Папки-передвижки

Методические разработки на основе системно-деятельностного подхода в группах раннего возраста

Любовь Николаевна Левченко
Методические разработки на основе системно-деятельностного подхода в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методические разработки на основе системно-деятельностного подхода, отражающие вариативные формы работы с детьми и семьями воспитанников на этапе введения ФГОС дошкольного образования

Реализация системно-деятельностного подхода в группах раннего возраста( 1.5до3 лет)

Пояснительная записка.

В сфере новых глобальных изменений и реформирования системы образования РФ дошкольное образование стало первой ступенью непрерывного образования в России.

Публикация «Методические разработки на основе системно-деятельностного подхода в группах раннего возраста» размещена в разделах

Актуальность: Необходимость разработки основной общеобразовательной программы с учетом «построения образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития» ФГОСТ

Цели методической разработки :

создание условий социальной ситуации развития детей с 2 до 3 лет, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, всесторонне личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих видов деятельности

Основные задачи :

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

• Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка

• Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка

• Формирование интеллектуальных, физических, эстетических качеств, самостоятельности и инициативности

• Формирование социокультурной среды согласно возрасту

Особенности построение образовательного процесса

Необходимо учесть в планировании образовательного процесс:

• Условия

• Деятельность детей

Главная особенность организации образовательного процесса в группах с 2 до 3 лет - это адаптация ребёнка к условиям ДОУ.

В связи с этим деятельность ребенка в этот период реализуются в большей степени либо опосредствованно через воспитателя, либо в непосредственном сотрудничестве с ним.

Построение образовательного процесса в группах раннего возраста должны осуществляться с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей и отражать вариативные формы работы с детьми семьями воспитанников

Необходимо создать проект,который позволит взаимодействовать педагогам ДОУ с родителями детей,которые вновь поступают в дошкольное учреждение. Такой вариативной формой может стать создание консультативного пункта для родителей, основными задачами которого будут являться:

• оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;

• обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением и другими организациями- социальной и медицинской.

С целью сохранения и поддержки индивидуальности ребенка важно обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования в группе с 2 до 3 лет.

В одинаковых группах по возрасту подразумевается реализация разных программ с целью развития личностного потенциала каждого ребенка.

Необходимо развитие вариативных форм дошкольного образования возраста 2-3 лет не входящие в государственную услугу учреждения:

• Адаптационная группа кратковременного пребывания по уходу и присмотру (3-5 часов)

Группа кратковременного пребывания с образовательным маршрутом (3-5 часов)

• Различные формы дополнительного образования

• Карапуз-клуб – проведение совместного время с целью развития детей, образования родителей (ребенок-родитель-педагог)

Требования, предъявляемые к организационному разделу реализации

Для обеспечения полноценного развития детей работу необходимо строить с учетом 4 направлений:

коммуникативно-личностное развитие;

познавательно-речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

Педагоги должны обеспечить:

систему личностного развития детей

Вариативность принципов построения образовательного процесс:

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

Вариативность среды предполагает:

наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

свободный доступ воспитанников, посещающим группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Предметно-развивающая среда должна отражать все направления деятельности ребёнка, быть мобильной, вариативной, давать ребёнку возможность совмещать различные виды деятельности.

Главная цель развивающей среды в группах детей 2-3 лет- стимулировать развитие качеств личности по индивидуальным потребностям.

В группе предполагаются центры развития, направленные на 4 образовательные направления.

Предметно-развивающая среда для коммуникативно-личностного развития

• Куклы

Набор плоскостных фигурок на подставках: сказочные персонажи

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья, сказочные персонажи

• Фигурки-человечки

• Наборы посуды

• Миски

• Ведерки

• Комплект кукольных постельных принадлежностей

• Утюг

• Гладильная доска

• Автомобили с открытым верхом

• Коляски

• Сумки, корзинки, рюкзачки

• Кукольный стол, стул

• Кукольная кровать

• Набор мебели для кукол

Предметно-развивающая среда для познавательно-речевого развития

• Мягкие антропоморфные животные

• Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках

• Молоток (пластмассовый)

• Набор овощей и фруктов

• Тележка-ящик

• Грузовик

• Пожарная машина

• Машина "скорой помощи",

• Паровоз и вагончики с открытым верхом

• Лодка

• Самолет

• Конь или другие животные на колесах/качалка

• Набор медицинских принадлежностей

• Телефон

• Руль

• Объемные модули

• Книги-сказки

Предметно-развивающая среда для художественно-эстетического развития

• Белая шапочка

• Плащ-накидка

• Фуражка/бескозырка

• Набор масок сказочных животных

• Куски ткани

• Музыкальные инструменты

• Краски,кисти, цветные карандаши, мелки

• Бумага для рисования

• Цветная бумага, картон

Предметно-развивающая среда для физического развития

• Горка

• Сухой бассейн

• Дорожки гофры

• Мячи

• Кегли

• Воротца

• Желоб

Для воспитания культуры толерантности среда должна быть построена так, чтобы обеспечить наглядность, функциональность и преемственность.

• Народная игрушка, национальная кукла

• Музыкальные инструменты

• Книги

• Картотека с фольклорными текстами

Для создания всестороннего и полноценного развития личности ребёнка ДОУ должно быть укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами.

Каждый педагог должен иметь:

• педагогическое образование

• курсы повышения квалификации

• компьютерные курсы

Каждый педагог должен знать:

• Конституцию РФ, Законы РФ

• Конвенцию о правах ребёнка;

основы физиологии и гигиены;

• Локальные акты учреждения

• Правила и нормы охраны труда

Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей.

Ведущий вид деятельности в возрасте с 2-3 лет - это экспериментирование. При этом игровая деятельность возникает значительно позже. Следовательно, ребёнок раннего возраста познаёт мир с помощью тактильных и сенсорных ощущений.

Задачи исследовательской деятельности в раннем дошкольном возрасте : вхождение детей в проблемную игровую ситуацию ;

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации ; способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Для реализации введения ФГОСТ необходимо уделить отдельное время, отведенное на взаимодействие с семьей.

1. Работа с родителями и взаимодействие с семьёй ориентируется на оказание помощи законным представителям.

• Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста,

• Оказание содействия в социализации детей,

• Консультации по запросам семьи

• Индивидуальная образовательная деятельность с детьми по индивидуальному образовательному маршруту

Для развития вариативных форм работы с родителями необходимо:

1. ИЗУЧЕНИЕ

• Уровень коммуникативной толерантности

• Уровень эмпатии, эмоционального отклика.

• Уровень ЗУН и информационных запросов

2. ИНФОРМИРОВАНИЕ

• О направлениях деятельности дошкольного учреждения

• О ведущих программах, методах

• Об основных мероприятиях

• Об индивидуальных и возрастных особенностях детей

3. ПРОСВЕЩЕНИЕ

• Знание о видах и уровнях развития

• Знание о фазах становления дошкольников

•Знание о методах и способах формирования навыков коммуникации у детей и пр.

4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

• По вопросам организации общения и развития с ребенком дома

5. ОБУЧЕНИЕ

Методы используемые в работе с родителями:

Университет педагогических знаний

Родительский лекторий

Вечер вопросов

Открытые мероприятия непосредственно образовательной деятельности

Ежедневные беседы

Индивидуальные тематические консультации

Родительское собрание

Анкетирование

Наглядно-информационные формы

Совместные праздники, экскурсии, конкурсы

Подводя итог системно- деятельностного подхода в общении педагога с ребёнком хочется отметить уход от принципа словесного транслирования информации от педагога к ребенку и переходе к педагогике сотрудничества-создание обстановки, где ребёнок всё может делать самостоятельно.

Согласно Новому Стандарту дошкольного образования важным необходимо считать развитие личностных качеств ребёнка 2-3 лет, таких как:

• открытость внешнему миру

• взаимодействие со сверстниками и взрослыми,

• развитие крупной и мелкой моторики

• проявление любознательности

• склонность к наблюдению и экспериментированию

Публикации по теме:

Распространение опыта работы по коррекции психоэмоционального состояния детейРаспространение опыта работы по коррекции психоэмоционального состояния детей 5 декабря 2012 года в городе Благовещенске Амурской области на базе областного института развития проходила научно-практическая конференция.

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 году.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические разработки на основе системно-деятельностного подхода в группах раннего возраста
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 19:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические разработки на основе системно-деятельностного подхода в группах раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Николаевна Левченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД