Джамила Травинская
Рекомендации для родителей по работе с детьми старшего дошкольного возраста дома в условиях самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития ребенка. Развитие речи - процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. В условиях самоизоляции у детей ограничена возможность в самореализации, нет сверстников, с которыми можно поиграть и пообщаться, а главное приостановлен образовательный процесс. Проблему обучения и социализации ребенка дома поможет решить художественная литература.
Публикация «Рекомендации для родителей по работе с детьми старшего дошкольного возраста дома в условиях самоизоляции» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сидим дома с пользой!
- Старшая группа
- Темочки
Художественная литература раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. Так закладывается основа для формирования любви к родному языку.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать герою, художественного произведения, ребенок лучше понимает настроение близких и окружающих его людей. В ребенке начинают пробуждаться гуманные чувства – доброта, способность проявить участие, протест против несправедливости.
Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию детей, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены.
Художественная литература всегда признавалась одним из основных средств речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников.
Перечень литературы, рекомендованной для прочтения дома :
Русский фольклор
Песенки. «Как на тоненький ледок…»; «Никоденька-гусачок…»; «Уж я колышки тешу…»; «Как у бабушки козел…»; «Ты мороз, мороз, мороз…» : «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…»; «Ранним-рано поутру…» : «Грачи-киричи…»;«Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка- ласточка…» : «Дождик, дождик, веселей…»; «Божья коровка…».
Сказки
«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.).
Сказки-народов мира
«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Поэзия.
М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Черемуха»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; А. Барто. «Веревочка».
Проза.
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».
Говоря о поэзии, хочется отметить, что стихотворения можно не только учить наизусть, но и сочинять самим, используя простую методику стихосложения - синквейн. Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Приведу пример синквейна на слово “кошка” :
Кошка.
Пушистая, ласковая.
Мурлыкает, играет, бегает.
Любимый домашний питомец.
Животное.
Составлять cинквейн вашему ребенку будет очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.