведь старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес детей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь

Рекомендации по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством ознакомления с народной куклой

Методы обучения детей изготовлению народных кукол

Методы эмоционального стимулирования художественно- практической деятельности:

-создание ситуации успеха;

-поощрение;

-использование игр и игровых форм организации;

-создание ярких наглядно-образных представлений

Методы развития познавательных интересов:

-создание познавательной ситуации;

-создание ситуации проявления творчества

Волевые методы :

-предъявление учебных требований;

-формирование ответственного отношения к работе;

-осуществление оперативного контроля

Социальные методы :

-постановка системы перспектив;

- организация совместной деятельности в группах, парах, индивидуально

Рекомендуется организовывать :

- проблемно-поисковую деятельность ребят (работа в группах по решению ситуаций и задач, разработка совместно с педагогом проектов и т. п.)

- продуктивные виды деятельности (изготовление кукол из различных материалов, выполнение рисунков и их презентация);

Какие задачи должен ставить педагог по реализации данного направления

- знакомить ребят в соответствующей их возрасту форме с видами народной куклы (кукла-мотанка, кукла-закрутка, кукла-мартиничка, кукла из мочала и др.);

- воспитывать у детей уважение к предметам труда взрослых, создавших игрушки;

- формировать у детей знания, умения, практические навыки работы с различными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства;

- способствовать проявлению у ребят интереса к событиям настоящего и прошлого страны, стремлению к знакомству с культурой страны;

- способствовать проявлению познавательной активности за счет удовлетворения потребности в новых знаниях;

- ориентировать детей на сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе совместной деятельности;

- способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости при совместных мероприятиях.

Принципы изготовления народной игрушки - лоскутной куклы :

- Использовать простейшие конструкции кукол.

- Употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут.

- Строго следить за правилами экономии материала.

- В работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, бросовых обрезков, кромок, обшивок материи.

Типология народных кукол

По своему назначению куклы делятся на три группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.

Куклы-обереги.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

Игровые куклы

Эти куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Обрядовые куклы

Обрядовых кукол ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Календарные куклы

Весенние

1. Домашняя масленица

«Домашняя Масленица» - кукла бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой масленицы или её младшей сестрой. Она была небольшая – 20-25 см высотой, делалась из соломы или лыка с белым тряпичным лицом.

2. Веснянка

Весной на Пасху девушки и девочки изготавливали нарядных куколок, обмениваясь ими в подарок. Голова куклы по форме напоминает яйцо. Отличительной чертой Веснянок были яркие волосы: ярко-красные, синие, зеленые, рыжие, украшенные яркими лентами.

3. Вербная

Обрядовая весенняя кукла. Когда детей накануне Вербного воскресения посылали в лес за веточками вербы, мать делала несложную куклу и давала детям с собой. Дети несли куклу и вербу вместе, считалось, что куколка помогает детям, оберегает их и показывает дорогу домой.

4. На пасхальное яйцо

Куколка делалась перед Пасхой. Делалась всегда на подарок и была хранительницей и оберегом пасхального яичка-писанки, которые тоже расписывали к Пасхе для родных и близких людей.

5. Птица Радость

Птица Радость - кукла весеннего обряда Заклика Весны, который существовал вплоть до войны в Алексинском районе Тульской губернии на берегу реки Оки.

6-7. Пасхальная

Наступал праздник Пасхи, и вместе с куличом и писанками, хозяйка делала для украшения дома Пасхальную куклу. Делается она из ярких красных тканей и одевается в нарядную одежду. Куколку ставили в красный угол и любовались ей целый год.

Летние

1. Семик и Семячиха

Этих кукол делали в четверг перед Троицей. Это пограничный праздник между весной и летом.

Семик и Семичиха – не молоды, это куклы в возрасте, одеты в костюмы взрослых людей. Они символизируют хозяина и хозяйку. В руках у них дерево - березовая веточка, украшенное лентами.

2. Жница

Жницу называли «куклой первого снопа». Делали эту куклу перед тем как начинали жатву.

3. Покосница

Когда летом все женщины отправлялись на сенокос, они брали с собой и детей. И чтобы малышам было чем заняться, для них делали простых куколок — Покосниц.

4. Симеон-столпник

Кукла периода между летом и осенью 14 сентября. Раньше в это время праздновали Новый год

Осенние

1. Зерновушка

Кукла – оберег достатка и благополучия в семье. Кукла наполнена гречкой.

2. Филипповка

Филипповка – покровительница женского ремесла. Делают её в ноябре на Филиппов день. Её делали женщины и девушки, занимающиеся рукоделием, и дарили друг другу с уважением.

3. Многоручка

Обрядовая кукла южных районов России. Помощница в рукоделии. На Покров (14 октября, перед тем, как сесть за изготовление приданого, девушка делала из соломы или из лыка эту куклу с просьбой о помощи в работе. У куклы делается 10 рук – для того, чтобы все успеть сделать.

4-6. Параскева

Параскева-Пятница, по народным преданиям, распоряжалась судьбой урожая, распределением продуктов, сырья, предметов ремесленного производства, хозяйствовала на торгу.

Зимние

1. Спиридон-солнцеворот

Праздник Спиридона отмечали 25 декабря в дни зимнего солнцестояния. В народе считалось, что этими праздниками, яростными песнями и плясками, сжиганием старья люди помогают солнышку начать новый круг. Куклу сжигали вместе со старой рухлядью и домашним скарбом. Сжигали старые поломанные колеса, ободы, корзины - все круглое.

2. Веничек благополучия

Куклу делали утром в Рождественский Сочельник. Для этого с ночи в доме в красном углу рассыпали разное зерно. Утром зерно собирали, увязывали в семь мешочков и украшали ими куклу. В каждый мешочек насыпалась крупа. Верили, что в эту ночь зерно приобретало целительную силу, поэтому добавляли его в корм животным, заваривали людям. Использовали только в исключительных случаях.

3. Коляда

Куклу делали в период Зимних Святок. С этой куклой в Святки ходили по домам колядовать, поздравляли друг друга и желали только хорошего

4. Коза

Кукла «Коза» имела то же значение, что и переодевающийся на Рождество в козу колядовщик.

Заключение

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев пробуждают у детей желание узнать их назначение, учат видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребёнка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека. В этом ряду куклы занимают особое место, так как они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие и осознание ими традиционной культуры. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.

Занятия конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будут способствовать социализации и помогут учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.

Таким образом, сконструированный комплекс педагогических условий по приобщению детей к народной культуре, позволит добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей, поможет обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре.

Список литературы и интернет-ресурсы:

1. Деревянко И. С., Тронникова А. Ю. Игрушки в подарок. – М. : «ЭКСМО», 2005. – 160 с.

2. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб. : “Паритет”, 2006. – 240 с.

3. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

4. Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: https://tn-kukla.livejournal.com

5. Шайдурова Н. В. методические основы работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой –Барнаул : АлтГПА, 2010

https://www.Screen.ru/gallery/Russian/Sa htm

Куклаhttps://happypoups.narod.ru/chtivo.html

https://www.aorb.ru/depart/olikolbft.html

https:www.oberegov.net

Музей куколhttps:www.tipilp.susu.ac.ru/index/node_id=515

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/191004-metodicheskie-rekomendacii-provedenija-zanjat

Публикации по теме:

Фотоотчёт с городского МК по изготовлению народной куклыФотоотчёт с городского МК по изготовлению народной куклы Вновь я с вами, мои друзья, коллеги и читатели моего блога. Знаю, многие из вас ждут рассказа о том, как прошёл мастер-класс по изготовлению.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Кувадка»Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Кувадка» Раньше мотать кукол девочки начинали с 4-5 лет. Первую дочь учила мама или бабушка; младших - старшая сестра. А у нас часто дети младшего.

Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Троица»Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Троица» Добрый день гости моей странички! Сегодня в преддверии праздника Троица хочу рассказать, как рождаются куклы. Ты занят своей обычной жизнью,.

Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Ведучка»Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Ведучка» Добрый вечер, уважаемые коллеги, друзья и гости МААМ. Разрешите предложить Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению народной куклы.

Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Каркуша»Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Каркуша» Народная тряпичная кукла Каркуша. Каркушей в народе называли и сороку, и ворону, и галку. Обычно эти куклы делались на праздник Сороки.

Мастер-класс по изготовлению русской народной куклы «Домовушка»Мастер-класс по изготовлению русской народной куклы «Домовушка» По славянскому календарю 16 февраля отмечается праздник Починки. Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», мужчины сразу после.

Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы «Кувадка»Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы «Кувадка» Народная славянская кукла Кувадка была самой первой куклой, которая встречала младенца на пороге мира. Обычно её подвешивали над детской.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Нежная Радуница. Мастер-класс по изготовлению народной куклыНежная Радуница. Мастер-класс по изготовлению народной куклы У очередной моей куклы красивое имя Радуница. В интернете видела образец этой красавицы только у Ольги Мироновой. При чем, мастер-класс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации проведения занятий по изготовлению народной куклы
Опубликовано: 3 ноября 2023 в 09:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации проведения занятий по изготовлению народной куклы» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Денисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД