Астчик Джулакян
Методические рекомендации для организации работы с родителями «Веселый досуг»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для организации работы с родителями, направленные на формирование активного позитивного семейного досуга
и общих занятий с ребенком
«Веселый досуг»
Автор: педагог-психолог МБДОУ д/с о/в № 7 Джулакян Астчик Сергеевна
В настоящее время уделяется огромное внимание физическому здоровью детей и зачастую без внимания остается его психика, его эмоции, т. е. психологическое здоровье в целом. Родители мало внимания уделяют эмоционально-личностным особенностям детей.
Публикация «Методические рекомендации для организации работы с родителями „Веселый досуг“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов стабилизирующих психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье детей. Наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть нетрадиционные методы, такие как, арт-терапия.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия заключается в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Цель методической рекомендации : сформировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• Дать родителям представление о видах нетрадиционного рисования.
• Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
• Дать возможность родителям проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.
• Создать условия для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями с последующим применением в совместной деятельности с детьми дома.
Данную методическую рекомендацию родители могут получить в ходе проведения родительских собраний; индивидуальных бесед; тематических консультаций; организации - уголков для родителей ; мастер - классов.
Методическая рекомендация включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие, коррекцию и стабилизацию эмоциональной сферы детей, развитие воображения, фантазии, внимания, самоконтроля, мелкой моторики рук, повышение уровня самооценки, снижения уровня тревожности, а также телесно-ориентированные упражнения. Кроме того, представлен большой объем игр и игровых упражнений, построенных на основе арт-терапевтических техник для дошкольников, повышающих эффект в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Данная методическая рекомендация предназначена для детей от 2 до 7 лет и их родителей, а также для индивидуальной, коррекционной работы воспитателей и педагогов-психологов. В процессе работы дошкольник приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост ребенка. Она представляет собой своеобразный методический конструктор, поэтому позволяет гибко, в зависимости от сложившихся условий работы ее модифицировать, внеся коррективы, как в тематику занятий, так и в их структуру.
Актуальность представленной методической рекомендации обусловлена тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий.
Родители, как правило, после рабочего дня, заняты домашними делами. Данная методическая рекомендация помогает решить проблему содержательного досуга в домашних условиях, а также интересно и с пользой провести время в кругу семьи, установить дружеские, доверительные отношения между детьми и родителями.
Основная часть.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Упражнение «Рисование свечой»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т. к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.
Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме) На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью
Техника «Раздувания краски»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.
Упражнение «Чудо мелки»
Нам понадобятся силиконовые формочки для льда или пластиковые стаканчики, а также палочки от мороженого. В каждую формочку добавляем пену для бритья, несколько капель жидкого красителя, тщательно перемешиваем, вставляем палочки и убираем в морозилку на 2-3 часа.
Когда ледяные мелки готовы, их можно достать из формочек и рисовать ими по бумаге или картону.
Упражнение «Волшебные краски»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материал: поднос со всеми необходимыми вещами (мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА.)
Возьмите муку, добавьте соль и смешайте все пальчиками. А теперь добавим масло. Затем добавляем воду, чтобы получилась настоящая волшебная краска. Чтобы наши картины были прочными, добавим клей ПВА. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей краске цвет. Выберите себе гуашь цвет, которой вас нравится, и добавьте немножко в краску. Молодцы вы изготовили настоящую волшебную краску. Это краски для всех давайте поставим их в центр стола. Сейчас мы попробуем наши волшебные краски и нарисуем волшебную страну.
Детям предлагается картон разного цвета, включается спокойная музыка и дети рисуют руками. Готовые работы раскладываются на свободные места, организуя выставку, в это время продолжает играть музыка.
Упражнение «Рисунок на мокрой бумаге»
Цель: сплочение группы, раскрепощение участников, развитие умения взаимодействовать в группе и анализировать свои чувства.
Материалы: бумага большого формата, листочки А4 (или пластилин, губки, ёмкости с водой, гуашь, кисти.
Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.
Рисование пластилином
Цель: Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Упражнение «Рисование пеной»
Цель: Развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционной техники рисования - рисование по пене для бритья.
Если добавить в краску средство для мытья посуды, каждый мазок будет с пузырьками. Когда пузыри будут лопаться, линия станет более фактурной, с интересными разводами. Но можно пойти дальше и использовать свойство мыльных пузырей окрашивать бумагу на все 100%. Застелите пол клеёнкой, сверху раскатайте рулон бумаги. Поставьте на неё несколько прозрачных стаканчиков (по количеству цветов, заполненных водой. В каждый стакан добавьте по 2-3 капли моющего средства и пищевого красителя. Дайте ребёнку трубочку для напитков, через которую он будет дуть. Пена начнёт переливаться через стакан, оставляя разноцветные следы на бумаге. Уже перелившуюся пену тоже можно направлять трубочкой, чтобы получались пенные дорожки. Эта игра направлена не только на тренировку дыхания. Ещё это творческий процесс и эксперимент по смешиванию цветов. А когда пена высохнет, можно посмотреть на красивые абстрактные рисунки и с помощью фломастера дополнить их до зверушек и других картинок.
Рисование зубной щёткой
Щетина оставляет интересный узор, поэтому зубная щетка становится доступным и оригинальным инструментом для творчества. Есть три техники рисования зубной щеткой: Линии. Щетиной можно нарисовать лапы, ели, шерсть или иголки животных, перо. Нужно просто провести всей площадью щетки от центра к краю, интенсивность цвета при этом будет слабеть. Похожий узор получается, если рисовать вилкой.
Рисование на крахмале
Этот метод объединяет в себе рисование и проведение эксперимента. В качестве холста мы будем использовать миску с неньютоновской жидкостью. Это смесь крахмала с обычной водой. Она обладает удивительными свойствами, эта жидкость меняет свою твердость при разных прикосновениях. Первым этапом рисования может стать игра с самой неньютоновской жидкостью,
Если вы наигрались, переходим к рисованию. Берем гуашь на кисточку и наносим на поверхность неньютоновской жидкости. Рисовать можно что угодно, контур немного расплывается, но все же краска не растворяется, как в других жидкостях. После того, как ребенок порисовал, предложите ему провести несколько опытов: На поверхности жидкость раскрашенная, а внутри? Внутри она остается белой, пока вы ее не перемешаете. Какие будут отпечатки, если намочить руки в раскрашенной жидкости? Они будут немного объемные. А что будет, если положить эту красивую разноцветную массу на колонку и включить музыку? Она начнет танцевать. Вот так можно совместить проведение экспериментов и рисование!
Упражнение «Марание»
Марание — это рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками. Здесь нет категорий «правильно — неправильно». Не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Это дети с жесткими социальными установками поведения, которые ориентированы на раннее развитие; дети, в которых родители видят «маленьких взрослых» и ждут от них зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Для таких детей упражнение служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Заключение.
В ходе опроса выявилось, что данная методическая рекомендация помогла родителям повысить и разнообразить свои знания о нетрадиционных приёмах изобразительной деятельности и обеспечить ребенку эмоционально - комфортное состояние. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них снизился страх перед неудачей, возможным критическим замечанием. Возросла уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению.
Список литературы:
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» – М. : Мозайка-Синтез, 2006 г.
2. Т. С. Комарова, А. И. Савенков «Коллективное творчество детей» - М. : Педогогическое общество России, 2000 г.
3. О. А. Соломенникова Радость творчества. – М. : Мозайка-Синтез, 2006 г.
4. Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2009г.
5. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
6. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет». - М. : Мозаика - Синтез, 2008г.
7. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007 г.
8. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий», 2008 г.
9. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2007 г.
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. - М. : ТЦ Сфера, 2009 г
11. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011 г.
12. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011 г.