Елена Гыпылова
Методические рекомендации к работе по образовательной области «Речевое развитие» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка позволяет диверсифицировать компетенцию воспитателя в работе с детьми в области речевого развития. Автор предлагает пересказать русскую народную сказку "Лиса и рак" двумя способами:1) пересказ текста по картинкам (развитие логики, памяти, мышления, связной речи у детей); 2) пересказ текста с помощью театрализации (развитие актерского мастерства, сценической речи, воображения, умения распределять роли между собой, умения слушать рассказчика, сопереживать героям сказки, хвалить товарищей по группе аплодисментами). Главная цель мероприятия - приобщить детей к миру художественной литературы.
Публикация «Методические рекомендации к работе по образовательной области „Речевое развитие“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Методические рекомендации к проведению НОД в старшей группе ( возраст: 5-6 лет) в области речевого развития.
Тема: «Русская народная сказка «Лиса и рак»
Цель: приобщение детей к миру художественной литературы.
Задачи:
• Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и рак»;
• Вызвать желание её слушать и пересказывать;
• Воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
• Закрепить знания детей о понятии «русская народная сказка»;
• Закрепить знания детей об основных признаках сказки как жанра;
• Развивать связную речь, память, мышление у детей.
Материал: коробка, сделанная под книгу, резиновые игрушки Лиса и Рак, сказка «Лиса и рак», картинки с изображением лисы и рака, конверты с картинками сказочных персонажей.
Предварительная работа : чтение сказки «Лиса и кувшин», обсуждение жанра сказки, выявление признаков сказки: волшебство, волшебные предметы, говорящие животные и прочие особенности жанра.
Непосредственно-образовательная деятельность.
Сюрпризный момент (подготовка к восприятию) Воспитатель:
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в книжный город Книгоград. Как вы думаете, кто там живет (книги? Через лево повернись, в Книгограде очутись! Вот мы с вами и оказались в большом книжном городе, где живет очень много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры вы знаете? ( Дети отвечают: сказки, стихи, рассказы, быль). Смотрите, что это лежит под цветной тканью и прячется от нас? Как будто боится нас…
Воспитатель достает большую коробку, сделанную под книгу, и произносит слова:
- Раз, два, три, волшебная книга, что-нибудь нам подари!
Воспитатель достает из коробки две игрушки: рака и лису.
- Ребята, посмотрите, кто это? Дети отвечают.
- Скажите, где живет лиса? Ответы детей.
- А где живет рак? Дети отвечают.
- Ребята, а кто больше по размеру: рак или лиса? Дети отвечают.
- Как вы думаете, кто сильнее из них? Почему? Ответы детей.
- Если лиса и рак побегут наперегонки, то кто из них победит?
- Почему вы так думаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- А может быть так, чтобы рак перегнал лису?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- А вы подумайте, можно что-то придумать такое, чтобы рак перегнал лису?
Воспитатель предлагает послушать русскую народную сказку «Лиса и рак». Первичное чтение.
Встретились лиса и рак. Лиса говорит раку:
- Давай перегоняться!
- Что ж, лиса, давай.
Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост.
Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:
- А я уж давно тут тебя жду.
Беседа по содержанию текста:
- Скажите, рак перегнал лису в сказке?
- Как получилось, что он перегнал лису в сказке?
- А вот в нашей с вами жизни, в реальной жизни, может так получиться?
- Почему же в сказке рак победил лису?
Воспитатель выслушивает ответы детей. Подытоживает:
- Правильно, ведь жанр этого произведения – сказка. А что еще характерно для сказки?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Затем воспитатель предлагает пересказать сказку.
Вторичное чтение сказки.
Воспитатель предлагает одному ребенку пересказать сказку с помощью картинок. Ребенок пересказывает сказку, смотря на картинки. Воспитатель хвалит ребенка, все дружно хлопают ему.
Затем воспитатель предлагает обыграть сказку. Дети распределяют роли между собой:
Лиса – первый ребёнок,
Рак – второй ребёнок,
Автор – воспитатель.
Дети обыгрывают сказку. «Зрители» в конце хлопают в ладоши. Воспитатель всех «актеров» благодарит за сценку и хвалит их.
Физкультминутка:
Пальчиковая гимнастика «Лиса» :
Лиса по лесочку петляла,
Хвостом следы заметала.
(Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево).
Дети выполняют упражнение «Утром лисонька проснулась» :
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ножками потопала,
Лапками похлопала.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и поиграть в дидактическую игру под названием «Найди нужную сказку». Каждому ребенку предложен конверт с картинками. На картинках изображены герои сказок «Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Лиса и рак», «Лиса и кувшин» (5 карточек с изображением лисы, остальные карточки - с изображением зайца, волка, журавля, рака и кувшина). Основная задача: соединить карточки друг с другом, чтобы получились цельные русские народные сказки; вспомнить их название и сказать вслух.
Поблагодарить детей за участие на занятии.