Татьяна Банькова
Методические рекомендации для работы над песней
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы над песней
Разучивание песни – один из самых важных разделов музыкального занятия. Между тем нередко вся работа сводится к разучиванию текста и механическому повторению песни. Это приводит к тому, что песня быстро надоедает детям, оставаясь по сути недоученной. Обычно процесс работы над песней проходит в течение 7-8 занятий и состоит из нескольких этапов:
1. Разучивание песни
2. Закрепление текста
3. Работа над качеством исполнения
4. Закрепление песни
Публикация «Методические рекомендации для работы над песней» размещена в разделах
5. Концертное исполнение
Первый этап – разучивание песни. Его нужно начинать с выразительного исполнения песни педагогом. Разучивание должно вестись в удобной тесситуре и на первом этапе без сопровождения, чтобы дети учились слышать голос педагога и подстраиваться под него.
Второй этап – закрепление текста. Для лучшего запоминания текста возможно использование следующих приемов:
1. Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.
2. Пение «эхом», когда фразу сначала поет педагог, а затем повторяют дети.
3. Игра «Я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько тактов поет педагог, а после сигнала (жеста рукой, хлопка) песню подхватывают дети.
Третий этап – работа над качеством исполнения – самый сложный и продолжительный. Он представляет собой работу над достижением ансамбля – интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного.
Приемы работы над ансамблем :
1. Моделирование высоты звука рукой, рисунком в интонационно сложном фрагменте.
2. Прохлопывание с пением наиболее сложных в ритмическом отношении фраз.
3. Игра «Спрячем мелодию» для старших дошкольников основана на приемах пения про себя и вслух. Когда педагог показывает раскрытую ладонь, дети поют вслух, когда сжимает пальцы в кулак, поют про себя.
4. Вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания.
5. Задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому педагогом, для достижения тембрового и интонационного единства.
Четвертый этап – закрепление песни. Только многократное повторение дает прочность усвоения песни. На этом этапе требуется вариативность заданий. Например:
1. Игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке. Дети по очереди передают друг другу какую-нибудь игрушку на каждую музыкальную фразу. Солирует ребенок, у которого находится игрушка.
2. Инсценирование песни
3. Метод сравнительного анализа, когда по очереди поют несколько солистов, а все дети выбирают наиболее удачный вариант исполнения.
4. Соревнование «Мальчики и девочки». Кто споет песню звонче, выразительнее, ласковее и т. д.
5. Исполнение песни для какого-нибудь персонажа, который одобряет или не одобряет пение детей. Для малышей это может быть зайчик, который поднимает ушки, если ему понравилось пение детей, или опускает их, если что- то ему не понравилось.
Пятый этап – концертное исполнение. Музыкальное сопровождение лучше осуществлять «живым» музыкальным инструментом – фортепиано, аккордеоном. Можно использовать проигрыш на детских музыкальных инструментах (детский оркестр). Что касается использования фонограмм в детском саду, то это спорный вопрос. Стоит ребенку позабыть слова, споткнуться, он сбивается, а музыка идет дальше. В результате получается проваленный номер и масса отрицательных эмоций у ребенка.