Сергиенко Елена
Методические рекомендации «Организация культурных практик в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Публикация «Методические рекомендации „Организация культурных практик в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
Культурологический подход позволяет рассматривать сущность дошкольного образования через призму вхождения ребенка в культуру и его культурного развития. При этом ребенок рассматривается как субъект деятельности, способный к культурному саморазвитию в рамках доступного опыта (А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева, Л. М. Кларина, Р. М. Чумичева).
Как подчеркивается в работах Т. Б. Алексеевой, Е. В. Бондаревской, Н. Ф. Головановой, Н. Б. Крыловой, современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе.
С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада. Нужно отметить, что понятие «культурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время на разных образовательных уровнях (Т. Б. Алексеева, Н. Б. Крылова, С. В. Масловская, А. В. Шипова и др.).
Культурные практики дошкольника - это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают :
• содержание, качество и направленность его действий и поступков;
• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
• принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста. Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями (витальными, коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения и «вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями,
конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования.)» (Н. Б. Крылова).
«Практика ребенка становится культурной, - подчеркивает Н. Б. Крылова, - когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура - сущностное качество любой формы деятельности)».
Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду.
Однако в теоретической и методической практике не получила должного обоснования проблема реализации культурных практик педагогами дошкольного образования в аспекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, как важнейшей составляющей их непрерывного профессионального образования. Педагоги испытывают затруднения в их рациональном применении в образовательном процессе. Отсутствуют четкие алгоритмы реализации культурных практик в работе с дошкольниками. Существующее в практике методическое обеспечение образовательного процесса является не достаточно разработанным. Поэтому возникла необходимость разработки методических рекомендаций «Организация культурных практик в ДОУ».
Цель методических рекомендаций «Организация культурных практик в дошкольном образовательном учреждении» : оказать методическую помощь педагогам-практикам по вопросам организации и проведения культурных практик в работе с детьми дошкольного возраста.
Предполагаемый результат использования методических рекомендаций :
- для педагогов: повышение профессионального мастерства; использование методических рекомендаций для организации работы с детьми; основа для собственных разработок; пополнение арсенала педагогических при мов для решения задач развития детей дошкольного возраста;
- для детей: обогащение опыта общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи, готовность и способность действовать в различных обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм;
- для родителей: форма участия в образовательном процессе в качестве равноправных партн ров, форма совместной деятельности детей родителей и педагогов;
- для учреждения : создание благоприятной творческой среды педагогов и родителей для решения общей задачи развития детей; повышение качества образовательных услуг ДОУ.
Обоснование особенностей и новизны:
- обеспечение поддержки разнообразия дошкольного детства за сч т расширения форм, методов и средств реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- внедрение эффективных при мов, форм работы с воспитанниками и родительской общественностью, способствующими разнообразию образовательного пространства;
- разработка содержательных и организационных аспектов организации и проведения культурных практик с дошкольниками.
Методические рекомендации «Организация культурных практик в
дошкольном образовательном учреждении».
Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма.
Цель культурных практик : формирование общей культуры личности дошкольника, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности.
В ходе реализации культурной практики решаются одновременно различные задачи.
1. Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
2. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.
3. Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
4. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
5. Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).