Получи документы

Методические рекомендации по лексической теме «Мебель»

Светлана Глущенко
Методические рекомендации по лексической теме «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы

Предметный словарь: Мебель, парта, шкаф, стол, табуретка, кресло, кровать, диван, тахта, раскладушка, доска, полка, мойка, суш-ка, пенал, буфет, сервант, стул, комод, тумба, стенка, трюмо, пуф, этажерка, сиденье.

Глагольный словарь: Ухаживать, вытирать, передвигать, переставлять, обставлять, задвигать, раздвигать, ремонтировать, вешать, сто-ять, ставить, класть, хранить, убирать, протирать, сидеть, отдыхать, спать, работать, открывать, закрывать, делать, изготавливать, собрать, застилать, .

Темочки:

Словарь признаков: Детская, игрушечная, кухонная, школьная, круглый, овальный, настенный, письменный, квадратный, прямо-угольный, обеденный, раскладной, журнальный, книжный, платяной, низкий, высокий, легкий, тяжелый, новый, старый, красивый, полирванная, плетенная, современная, стеклянная, прочная, качественная, грязная, чистая, жесткая, светлая, темная, лакированная, деревянная, пластмассовая, дубовый, ореховый, березовый, сосновый, зеркальный, компьютерный, кожаный, мягкий.

Пальчиковая гимнастика

Скоро мы переезжаем, (Сжимают — разжимают

Всё с собою забираем. пальцы на обеих руках одновременно.)

Стулья, стол, сервант, комод (Ритмично ударяют кулак

Переедут тоже. о кулак и ладонь о ладонь.)

Вот! (Делают громкий хлопок в ладоши.)

В новом доме будут с нами

(Складывают ладони уголком — «домик».)

Два стола, комод с вещами,

Кресла два, диван, кроватка, Где братишка мой спит сладко.

С. Чешева

Координация речи с движением

Михаил Потапыч спать Лёг в большущую кровать, Отдых дал уставшим лапам,

Дом его наполнен храпом.

В маленькой кроватке Сны Мишутки сладки.

Во сне сосёт он лапу, Когда не видит папа.

Спит медведица тревожно, Очень позабыть ей сложно,

Что забрался кто-то в дом,

Всё перевернул вверх дном.

Кашу съел и стул сломал, Все перины разбросал.

И скрипит её кровать, Всей семье мешая спать.

(Поочерёдно загибают пальцы обеих рук на каждое название предметов мебели.) (Сложенные вместе ладони подкладывают под щёку.)

(Разводят руки в стороны, показывая размер.) (Гладят ладонью сначала правую, а затем левую руку от плеча к пальцам.) (Складывают ладони домиком.)

(Приседают, сложенные вместе кисти подкладывают под щёку.)

(Грозят указательным пальцем сначала правой, а затем левой руки.)

(Сложенные вместе кисти подкладывают сначала под правую, затем под левую щёку, хмурятся.) (Складывают ладони домиком.)

(Делают «моталочку» перед грудью.)

(Делают шаркающие движения ладонями, руки вытянуты перед грудью.) (Делают «пружинку»,руки на поясе.)

Игра «Большой — маленький»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, совершенствовать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов; обогащать словарный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение С. А. Васильевой (из предыдущего задания) и задаёт вопросы по нему.

По какой сказке написано это стихотворение?

Какая мебель была в доме трёх медведей?

Затем воспитатель предлагает детям назвать Мишуткину мебель.

Например:

У Михаила Потапыча большая кровать, а у Мишутки маленькая кроватка.

У Михаила Потапыча большой стул, а у Мишутки.

У Михаила Потапыча большой стол, а у Мишутки.

Михаил Потапыч качается в большом кресле, а Мишутка.

У Михаила Потапыча большой шкаф, а у Мишутки.

У Михаила Потапыча большая полка, а у Мишутки.

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Я на кухне самый нужный

Для семьи большой и дружной!

Я готов служить всегда

И стоит на мне еда!

Все тарелки, ложки, кружки —

Мои верные подружки,

Не посыпятся на пол,

С ними вместе друг их. (стол).

Про меня вы все забыли

И не вытерли от пыли!

Я блестящий, я стеклянный, Не похож на деревянный!

Я красивую посуду

Охраняю от простуды,

Чтоб она не простудилась

И случайно не разбилась! Охраняю я бокалы,

И фужеры, и пиалы,

Вазы для цветов, конфет Потому, что я —. (буфет).

На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я — большой, красивый. (шкаф).

Я на стол чуть-чуть похожа, Есть на кухне и в прихожей, В спальне я бываю редко, А зовусь я. (табуретка).

Н. Майданик

Игра «Сложи из палочек»

Цели: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, совершенствовать конструктивные навыки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сложить из палочек стол и стул.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель называет слово — название мебели, дети подбирают рифмующееся с ним слово. Например: Диван —. чемодан, сарафан.

Игра «Что это?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, обогащать словарный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель называет части какого-либо предмета мебели, не называя его, а дети должны отгадать, что это за мебель. Например:

Ножки, крышка — стол. Спинка, сиденье, ножки — стул. Сиденье, ножки — табурет. Дверцы, полки, ручки — шкаф. Сиденье, ножки, спинка, подлокотники — кресло.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке вы-полнить домашнее задание (образовать относительные прилагательные по образцу).

Например:

Тумбочка из дерева (какая) деревянная.

Стол из пластмассы (какой).

Кровать из железа (какая).

Диван из кожи (какой).

Полка из стекла (какая).

Игра «Один — много»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению родительного падежа существительных во множественном числе.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет предмет мебели в именительном падеже единственного числа. Ребёнок ловит мяч и кидает его обратно употребив слово с наречием «много».

Например: Один стул. — Много стульев.

Игра «Дополни предложение»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению предлогов в речи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения и назвать «маленькое» слово, которое они добавили.

Ваза стоит. столе.

Мяч закатился. диван.

Валя достала мяч. дивана.

Паша упал. кровати.

Папа сидит. кресле.

Мама поставила стаканы. сервант.

Бабушка достала конфеты. буфета.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).

Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.

Например:

Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. — Мальчик сидит за письменным столом.

Папа, стул, присесть, на, работа, после. — Папа присел на стул после работы.

Игра «Собери слово»

Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ход игры. На столе карточки со слогами. Воспитатель сообщает детям, что слова рассыпались и нужно помочь Незнайке их со-брать. Дети составляют слова из слогов.

Другим вариантом игры является произнесение воспитателем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух. Например: ВАН, ДИ —диван ЛЫ, СТО — столы ТА, РЕТ, БУ — табу-рет КА, ПОЛ — полка

Игра «Мебель»

Цели: тренировать детей в умении находить слова с заданным звуком и определять его место в слове. Закреплять умение де-лить слова на слоги. Учить подбирать слова к заданным слоговым схемам.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, сервант, тумбочка, буфет). Дети обобщают одним словом увиденные на рисунках предметы (мебель); определяют, в названиях каких из этих предметов есть буква г; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий).

Затем воспитатель размещает на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фланелеграфу и выполняют задание. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Затем подсчитывается, кто дал боль-шее количество правильных ответов.

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Картинки: кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.

В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в не-скольких словах (стол, стул, воспитатель добавляет какой-либо значительный элемент.

Например:

Первый звук [с], последний — [л]; на этом сидят.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонематические процессы, умение определять последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков на ковролинографе, либо нарисовать в тетрадях).

Слова: стол, диван, шкаф, стул.

Ребус «Стул»

Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.

Игра «Загадай загадку»

Цели: развивать связную речь, обучать детей составлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми графическую схему для составления рассказов-описаний по теме. Дети) по опорной схеме составляют загадки-описания мебели.

Текст для пересказа

Диван

Оле на день рождения мама с папой подарили новый диван. Девочка очень обрадовалась, надоело ей спать в детской кроватке. И вот, когда никого не было дома, новый диван и старая кровать завели беседу.

— Скоро тебя отсюда выселят, я лучше, чем ты, ведь я нозый, уютный и очень красивый, — так сказал диван.

— Да, — ответила кровать, — я гораздо старше тебя, ведь ещё Олина мама, когда была маленькой, спала на мне. А потом Олин дядя, а после Олин старший брат. Меня уберут, но не навсегда, а на какое-то время. И когда в семье появится малыш, я снова буду баюкать его и охранять его сон.

— Должно быть, — сказал диван, — в этой семье тебя очень любят, ведь ты делаешь доброе дело.

С. Чешева

Вопросы:

Что подарили Оле на день рождения?

Что сказал диван, когда никого не было дома?

Что ответила кровать?

Почему старую кровать не выбрасывал

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: - совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: - уточнение, расширение, активизация словаря.

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 летКонспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по нетрадиционной технике рисования углемМетодические рекомендации по нетрадиционной технике рисования углем Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Хочу предложить вашему вниманию методические рекомендации.

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации по заучиванию стихов с использованием мнемотехники «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на.

Систематизация дидактического материала по лексической теме «Мебель» Тема: «Мебель. Части мебели». Сроки: 2-я неделя декабря. Итоговое событие: инсценировка р. н. сказки «Три медведя» Задачи: Формировать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по лексической теме «Мебель»
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 10:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по лексической теме «Мебель»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Глущенко (УИ 275281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД