Ольга Тимощенко
Методические рекомендации по использованию потенциала театрализованных игр и упражнений в формировании коммуникативных умений
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по использованию потенциала театрализованных игр и упражнений в формировании коммуникативных умений
Работа по развитию коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности должна включать следующие этапы.
Публикация «Методические рекомендации по использованию потенциала театрализованных игр и упражнений в формировании коммуникативных умений» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Театрализованные занятия. Выполнение упражнений по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной – имитационных движений); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей, игры –драматизации.
2. Постановка спектакля. Этот этап состоит из двух подэтапов. Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с содержанием спектакля, изготовление костюмов, кукол и атрибутов, работу над ролью. По времени проведение этого этапа рассчитано на неделю. Главное на этом этапе – заинтересовать детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене.
Давайте рассмотрим более подробно каждый из этапов.
1. Содержанием театрализованных занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т. е. со «знаками» визуального языка.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. В дальнейшем можно использовать более сложные упражнения. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения, Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам, чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния. Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями. Для этого можно использовать упражнение «говорящие картинки» — рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3—5 человек) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности.
Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
2. Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям.
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др»). После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо, как уже говорилось, вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
— проигрывание ролей в парах.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
— единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
— насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
— наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
— совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
В заключение хочу отметить следующее. Отмечая низкую речевую активность современных детей и недостатки их коммуникативного поведения, О. П. Гаврилушкина разработала систему коррекционных занятий, направленных на совершенствования форм и методов коммуникативного развития всех детей дошкольного возраста.
Любые занятия с детьми должны строиться по коммуникативному принципу.
Это значит, что на на каждом занятии педагогом:
-создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней:
-ребенок должен знать, почему и зачем он говорит, обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
-стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
-осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
-широко используются различные коммуникативные средства : образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
Список проанализированной литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 1999.
8. Гаврилушкина О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду, 2003, №2.
9. Гаврилушкина О. П. Чужой среди сверстников. – М. : МГППУ, 2007.
10. Гавриш С. В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003, №1.
11. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду,2001, №2.
15. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. :ТЦ "Сфера", 2001.
16. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006.
17. Проняева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. Дисс. Канд. Пед. Наук. –Екатеринбург, 1999.