Марина Мунтян
Методические рекомендации к учебно-дидактическому пособию «Цветок-ромашка — символ семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Учебно-дидактическое пособие «Цветок ромашка – символ семьи» выполнено из фанеры в виде макета цветка с семью лепестками. Лепестки и середина оформлены мягким фетром, который можно использовать как фланелеграф (учебное наглядное пособие для детей от рождения и до; доска, обтянутая фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки). Пособие многофункциональное и разнонаправленное, предназначено для знакомства с семьей, семейными ценностями, формой и размером предмета, развития сенсорного восприятия, а, именно, цветовосприятия и цветоразличения у детей с ОВЗ, образного мышления (ассоциативные игры).
Публикация «Методические рекомендации к учебно-дидактическому пособию „Цветок-ромашка — символ семьи“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Консультации для родителей
- Ромашка. Все о ромашках для детей
- Ромашка. Игры, дидактические пособия с ромашками
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2024
Данное дидактическое пособие предназначено для работы с детьми 2-7 лет, в том числе, для детей с ОВЗ.
Работать с данным пособием можно в общей образовательной деятельности, в совместной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности и индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ.
Игры и занятия с использованием пособия развивают у детей мелкую моторику рук и сенсорное восприятие, развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми и детьми ОВЗ.
Сведения об авторе (авторах)
Мунтян М. Н - воспитатель, I квалификационная категория,
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Описание пособия
3. Цели и задачи применения
4. Работа с пособием
5. Заключение
6. Методическая литература
7. Приложение
Пояснительная записка
На сегодняшний день одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Развивающая предметно-пространственная среда — это система, обеспечивающая полноценное и всестороннее развитие детской деятельности и личности ребенка. Задача педагога - создать благоприятные условия для игровой деятельности детей. Для этого необходимо не только использовать различные дидактические игры и пособия, но и самим их создавать.
Идея создания пособия «Цветок ромашка – символ семьи» была выбрана не случайно, именно этот жизнерадостный полевой цветок считается символом семьи. И 2024 год объявлен нашим президентом, Владимиром Владимировичем Путиным, Годом семьи!
Описание пособия
Учебно-дидактическое пособие «Цветок ромашка – символ семьи» выполнено из фанеры в виде макета цветка с семью лепестками. Лепестки и середина оформлены мягким фетром. К пособию прилагается раздаточный материал – разноцветные лепестки, бабочки, геометрические фигуры, выполненный из различного материала (фетр, глиттерный фоамиран, картон, карточки с изображением фруктов и овощей, животных, людей, членов семьи, карточки с надписями. Пособие многофункциональное и разнонаправленное, состоит из 2-х блоков. Первый блок включает в себя дидактический материал о семье, семейных ценностях и традициях. Второй блок включает в себя дидактический материал для сенсорного развития и восприятия у детей с ОВЗ.
Цели и задачи применения
Цель данного пособия - создать условия в группе детского сада для сенсорного и познавательного развития детей (детей с ОВЗ) дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Работая с детьми с ОВЗ, были определены следующие задачи:
1. Расширять и обогащать представления детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье, о семейных традициях
2. Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве
3. Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
4. Развивать познавательные интересы такие как любознательность, внимание, память, наблюдательность, мышление
5. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности
Работа с пособием
Пособие «Цветок ромашка – символ семьи» может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (детей с ОВЗ).
Актуальность заключается в том, что многофункциональное игровое пособие - «Цветок ромашка – символ семьи» - соответствует указанным требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и учить ребенка.
Заключение
В процессе игр и занятий с данным пособием у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся семьи и семейных ценностей, формируется чувство цвета, которое играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка с ОВЗ. Дети используют данное пособие в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Методическая литература
1. «Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей». Авторы: Анисимова Н. В., Мирошниченко Н. В., Граш Н. Е., Дроздовская К. В., Феникс, 2010 г.
2. Стребелева Е. А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016 г.
3. Петровский В. А., Кларина Л. М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении// Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001.
Приложение 1
Дидактические материалы
Блок 1 «Семья, семейные ценности, семейные традиции»
Игра «Моя семья»
Задачи: закреплять знания детей о членах семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.)
Материал: картинки с изображением членов семьи
Задание: педагог предлагает детям собрать свою семью, отвечая на вопросы:
• С кем ты живёшь?
• Кто самый старший в вашей семье?
• Кто самый младший?
• Для мамы ты кто?
• А для бабушки?
• Ты любишь своих близких?
• Кто о тебе заботится? (ребенок выбирает картинки с изображением мамы, папы, бабушки и т. д. и крепит на лепестки ромашки)
Игра «Кто чем занят?»
Задачи: закреплять знания детей о любимом времяпрепровождении членов семьи
Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями
Задание: педагог предлагает детям сказать, чем занимаются члены семьи на картинке (ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Бабушка печет оладушки», «Дедушка читает газету» и т. д. и крепит на лепестки ромашки)
Игра «Подбери подходящий признак?»
Задачи: закреплять знания детей о согласовании предмета и признака
Материал: картинки, на которых изображены члены семьи
Задание: педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику, найти картинку и прикрепить на ромашку:
«Серьезный, сильный, трудолюбивый - папа»
«Добрая, милая, ласковая - бабушка»
«Любимая, заботливая, нежная - мама»
«Младший, смешной, непоседливый – брат»
«Веселая, умная, красивая - сестра»
«Добрый, серьезный, умный - дедушка»
Игра «Кто кому кем приходится?»
Задачи: закреплять знания детей о согласовании предмета и признака
Материал: картинки, на которых изображены члены семьи
Задание: педагог задает вопросы, дети должны назвать данного члена семьи, найти картинку и прикрепить на ромашку:
«Кто девочка для мамы? - дочка»
«Кто мальчик для мамы? - сын»
«Кто мальчик для девочки? - брат»
«Кто девочка для мальчика? – сестра»
«Кто папа для мамы? - муж»
Игра «Я начну, а ты закончи»
Задачи: закреплять умение составлять несложное предложение по образцу
Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями
Задание: педагог произносит первую часть предложения, дети должны досказать вторую часть предложения, найти картинку и прикрепить на ромашку:
«Бабушка печет оладушки, и я пеку оладушки»
«Мама поет, и я пою»
«Папа чинит утюг, и я чиню утюг»
«Сестра рисует, и я рисую»
Игра «Цветочек ассоциаций»
Задачи: формировать и закреплять в сознании ребенка взаимосвязь предметов, явлений, образов
Материал: картинки, на которых изображены члены семьи, люди, поцелуй, собака и т. д.
Задание: педагог выкладывает в центре слово семья, на лепестках – дружба, забота, любовь и т. д., предлагает детям подобрать ассоциации к этим словам. Найти картинки и прикрепить на лепестке, на котором это слово (I вариант)
Ребенок выкладывает из букв слово семья, далее выкладываем слова в лепестках и находим подходящие картинки, которые крепим на соответствующий лепесток (II вариант) Пример: семья – мама- папа-я-сестра- дом и т. д.
Блок 2 «Сенсорное развитие и восприятие у детей с ОВЗ»
Игра «Гладкий-шершавый»
Задачи:
• учить дифференцировать различные тактильные ощущения
• учить выбирать поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции
Материал: эталоны геометрических форм, выполненные из различного материала (глиттерный картон, фетр мягкий, фетр твердый и т. д.)
Задание: педагог выкладывает перед ребенком эталоны геометрических фигур и предлагает детям выбрать шершавые, твердые, пушистые, гладкие геометрические фигуры и прикрепить, к примеру, на лепестке красного цвета, шершавые геометрические фигуры, на лепестке желтого цвета, пушистые геометрические фигуры и т. д. (вариант I)
Педагог предлагает ребенку выбрать шершавый круг и закрепить его на желтый лепесток, пушистый треугольник – на синий лепесток и т. д (вариант II)
Игра «Волшебный мешочек»
Задачи: учить ребенка различать визуально и на ощупь форму предмета
Материал: эталоны геометрических форм, выполненные из различного материала (глиттерный картон, фетр мягкий, фетр твердый и т. д.)
Задание: педагог предлагает достать из мешочка геометрическую фигуру и назвать ее, а далее, круг крепим на желтом лепестке ромашки, квадрат – на зеленом, овал – на синем и т. д.
Игра «Цветик-семицветик»
Задачи: закрепить знания детей о цвете
Материал: лепестки ромашки разных цветов (эталоны цвета, выполненные из фетра
Задание: педагог предлагает ребенку назвать его любимый цвет и закрепить на ромашке. Например: любимый цвет «синий» – закрепляем лепесток синего цвета на ромашке, следующий – зеленый – закрепляем зеленый и т. д. по очереди
Игра «Разноцветные бабочки»
Задачи: закрепить знания детей о цвете, размере, количестве
Материал: разноцветные бабочка разного размера, выполненные из фетра
Задание: педагог предлагает ребенку найти бабочку зеленого цвета и посадить ее на желтый лепесток и так по очереди все дети (вариант I)
Педагог предлагает найти маленькую или большую бабочку синего цвета и посадить ее на голубой лепесток (вариант II)
Педагог предлагает сосчитать количество маленьких и больших бабочек, количество зеленых больших и синих маленьких, найти и назвать цвета лепестков, которые остались без бабочек и т. д.
Игра «Овощи и фрукты»
Задачи: закрепить знания детей о названиях овощей и фруктах, цветах
Материал: картинки с изображением различных фруктов и овощей
Задание: педагог раздает карточки детям и называет цвет, дети по очереди находят, к примеру, лимон – и крепят его на лепесток желтого цвета, клубника – лепесток красного цвета, виноград – лепесток зеленого цвета и т. д
Игра «Букет эмоций»
Задачи:
• закрепить знания детей об эмоциях человека
• учить соотношению эмоция-цвет
Материал: карточки с изображением различных эмоций
Задание: педагог раздает карточки детям и называет цвет, дети по очереди находят, к примеру, радостное лицо – и крепят его на лепесток желтого цвета, лицо, на котором человек в восторге – лепесток красного цвета, спокойное лицо – лепесток зеленого цвета и т. д
-