Ольга Лапина
Методические рекомендации по подготовке к родительскому собранию
Методические рекомендации по подготовке и проведению
1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал.
2. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться.
3. Максимальная продолжительность – 1-1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).
Публикация «Методические рекомендации по подготовке к родительскому собранию» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
4. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.
5. Проведение родительского собрания требует от воспитателя тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдёт в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания могут оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.
6. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.
7. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
8. Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества многообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. п.).
9. В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряжённое молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и т. д.
10. Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.
Основные этапы подготовки родительского собрания
1. Выбор темы собрания.
2. Определение целей родительского собрания.
3. Определение вида, формы, этапов проведения родительского собрания, способов и приёмов совместной работы его участников.
4. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
5. Разработка сценария собрания.
6. Распределение обязанностей по подготовке.
7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
8. Приглашение родителей и других участников собрания.
9. Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.
10. Подготовка конкурсов по теме собрания.
11. Подготовка выставок по теме собрания.
12. Аудиозапись, видеозапись ответов детей по теме собрания.
13. Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.
14. Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).
15. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Основные этапы проведения
родительского собрания
1. Вступительное слово ведущего. Обозначение темы, проблемы.
2. Теоретическая часть:
• Анализ результатов микроисследования;
• Педагогический всеобуч (выступление по теме собрания);
• Обсуждение проблемы родителями;
• Анализ воспитателем результатов работы с детьми по теме собрания;
3. Практическая часть:
• Выполнение практических (творческих) заданий всеми родителями;
• Совместная работа родителей с детьми (открытый просмотр);
4. Заключительная часть. Рефлексия. Принятие решения.