Дарина Федорова
Методические рекомендации по психолого-педагогической профилактике дезадаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Главной составляющей комплексного подхода к решению проблемы дезадаптированных состояний у детей и является диагностика. Это начальный этап психолого-педагогической реабилитации ребенка. Диагностика является основой, на базе которой строится взаимодействие с ребенком и семьей. Начать необходимо с диагностики уровня здоровья ребёнка, факторов, отягощающих его развитие. Ребёнок должен получить помощь для восстановления и развития физического здоровья. Особое внимание важно обратить на состояние нервной системы ребёнка.
Публикация «Методические рекомендации по психолого-педагогической профилактике дезадаптации детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Дезадаптация дошкольников
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Психологическая диагностика выявляет особенности поведенческой и личностных сфер; психологические проблемы, отношение к одногруппникам (проявление агрессии, тревожность, или наоборот, позитивные проявления) и к окружающим взрослым (тревожность, сопротивление, или наоборот, позитивные проявления). Необходимо провести анализ познавательных процессов (внимание, мышление, память, работоспособность, отношение к учебной деятельности, развитие интеллекта, творческие способности); определить самооценку, уровень психической и эмоциональной депривации.
Частью сбора информации о ребёнке является работа с родителями. Мы предлагаем им заполнить анкету, чтобы помочь узнать и учитывать индивидуальные особенности ребёнка - анкетирование родителей для выявления особенностей характера и привычек ребенка, далее по результатам анкетирования проводится уточняющая беседа.
Работу с детьми важно строить очень доброжелательно, тактично.
Встреча и приглашение в группу утром со словами, «Мы рады тебя видеть!»
Не навязывать ребенку в первый же день свое общение и общение со сверстниками. Необходимо задавать вопрос «Я могу тебе чем-то помочь?», «Тебе нужна моя помощь?»
Произносить фразы «Если тебе понадобиться помощь, ты всегда можешь ко мне обратиться», «Не расстраивайся, в следующий раз обязательно получится», «Ничего страшного не произошло».
В работе важно придерживаться следующих рекомендаций :
• Необходимо вести наблюдение со стороны, не комментируя промахи и неудачи ребенка. Нельзя привлекать всеобщее внимание к негативному поведению или поступкам детей.
• При возникновении проблем, необходимо решать проблемную ситуацию с группой детей без конкретизации личности.
• При индивидуальной работе беседа с ребенком ведётся на уровне его глаз, спокойным, доброжелательным тоном.
• Если во время индивидуальной работы другие дети заинтересуются заданиями, то не отстранять их, а в зависимости от вида деятельности дать им возможность поучаствовать.
• Давать возможность детям выбирать компанию и соседа в групповых занятиях.
• Используя индивидуально-личностный подход к ребенку, необходимо опираться на сильные стороны ребёнка (стремление к общению, любовь к маме и пр.). Мотивирование ребенка со сложностями в поведении «Порадовать маму»
• По возможности, создавать ситуации успеха в играх, упражнениях, в изготовлении поделок.
• Обязательно использовать похвалу ребенка, особенно при родителях для детей из проблемных семей.
• Обязательная похвала родителей при детях, и выражение благодарности.
• Необходимо минимизировать негативную информацию о поведении ребенка.
• В случае проступка ребенка просить родителей не наказывать ребенка, потому что он уже был наказан сегодня (сидел на стульчике, например). Желательно только побеседовать и выяснить истинную причину этого поведения.
• При планировании занятия учитывать потребности детей с проблемами здоровья, для них приготовить облегченный вариант, и наоборот для детей с высокими интеллектуальными способностями подготовить усложненные, чтобы похвала была справедливой и уместной.
• Поощрять честность, не наказывать и не укорять, когда ребенок признался в проступке, выстраивать доверительные отношения с группой детей.
Советы по работе с родителями
Наш опыт показал, что основными причинами являются ошибки родителей и сложная психологическая атмосфера в семье. Сотрудничество с родителями, помощь им в изменении отношения к ребёнку, в перестройке семейного воспитание – главное условие успешной работы по профилактике дезадаптации детей. Обязательная похвала детей родителям и родителей детям, публичная похвала детей и родителей
• Демонстрация своего уважения к ребёнку через фрагментарное взаимодействие втроём
• Побуждение родителей видеть хорошее в ребёнке
• Совместный поиск причин деструктивного поведения ребёнка
• Принятие решения по итогам каждой встречи, «Давайте договоримся так. Давайте попробуем так…»
• Обязательное проговаривание решения родителями, чтобы понять, как они его осмыслили
• Просьба об обращении за помощью при возникших затруднениях
• Анализ соблюдения договорённостей и возникших трудностей на последующей встрече
• Сотрудничество родителей с педагогами, с психологической и медицинской службами ДОУ
• Вынесение сложных тем на обсуждение со всеми родителями группы на родительском собрании, мастер-классе (без афиширования значимости темы для конкретных родителей)
• Ведение дневника сопровождения семьи и фиксация результатов диагностики, бесед, решений и пр.
• Индивидуально-личностный подход в работе – учёт личностных особенностей родителей, их взглядов и опыта. Опора ни их сильные стороны, в том числе, любовь к ребёнку.
Данные правила вытекают и из работы с теоретическим материалом, и из нашего опыта работы. Именно соблюдение названных выше правил позволило нам сделать работу успешной.