Лучший педагог года

Методические рекомендации по составлению рабочей программы дополнительного образования в ДОУ

Ирина Щепетинникова
Методические рекомендации по составлению рабочей программы дополнительного образования в ДОУ

Методические рекомендации

"Составление Рабочей программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении"

Рабочая программа дополнительного образования является одним из ключевых документов в ДОУ, при сопровождении кружковой работы.

В детских садах и ранее была организация дополнительного образования, но в последнее время эта деятельность актуализировалась и стала более востребованной.

Публикация «Методические рекомендации по составлению рабочей программы дополнительного образования в ДОУ» размещена в разделах

При составлении Рабочей программы дополнительного образования в детском саду следует руководствоваться «Положением о Рабочей программе дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении», а также иными локальными актами, регулирующими организацию дополнительного образования в ДОУ.

Составление Рабочей программы необходимо начать с тщательного изучения документов нормативно-правовой базы, постепенно переходя к локальным актам ДОУ, прежде всего, Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе выбранной направленности с названием кружка или объединения, а затем к плану общего содержания. По окончании составления общего плана, начинаем процесс написания по пунктам и подпунктам.

Включаем таблицы, сноски, ссылки, выделяем ключевые моменты, которые становятся руководством к действию по организации деятельности кружка.

Алгоритм составления Рабочей программы:

- Определить состав автора(-ов, это может быть педагог/преподаватель кружка по дополнительному образованию, заместитель заведующего по учебной/ воспитательной и методической работе;

- Определить правильное название Рабочей программы, например, «Рабочая программа дополнительного образования художественной направленности «Юные таланты»;

- Оформить титульный лист Рабочей программы;

- Составить план общего содержания программы;

- Проанализировать: условия организации деятельности, методическое обеспечение, материальное и дидактическое оснащение, последовательность тем, подборки, картотеки, оригинальные методики;

- При составлении Рабочей программы руководствоваться:

• целесообразностью,

• рациональностью подходов,

• применением несхожести с другими программами,

• включением собственной интерпретации материала,

• творческой инициативой,

• особенностями практики в выбранном направлении.

- Заполнить каждый раздел или пункт, подпункт содержанием;

- В завершении составления Рабочей программы соотнести содержание и текст, проверить список используемой литературы, обратить внимание на то, что название кружка не должно дублировать предмет или область развития, например, кружок по логоритмике нельзя называть «Веселая логоритмика», кружок по математике нельзя называть «Веселая математика». Называем соответственно: «Юные таланты» и «Считай-ка» или др.

Составление Рабочей программы на примере:

Титульный лист:

Вверху - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 компенсирующего вида»

Ниже - слева – Принята на заседании педагогического совета МКДОУ №9 к/в, Протокол №1 от 30.08.2024, справа – Утверждаю: заведующий МКДОУ №9 к/в ФИО, Приказ № 39 от 02.09.2024.

В центре название: Рабочая программа дополнительного образования художественной направленности в кружке/объединении «Юные таланты»

Ниже справа в столбик - направленность: художественная, возраст обучающихся: 5-7 лет

Ниже справа в столбик - автор(-ы)- составитель(-и, ФИО, должность

Внизу, в центре: город, год.

- Далее составляем план/ общее содержание программы:

Содержание:

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность.

1.2. Цель программы.

1.3. Задачи программы.

1.4. Направленность.

1.5. Категория обучающихся/возраст детей.

1.6. Сроки реализации программы, этапы работы.

1.7. Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности, формы подведения итогов реализации программы.

1.8. Отличительные особенности программы.

1.9. Условия реализации программы.

1.10. Планируемые/ожидаемые результаты освоения программы, способы определения их результативности.

2. Учебно-тематический план.

3. Календарно-тематический план.

4. Содержание программы на период обучения.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

7. Дополнительные информационные сведения

- Далее начинаем подробное написание текста Рабочей программы по пунктам, например:

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования в объединении/кружке «Юные таланты» (далее - программа) составлена в соответствии с Положением «О рабочей программе дополнительного образования детей в МКДОУ №9 к/в», приказ № 39 от 02.09.2024 г., иных нормативно-правовых документов и локальных актов, регулирующих организацию дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.

1.1. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Актуальность: Актуальность программы определяется тем, что занятия по логоритмике являются одной из самых качественных и эффективных технологий по развитию музыкальных способностей, возможностей и речи старших дошкольников групп компенсирующей направленности.

Новизна: программа включает в себя Игротеку, это новая форма организации детской деятельности, предполагающая проявление самостоятельности и самодеятельности детей, так как выбор игровых заданий и упражнений остается за дошкольниками. Также программа включает в себя здоровьесберегающие и другие педагогические технологии, активно применяемые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Педагогическая целесообразность: заключается в благотворном влиянии занятий логоритмикой на каждого ребёнка, что способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширению словарного запаса детей, развитию моторной, эмоциональной сфер.

1.2. Цель программы.

Цель реализации программы: создание условий для развития творческих способностей, возможностей обучающихся с ТНР средствами речи, движения и музыки, развития эмоциональной сферы и творческого потенциала, формирования личностных качеств детей.

1.3. Задачи программы.

Задачи программы:

Обучающие:

• Обучать чётким, координированным движениям во взаимосвязи с речью;

• Формировать правильное дыхание;

• Совершенствовать статическую и динамическую организацию движений;

• Формировать двигательную память и произвольное внимание

Развивающие:

• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику,

• Развивать музыкальные и творческие способности и возможности детей;

• Развивать способность ориентироваться в пространстве;

• Развивать фонематический слух, просодическую сторону речи;

Воспитательные:

• Воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;

• Прививать детям потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей;

• Воспитывать эстетические чувства прекрасного, восприятия красоты музыки, скоординированных с речью движений и грации.

Коррекционные:

• Укреплять мышцы органов артикуляторного аппарата;

• Развивать мелкую моторику и тонкие движения пальцев рук;

• Развивать общую моторику, соответствующую возрастным особенностям детей;

• Развивать силу голоса;

• Формировать речевое и вокальное дыхание;

• Развивать пространственный праксис, гнозис.

1.4. Направленность: программа рассчитана на стартовый уровень сложности, направленность: художественная (при интеграции речевого и физического развития)

1.5. Категория обучающихся/возраст детей: дети от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст)

1.6. Сроки реализации программы, этапы.

Срок реализации программы: 1 год обучения.

Этапы реализации:

Этапы реализации программы.

1-ый этап

Организационный: Изучение методической литературы по данной теме, накопление методического и музыкального материала. Формирование списка участников на добровольной основе.

2-ой этап

Диагностический:Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованность тем или иным видом музыкальной деятельности.

3-ий этап

Практический: Планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики. Организация цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий: пальчиковых и речевых игр с музыкой, игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, пения, основных движений и т. д.

4-ый этап

Обобщающий: Исследование результатов практической деятельности

1.7. Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности, подведение итогов реализации программы.

Форма обучения: очная.

Программа рассчитана на 1 год обучения и рекомендуется для занятий с детьми старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет. Количество детей – 10. Учебных недель в текущем учебном году: 36. Программа предполагает проведение занятий - 1 раз в неделю, во второй половине дня. Исходя из календарного года, количество часов, отведенных для занятий – 36 часов. Продолжительность занятий – 25 - 30 минут. Количество часов в неделю – 1; общее количество академических часов: 36.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: констатирующий (начальный) этап – в сентябре, формирующий (финальный) этап – в мае, с целью определения коррекционно-развивающих направлений логоритмической работы.

Формы подведения итогов: в завершении учебного курса проводится итоговое мероприятие на выбор: «Парад достижений», итоговое мероприятие «Таланты, вперед!», мастер-класс «Логоритмические звездочки», «Фотовернисаж занятий логоритмикой» и др.

1.8. Отличительные особенности программы.

Программа составлена на основе авторских разработок, но переработана, модифицирована или адаптирована к возможностям детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

1.9. Условия реализации программы.

Программа рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) с ТНР, только воспитанников ДОУ. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, специальный отбор не проводится. Пол детей, участвующих в освоении программы, не учитывается. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется.

1.10. Планируемые/ожидаемые результаты освоения программы. Способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты:

- у детей будут сформированы музыкальное восприятие, певческие навыки;

- обучающиеся выполняют основные движения под музыку,

- самостоятельно выполняют ранее разученные игровые упражнения и задания,

- выражают свои чувства, вызванные музыкой,

- выполняют самостоятельные творческие решения в играх, танцах и пении.

Способы определения результативности.

Анализ процесса музыкальной деятельности.

Уровневая оценка (формирование умений, навыков, проявление творческой активности). Диагностика общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве. Диагностика музыкальных и творческих способностей.

- Аналогично ведется описание реализации деятельности в последующих пунктах Рабочей программы.

Например, в пунктах Учебно-тематическое планирование и Календарно-тематическое тематическое планирование представлены разделы, темы и время проведения занятий, формы проведения в течение учебного курса.

- В завершении Рабочей программы включаем список используемой методической литературы, в алфавитном порядке.

Последним пунктом Рабочей программы желательно создать Дополнительные информационные сведения, которые отражают краткую информацию о материальном обеспечении деятельности по дополнительному образованию, о педагоге/преподавателе (ФИО, должность, образование, квалификационная категория, курсы профессиональной переподготовки/повышения квалификации, имеющиеся достижения, награды, краткую презентацию Рабочей программы.

Более подробно ознакомиться с содержанием Рабочей программы дополнительного образования можно на сайте учреждения, ссылка:

https://ds9-efremov-r71.gosweb.gosuslugi.ru/

Публикации по теме:

Фото и видеоотчет о реализации программы дополнительного образования по адаптацииФото и видеоотчет о реализации программы дополнительного образования по адаптации с 15 сентября начала работу по дополнительному образованию «Кроха» Цель программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного.

Презентация «Календарно-тематический план рабочей общеобразовательной программы дополнительного образования» Уважаемые коллеги! В продолжении темы своей рабочей программы по дополнительному образованию "РЕЧеЦВеТИК" предлагаю календарно-тематический.

Конспект занятия «Пазлы простые и сложные» программы дополнительного образования «Логопедические игры»Конспект занятия «Пазлы простые и сложные» программы дополнительного образования «Логопедические игры» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по составлению рабочей программы дополнительного образования в ДОУ
Опубликовано: 18 сентября 2024 в 21:25
+74Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по составлению рабочей программы дополнительного образования в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Щепетинникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД