Елена Стрижакова
Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации к обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности детей дошкольного возраста
Микросоциальное окружение наиболее важно для развития потенциальных возможностей ребёнка.
Е. Ильин выделяет внешние и внутренние факторы, препятствующие творчеству.
Публикация «Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности дошкольников» размещена в разделах
К внутренним факторам относятся личностные качества: лень, недостаточное развитие волевых качеств, отсутствие таланта, знаний, нетерпение, невнимание, отсутствие целеустремлённости, влияющих на нежелание развития творческого потенциала.
К внешним - относятся «недостаточный уровень материальной обеспеченности, отсутствие поддержки со стороны родных и близких, учителей и родителей, отсутствие единомышленников».
Е. П. Ильин выделяет чувства, тормозящие творческие усилия : страх, высокая самокритичность, лень.
В поисках занятий внимание взрослого педагога или родителя, должно быть направлено на его интересы и предпочтения. В процессе учебной деятельности у ребёнка развиваются практические навыки, формируется исследовательское поведение. Взрослые должны помогать дошкольнику в исследовании, выражать сочувствие к неудачам, избегать неодобрительной оценки и неудачных творческих попыток, вселять уверенность в достижении поставленной цели, веря в способности ребёнка.
К числу факторов, влияющих на развитие творческого потенциала, относят:
расширение сенсорного опыта ребёнка за счёт игрушек, организации внешней среды, контакта с взрослым окружением;
наличие образца для подражания ребёнком в среде взрослых, ориентироваться при воспитании не на стандарт, а на специфику индивидуальных способностей. Чем больше взрослых контактируют с ребёнком до одного года, тем уровень развития интеллекта и творчества выше, больше чувствительность. «Чувство, как и мысль, движет творчеством человека»
Предметно-пространственное окружение является действенным воспитывающим средством, активно воздействуя на процесс формирования психики ребенка, в том числе и на формирование творческой активности как интегрального личностного свойства. Процесс развития ребенка и та искусственная среда, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Предметно-развивающая среда является основой для игровой - ведущего вида - деятельности дошкольника.
Образовательное учреждение призвано сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Самостоятельный поиск, мыслительные операции, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме предопределяют и формируют развитие творческих возможностей дошкольника, и отражаются в предметно-развивающей среде и ближайшем окружении ребёнка.
Социально-педагогические факторы включают в себя создание условий, необходимых для развития творческих способностей. Этими условиями являются среда, семья, люди, работающие с детьми.
Главным побудителем творчества является необходимое будущее, значимое для всех и для каждого индивидуально, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме.
В процессе обучения необходимо включать самостоятельный поиск, развивать мыслительные операции, являющиеся инструментами познания.
Известно, что стили семейного воспитания не влияют на проявление творчества, а регулярная похвала снижает качество и лёгкость мышления в достижении новых результатов. Крайнее принуждение, излишняя помощь взрослого снижают гибкость мышления ребёнка. Однако у дошкольников сильная внутренняя мотивация, способная не утрачивать интереса к творческому процессу.
По мнению В. Н. Дружинина, творческое мышление дошкольника формируется под воздействием творческой личности в семье, и создаются условия для подражания ей, и данное поведение подкрепляется воспитательными методами.
Пространство, организованное для детей, может в одном случае быть мощным стимулом их развития, в другом - преградой, мешающей проявить индивидуальность, творческие способности.
По результатам социально-педагогических факторов, влияющих на развитие творческой активности детей дошкольного возраста, выделяют:
во-первых, социальную обстановку, требующую самостоятельного умения решать творчески возникшие проблемы без регламентированной системы воспитания;
во-вторых, создание условий в стремлении детей к самореализации в различных видах творческой деятельности;
в-третьих, систематическую творческую деятельность дошкольников и психолого-педагогическую подготовку в этом вопросе воспитателей.
Выявляют условия значимых структурных компонентов творческой активности личности ребенка :
• направленность на творчество (мотивация);
• творческое (дивергентное) мышление и логическое (конвергентное) мышление;
• практическое участие старших дошкольников в организации предметной среды детского сада (художественно-оформительская деятельность);
• активную творческую деятельностью педагогов, по моделированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Таким образом, семья, образовательное учреждение призваны сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности. Самостоятельный поиск, мыслительные операции, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме предопределяют и формируют развитие творческого потенциала личности.