Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»
▼ Скачать + Заказать документы
Все педагоги знают, что работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. Впервые наши дети сталкиваются на занятиях, на утренниках с рассказом стихотворений, пересказом текстов, инсценировками и сразу же возникают проблемы: ребенок не может запомнить стихотворение, а, если и рассказывает, то речь ребенка неразборчива, невнятна, маловыразительна.
Поэтому при заучивании с детьми стихотворений перед нами, педагогами, стоят две задачи:
Публикация «Методические рекомендации „Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
• добиваться хорошего запоминания стихотворений, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти;
• учить детей читать стихи выразительно.
Обе задачи должны решаться одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать стихотворение невыразительно.
При заучивании с детьми стихотворений я всегда придерживаюсь следующего плана:
• стихи для детей должны быть высокого качества;
• стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. Для детей 5-7лет стихотворения должны быть до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти;
• стихотворение должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с простым ритмом);
• прежде чем познакомить детей с выбранным стихотворением, я просматриваю его заранее, тренируюсь прочитать стихотворение с выражением;
• при заучивании стихотворений обращаю внимание детей на средства выразительности, которые используются мною при чтении стихотворения;
• выбираю нужный темп чтения, соблюдая паузы. Как правило, темп чтения зависит от содержания т. е. грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем веселые;
• чтение вслух я сопровождаю мимикой и жестами, так как они сделают мое выступление более интересным и эмоциональным;
• не рекомендуется заучивать стихи хором, так как хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума;
• не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии, для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени.
Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Напоминаю, что на формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения педагога, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Большое внимание нужно уделять средствам речевой выразительности : интонации, логическому ударению, паузе и т. д.
Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Также хочется напомнить методы, которые помогают в работе по заучиванию с детьми стихотворений. Методы запоминания использовать можно разные:
• Визуальный метод.
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
После предварительной работы, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится. Ваши изобразительные способности не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное – принцип. Затем, по вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
• Двигательный метод.
Вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать, мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Можно предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть, нанизывать пирамидку, бусы и т. д.
• Слуховой метод.
Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
• Логический метод.
Не у многих дошколят ведущая – логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
Предлагаю вам правила правильного и красивого чтения стихотворений :
• работайте над дикцией, так как вы точно, правильно и красиво будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов;
• соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т. д. ;
• обязательно вникайте в суть самого стихотворения. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение;
• учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения;
• не торопитесь никуда, потому что стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным;
• наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать;
• работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
• чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!
Для обучения выразительного чтения стихотворения я рекомендую :
7 главных советов детям и их родителям:
Первый шаг – знакомство с текстом: Прочитайте стихотворение вслух 3-5 раз. Вдумайтесь в его название. Вы должны понять смысл каждой строки. Читайте медленно и внятно, делайте паузы, постарайтесь пережить каждый звук, каждое слово. Прочувствуйте нарастание эмоционального напряжения в отдельных строках. Вдумайтесь в сюжет произведения, осмыслите логические связи. Выберите темп и ритм чтения. Поставьте логические паузы на месте знаков препинания.
После запятой делайте короткую паузу, после точки или многоточия – длинную. Отметьте места психологических значимых пауз перед фразой или после нее, перед предложением и после него. Этот прием выразительности помогает точно передать суть предложения.
Второй шаг: Представьте образ, чувства, настроение произведения. Развивайте в себе способность воображения для полноты восприятия. Читайте стихотворение с теми чувствами, которые ощутили в себе.
Третий шаг: Подумайте, достигли ли вы полного понимания? Совпали ли ваши чувства с чувствами автора?
Четвертый шаг: Прочитайте стихотворение своим близким. Предложите им прочитать произведение, чтобы найти различия в чтении отдельных строк. Обсудите разницу прочтения, выберите правильный вариант.
Пятый шаг: Разбейте стихотворение на несколько частей. Учите стихотворение по блокам. Запоминайте стихотворение не по строчкам, а по строфам. Это сохранит логику между отдельными частями произведения.
Шестой шаг: Читайте наизусть стихотворение до тех пор, пока не добьетесь точности, яркости, искренности прочтения.
Седьмой шаг: Используйте средства выразительного чтения : правильное дыхание. Отрегулируйте объем и частоту вдохов и выдохов. Делайте глубокий вдох во время паузы. Набранного воздуха должно хватить до следующей паузы. Выдыхайте воздух неслышно, незаметно, равномерно. Не пытайтесь ускорять темп или искусственно «дотянуть» до паузы – нехватка воздуха искажает голос.