Получи документы

Методические рекомендации по работе с замкнутыми детьми

Олеся Извекова
Методические рекомендации по работе с замкнутыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует… Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление пока не поздно, перевоспитать ребенка, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.

Публикация «Методические рекомендации по работе с замкнутыми детьми» размещена в разделах

Иное дело, когда замкнутость малыша вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками. В таких ситуациях необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребенка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период.

Довольно распространенным явлением считается замкнутость единственного ребенка в семье. Лишенный общества брата или сестры, вынужденный часто играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно.

Углубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.

Причины замкнутости ребенка могут подсказать его рисунки. Можно предложить малышу нарисовать свою семью, не объясняя ему, что вы под этим понимаете. Пусть он сам выберет, что нарисовать. Упражнение имеет смысл проводить, начиная с четырехлетнего возраста.

Как ребенок изобразил себя:

- очень крупная фигура (крупнее всех остальных) может означать, что он несколько избалован;

- наоборот, слишком маленькая фигурка (меньше всех, особенно если он не самый маленький в семье) может означать, что ребенок оценивает свою роль в семье как незначительную; но, может быть, он просто подчеркивает, какой он еще маленький по сравнению с остальными;

- он находится в стороне от мамы, папы и других родных – возможно, ему уделяется слишком мало внимания, и он, скорее всего, ощущает себя изолированным от остальных;

- он нарисовал себя в кругу семьи, все держатся за руки, значит, в доме царит дружеская атмосфера, или ребенок очень хочет, чтобы так было (особенно если в семье действительно не все благополучно);

- все родные нарисованы в разных комнатах – это повод задуматься: достаточно ли времени родители и ребенок проводят вместе, полноценно ли они общаются, не живет ли каждый из них своей собственной жизнью.

Нужно обратить внимание на следующие особенности рисунка:

- вместо родных ребенок рисует игрушки, животных, несуществующих братьев и сестер, бабушку и дедушку и так далее; иногда он добавляет их к реальным членам семьи или начинает с них рисунок – это может означать, что ребенка не удовлетворяют существующие отношения, ему чего – то не хватает;

- вместо семьи нарисован просто дом без людей или посторонняя картинка – может быть, ребенок не понял, что от него хотят, или у него не было желания и настроения рисовать; нужно предложить ему нарисовать семью в другой раз, когда он будет более расположен к этому;

- величина фигур некоторых членов семьи не соответствует реальному соотношению их величин – это может свидетельствовать о преуменьшении или преувеличении значимости этих членов семьи для ребенка;

- при рисовании ребенок сильно нажимает на карандаш, даже прорывает бумагу, все фигурки очень мелкие, рисунок сильно смещен в один из углов листа – все это может говорить о повышенной тревожности ребенка.

Если вовремя не обратить внимания на замкнутость малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек, обладающий многочисленными комплексами. Поэтому, нужно уделять ребенку как можно больше внимания.

Ускорить процесс внутреннего раскрепощения замкнутого малыша помогут несложные психологические задания. Родителям и окружающим ребенка людям нужно быть чуткими и внимательными, проявить терпение, ичерез некоторое время ребенок будет преодолевать замкнутость, и испытывать огромное чувство радости с разными людьми.

Почти все дети любят фантазировать. Особенно ярко проявляются их фантазия в рисовании, лепке, сочинении необыкновенных историй. Рисунки и поделки расскажут об общем развитии ребенка, его характере и способностях (аккуратности или небрежности, развитом или не развитом воображении). К тому же творческие занятия окажут положительное влияние на развитие коммуникативных способностей ребенка.

Игра «Кляксы» (ее рекомендуется проводить с детьми 5 – 6 лет). На листке бумаги располагаются 10 разных чернильных клякс, ребенок должен придумать, на что они похожи. Не нужно ограничивать его во времени, пусть разглядывает пятна на столько, сколько ему потребуется. Его ответах надо обратить внимание на следующее:

- однообразие может означать бедность воображения или очень большой интерес к выбранному предмету (например, все кляксы похожи на кошек в разных позах);

- ребенок с трудом что-нибудь придумывает или вообще не может ничего предложить. Это значит, что у него слабо развита фантазия, или, может быть, для игры выбран неудачный момент (например, у ребенка плохое настроение или его мысли заняты чем-то другим);

- в каждой кляксе он увидел какую-нибудь фигуру или предмет – у него богатое воображение.

Неспособность выполнить это задание связана с низким уровнем развития воображения. Очень подробное описание каждой фигуры, сопровождающееся пространным рассказом о ней. Может означать, что ребенок склонен уходить в мир своих фантазий, игнорируя окружающую его реальность. В этих случаях лучше обратиться за консультацией к детскому психологу.

Достаточно информативная игра «Чудо – зверь», когда ребенку предлагают нарисовать или слепить из пластилина животное, которого нет на свете. Обычно дети сами придумывают историю о своем животном, но можно задать ребенку несколько вопросов (например, как зовут это существо, где оно живет и так далее). Нужно обратить внимание – не слишком ли агрессивно выдуманное животное, а может быть, оно очень одиноко и несчастно. Возможно, таким образом, ребенок рассказывает о себе и своих проблемах.

Игра «Знакомство».

Несколько человек садятся в кружок и по очереди, представляясь, говорят о себе одно-два предложения. Причем каждый следующий участник игры, прежде чем рассказать о себе, повторяет то, что говорили предыдущие. Выглядеть это будет примерно так:

- Меня зовут Оля, я люблю придумывать куклам красивые платья и рисовать их.

- Оля любит придумывать куклам красивые платья и рисовать их. А меня зовут Марина, я люблю петь.

- Оля любит рисовать красивые платья, Марина любит петь. А меня зовут Денис, я люблю конструировать.

И так далее.

Эта игра способствует развитию коммуникативных способностей детей, а также развитию речи и памяти.

Одной из причин замкнутости ребенка могут быть его физические недостатки (например, плохое зрение, при котором приходится носить очки, полнота или худоба, заикание и др.). В таких случаях не обойтись без специальных занятий. Но ребенку можно помочь проще смотреть на свои недостатки, не зацикливаться на них, а относиться к ним с юмором. В жизни детей ждут не только приятные знакомства. Поэтому нужно учить каждого ребенка иронично относиться к самому себе.

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по работе с детьми «Будем вместе мы играть, маму с папой развлекать»Рекомендации для родителей по работе с детьми «Будем вместе мы играть, маму с папой развлекать» Познавательное развитие. Природа. «Мы идём на луг». Познакомить детей с особенностями луга, с отдельными растениями и с насекомыми. Воспитывать.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возрастаМетодические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возраста Методические рекомендации при разучивании песни "Цыплята" с детьми младшего дошкольного возраста. Впереди весна, а значит в песенном репертуаре.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации по работе с замкнутыми детьми
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 17:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по работе с замкнутыми детьми» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Извекова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД