Марина Кубышкина
Методические рекомендации «Клубный час»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №3» «Семицветик» комбинированного вида»
Города Минусинска Красноярского края
Методические рекомендации
«Клубный час»
Составители: Кубышкина М. П.,
Черных А. Л.
2018г.
Актуальность
В наше время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта ФГОС по дошкольному образованию.
Публикация «Методические рекомендации „Клубный час“» размещена в разделах
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из главных в процессе формирования личности ребёнка. Ребёнку нужна помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценной социализации ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Актуальность данного мероприятия связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Для решения этой проблемы мы решили ввести в нашем детском саду такую новую технологию как «Клубный час».
«Клубный час» — это особая современная технология развития личности ребёнка. Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду или участкам, соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.
Основными целями «Клубного часа» являются:
- воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
обучение ориентированию в пространстве;
- развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
- закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
- поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
- приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Можно выделить следующие типы «Клубного часа» :
- свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
- тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца;
- деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности;
- творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.
Для проведения клубного часа воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1) Тематику «Клубных часов» ;
2) Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;
3) Правила поведения детей во время «Клубного часа» :
- «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;
- «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»;
- «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»;
- «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;
- «Говори спокойно»;
- «Ходи спокойно»;
- «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
- «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»;
Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;
4) организационные моменты «Клубного часа». Коллектив ДОО определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».
С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:
1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;
2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже они находятся;
3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
4) выдается план (карта, маршрутный лист, что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельностный или творческий;
5) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Ведётся план - карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даё тся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу»;
6) после завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, начинается обсуждение – рефлексивный круг (с использованием электронной свечи и мяча). Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.
Обсуждаются такие вопросы:
- Где ребёнок был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.
7) после проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
- какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Вывод:
Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада. При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. А для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» помощники воспитателя, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час… и намечают, как его лучше провести.
«Клубный час» доказал: пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы.
Литература:
1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребё нка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / - М. : Вента-Граф, 2015. – 184с.
2. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе.