Ирина Анохина
Формирование трудолюбия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольников – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Публикация «Формирование трудолюбия дошкольников» размещена в разделах
Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, любовь к труду, стремление, много и усердно работать, трудиться.
В христианском понимании трудолюбие проповедуется как христианская добродетель, желание трудиться без лени, во славу Богa, и на благо людей, народа или страны.
В рамках психосоциальной концепции Эриксона Эрика Хомбургера выделяется конкретный возраст — 6-12 лет. Этот возраст считается критической точкой формирования трудолюбия как стержневого качества личности.
Именно правильно построенные усилия родителей и педагогов в логике партнёрского взаимодействия с ребёнком приводят к позитивному разрешения кризиса психосоциального развития, в результате которого формируется трудолюбие как стержневая черта личности. По словам Э. Эриксона, вклад этой стадии в личностную идентичность может быть выражен словами «я есть то, что я могу научиться делать». Метафора пересекается в содержательном плане с понятием вложенного труда.
Трудолюбие, помимо желания работать, также предполагает умение работать, в том числе, умение организовать свою трудовую деятельность и, как следствие, получение стабильно высокой продуктивности и эффективности выполняемой работы.
Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека. Человек работает не только для того, чтобы улучшить условия жизни для себя и своей семьи, но и для того, чтобы помочь ближнему, принести пользу обществу. Честно делать дело – основа человеческой порядочности.
Формируется трудолюбие еще в дошкольном возрасте через трудовое воспитание.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одним из значимых средств формирования личности ребенка. В детском саду трудовое воспитание основывается на приобщении детей к доступной им трудовой деятельности, а так же в ознакомлении детей с трудом взрослых. У детей формируется положительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать посильную помощь.
В процессе трудового воспитания решаются задачи нравственного воспитания, в частности формирование и развитие нравственных качеств и свойств, таких как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти качества регулируют индивидуальное поведение дошкольника.
В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
К сожалению, в обществе утрачено уважительное отношение к труду, проблеме трудового воспитания дошкольников Отличия детского труда от труда взрослого : Осознаваемая цель – основной признак деятельности первое отличие в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей, в понимании взрослых, труд современного ребенка носит воспитательный характер, удовлетворяя потребность ребенка в самоутверждении и познании собственных возможностей, сближении со взрослыми (С. А. Козлова, Т. А. Куликова) Отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукт детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей. Выполняя трудовое задание, дети часто переключаются на игру, именно близость труда к игре и является еще одной особенностью детской трудовой деятельности.
Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия.
Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер. Особенностью детского труда является то что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития и предполагают участие и помощь взрослого.
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Рассматривая вопросы трудового воспитания как важнейшего в дошкольном воспитании, педагоги не могли не видеть плодотворного взаимного влияния игры и труда.
Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой, у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Содержание трудового воспитания и виды труда включают в себя :
самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т. д.) Общественная значимость: - освобождает других от обслуживания себя; - ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью; хозяйственно-бытовой труд – это труд по уборке помещений, участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности и т. д. Особенность хозяйственно бытового труда - его общественная направленность, т. е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.
труд в природе. Уход за растениями и животными, выращивание овощей, озеленение участка и т. д. Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Особенности труда в природе :
- результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых;
- чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат;
- труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему; - да т возможность одновременно развивать познавательные интересы.
Ручной и художественный труд. Направлен на
удовлетворение эстетических потребностей человека. Содержание - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: изготовление поделок, украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т. д.
Таким образом, формирование трудолюбия должно восприниматься, как одна из важных задач дошкольного образования. Познание ценности труда для дошкольников, радости от работы в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка. Единство цели и совместное достижение ее в работе, общие переживания и помощь товарищам, будет воспитывать в детях нравственные черты, такие как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.
Самообслуживание в старшем дошкольном возрасте : Приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Данные процессы решают воспитательные задачи: формирование у детей привычки к опрятности, чистоте, навыков поведения в окружении сверстников.
• Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.
• Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики).
• Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело. Убирают свою постель.
• Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место.
• Дома могут помогать маме: протереть мебель от пыли, пропылесосить, вымыть посуду. Могут лепить пельмени и вареники, украшать различные блюда. Работа по формированию трудовых умений должна быть тесно связана с созиданием. Для раскрытия талантов творческой личности видеть в работе радость – необходимое условие.