Любовь Николаевна Левченко
Методические разработки на основе системно-деятельностного подхода в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические разработки на основе системно-деятельностного подхода, отражающие вариативные формы работы с детьми и семьями воспитанников на этапе введения ФГОС дошкольного образования
Реализация системно-деятельностного подхода в группах раннего возраста( 1.5до3 лет)
Пояснительная записка.
В сфере новых глобальных изменений и реформирования системы образования РФ дошкольное образование стало первой ступенью непрерывного образования в России.
Публикация «Методические разработки на основе системно-деятельностного подхода в группах раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Актуальность: Необходимость разработки основной общеобразовательной программы с учетом «построения образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития» ФГОСТ
Цели методической разработки :
создание условий социальной ситуации развития детей с 2 до 3 лет, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, всесторонне личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих видов деятельности
Основные задачи :
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
• Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка
• Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка
• Формирование интеллектуальных, физических, эстетических качеств, самостоятельности и инициативности
• Формирование социокультурной среды согласно возрасту
Особенности построение образовательного процесса
Необходимо учесть в планировании образовательного процесс:
• Условия
• Деятельность детей
Главная особенность организации образовательного процесса в группах с 2 до 3 лет - это адаптация ребёнка к условиям ДОУ.
В связи с этим деятельность ребенка в этот период реализуются в большей степени либо опосредствованно через воспитателя, либо в непосредственном сотрудничестве с ним.
Построение образовательного процесса в группах раннего возраста должны осуществляться с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей и отражать вариативные формы работы с детьми семьями воспитанников
Необходимо создать проект,который позволит взаимодействовать педагогам ДОУ с родителями детей,которые вновь поступают в дошкольное учреждение. Такой вариативной формой может стать создание консультативного пункта для родителей, основными задачами которого будут являться:
• оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;
• обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением и другими организациями- социальной и медицинской.
С целью сохранения и поддержки индивидуальности ребенка важно обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования в группе с 2 до 3 лет.
В одинаковых группах по возрасту подразумевается реализация разных программ с целью развития личностного потенциала каждого ребенка.
Необходимо развитие вариативных форм дошкольного образования возраста 2-3 лет не входящие в государственную услугу учреждения:
• Адаптационная группа кратковременного пребывания по уходу и присмотру (3-5 часов)
• Группа кратковременного пребывания с образовательным маршрутом (3-5 часов)
• Различные формы дополнительного образования
• Карапуз-клуб – проведение совместного время с целью развития детей, образования родителей (ребенок-родитель-педагог)
Требования, предъявляемые к организационному разделу реализации
Для обеспечения полноценного развития детей работу необходимо строить с учетом 4 направлений:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательно-речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
Педагоги должны обеспечить:
• систему личностного развития детей
• Вариативность принципов построения образовательного процесс:
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
свободный доступ воспитанников, посещающим группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Предметно-развивающая среда должна отражать все направления деятельности ребёнка, быть мобильной, вариативной, давать ребёнку возможность совмещать различные виды деятельности.
Главная цель развивающей среды в группах детей 2-3 лет- стимулировать развитие качеств личности по индивидуальным потребностям.
В группе предполагаются центры развития, направленные на 4 образовательные направления.
Предметно-развивающая среда для коммуникативно-личностного развития
• Куклы
• Набор плоскостных фигурок на подставках: сказочные персонажи
• Набор наручных кукол би-ба-бо: семья, сказочные персонажи
• Фигурки-человечки
• Наборы посуды
• Миски
• Ведерки
• Комплект кукольных постельных принадлежностей
• Утюг
• Гладильная доска
• Автомобили с открытым верхом
• Коляски
• Сумки, корзинки, рюкзачки
• Кукольный стол, стул
• Кукольная кровать
• Набор мебели для кукол
Предметно-развивающая среда для познавательно-речевого развития
• Мягкие антропоморфные животные
• Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках
• Молоток (пластмассовый)
• Набор овощей и фруктов
• Тележка-ящик
• Грузовик
• Пожарная машина
• Машина "скорой помощи",
• Паровоз и вагончики с открытым верхом
• Лодка
• Самолет
• Конь или другие животные на колесах/качалка
• Набор медицинских принадлежностей
• Телефон
• Руль
• Объемные модули
• Книги-сказки
Предметно-развивающая среда для художественно-эстетического развития
• Белая шапочка
• Плащ-накидка
• Фуражка/бескозырка
• Набор масок сказочных животных
• Куски ткани
• Музыкальные инструменты
• Краски,кисти, цветные карандаши, мелки
• Бумага для рисования
• Цветная бумага, картон
Предметно-развивающая среда для физического развития
• Горка
• Сухой бассейн
• Дорожки гофры
• Мячи
• Кегли
• Воротца
• Желоб
Для воспитания культуры толерантности среда должна быть построена так, чтобы обеспечить наглядность, функциональность и преемственность.
• Народная игрушка, национальная кукла
• Музыкальные инструменты
• Книги
• Картотека с фольклорными текстами
Для создания всестороннего и полноценного развития личности ребёнка ДОУ должно быть укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами.
Каждый педагог должен иметь:
• педагогическое образование
• курсы повышения квалификации
• компьютерные курсы
Каждый педагог должен знать:
• Конституцию РФ, Законы РФ
• Конвенцию о правах ребёнка;
• основы физиологии и гигиены;
• Локальные акты учреждения
• Правила и нормы охраны труда
Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей.
Ведущий вид деятельности в возрасте с 2-3 лет - это экспериментирование. При этом игровая деятельность возникает значительно позже. Следовательно, ребёнок раннего возраста познаёт мир с помощью тактильных и сенсорных ощущений.
Задачи исследовательской деятельности в раннем дошкольном возрасте : вхождение детей в проблемную игровую ситуацию ;
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации ; способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Для реализации введения ФГОСТ необходимо уделить отдельное время, отведенное на взаимодействие с семьей.
1. Работа с родителями и взаимодействие с семьёй ориентируется на оказание помощи законным представителям.
• Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста,
• Оказание содействия в социализации детей,
• Консультации по запросам семьи
• Индивидуальная образовательная деятельность с детьми по индивидуальному образовательному маршруту
Для развития вариативных форм работы с родителями необходимо:
1. ИЗУЧЕНИЕ
• Уровень коммуникативной толерантности
• Уровень эмпатии, эмоционального отклика.
• Уровень ЗУН и информационных запросов
2. ИНФОРМИРОВАНИЕ
• О направлениях деятельности дошкольного учреждения
• О ведущих программах, методах
• Об основных мероприятиях
• Об индивидуальных и возрастных особенностях детей
3. ПРОСВЕЩЕНИЕ
• Знание о видах и уровнях развития
• Знание о фазах становления дошкольников
•Знание о методах и способах формирования навыков коммуникации у детей и пр.
4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
• По вопросам организации общения и развития с ребенком дома
5. ОБУЧЕНИЕ
Методы используемые в работе с родителями:
Университет педагогических знаний
Родительский лекторий
Вечер вопросов
Открытые мероприятия непосредственно образовательной деятельности
Ежедневные беседы
Индивидуальные тематические консультации
Родительское собрание
Анкетирование
Наглядно-информационные формы
Совместные праздники, экскурсии, конкурсы
Подводя итог системно- деятельностного подхода в общении педагога с ребёнком хочется отметить уход от принципа словесного транслирования информации от педагога к ребенку и переходе к педагогике сотрудничества-создание обстановки, где ребёнок всё может делать самостоятельно.
Согласно Новому Стандарту дошкольного образования важным необходимо считать развитие личностных качеств ребёнка 2-3 лет, таких как:
• открытость внешнему миру
• взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
• развитие крупной и мелкой моторики
• проявление любознательности
• склонность к наблюдению и экспериментированию