Анна Петровна Колмогорова
Методические рекомендации по работе с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РОДНИЧОК» г. АРАМИЛЬ
Методические разработка для родителей имеющих детей с ОВЗ
Разработала : воспитатель Колмогорова А. П.
Введение
Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования закрепляет за воспитателями и другими педагогическими работниками ДОО обязанность сотрудничать с родственниками воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность, повышать их компетентность в деле воспитания детей. Однако законные представители воспитанников далеко не всегда охотно идут на контакт с педагогами, не вникают в их рекомендации. И особенно ярко эта проблема проявляется, когда речь идет о родителях детей с ОВЗ. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Как же воспитателю найти к ним подход и выстроить доверительные партнерские отношения, которые пойдут на пользу ребенку?
Публикация «Методические рекомендации по работе с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Родителей дошкольников, у которых отмечаются различные заболевания или отставание в развитии, делятся на две группы:
1. Принявшие ситуацию, понимающие особые потребности своего ребенка и стремящиеся адаптировать его к жизни в обществе.
2. Не признающие наличие у своего ребенка особых потребностей.
У воспитателей чаще возникают проблемы со второй группой родителей. Все попытки педагога обратить внимание на проблемы ребенка либо игнорируются, либо вызывают агрессию. Родители списывают на непрофессионализм педагогов то, что малыш не разговаривает или разговаривает плохо, постоянно кричит, обижает других детей, не может освоить элементарные навыки. Они отказываются обратиться за помощью к специалистам и утверждаю, что у них все «хорошо».
Иногда родители, напротив, начинают водить ребенка к разным специалистам, но не с целью помочь ему, а чтобы получить подтверждение, что он «нормальный». Есть и такие мамы и папы, которые просто игнорируют любые указания воспитателя на проблемы у их малыша, делают вид, что не расслышали или уводят разговор в другую сторону. А кто-то считает даже незначительное отклонение в развитии ребенка приговором, из-за жалости или недостатка знаний сознательно отказывается от адаптации малыша.
Нередко родители принимают за оскорбление даже самые корректные указания на особенности ребенка. В результате вместо выстраивания партнерских отношений с семьей воспитатель получает конфликтную ситуацию.
Задача воспитателя – сделать агрессивно настроенных и безучастных родителей своими союзниками в воспитании, обучении, адаптации ребенка. Для этого есть несколько способов, например:
• Рассказывать родителям об успехах их ребенка. Если маме и папе каждый день говорят только о том, какой их ребенок плохой, общение с воспитателем становится для них мучением. Отсюда агрессия или желание поскорее уйти. Если же сначала похвалить ребенка, а только потом аккуратно перейти к разговору о проблемах, конструктивного общения будет гораздо больше – родители перестанут видеть в педагоге врага и начнут прислушиваться к его советам.
• Пригласить родителей на индивидуальную беседу с психологом ДОУ. Проблемы с развитием и здоровьем ребенка – совсем не то, во что хотелось бы посвящать посторонних. К тому же, когда вокруг разговаривают другие родители и шумят дети, действительно можно что-то не расслышать или упустить. Поэтому гораздо правильнее беседовать об особенностях воспитанников с их семьей с глазу на глаз.
• Пригласить родителей на групповые занятия с их ребенком. Многие родители действительно не видят проблем в развитии малыша, потому что не знают, как он выполняет задания и поручения воспитателя, общается с другими детьми, не сравнивают его со сверстниками. В условиях детского сада все особенности будут налицо. А если родители объективно оценивают развитие ребенка, они смогут увидеть методы, которые использует в работе воспитатель, и перенести их в домашнюю обстановку.
Нередко родители детей с ограниченными возможностями здоровья оказываются в социальном вакууме, что делает их агрессивными. Воспитатель может попытаться исправить ситуацию. Например, начать аккуратно привлекать родителей особого малыша к мероприятиям в детском саду. Пусть сначала это будет что-то такое, что не требует общения с другими родителями, педагогами. Если воспитатель видит, что родителям нравится участвовать в жизни ДОУ, они сами проявляют инициативу, можно развивать это направление совместной деятельности и дальше.
Как было сказано выше, многие родители детей с ОВЗ болезненно воспринимают проблемы своего ребенка. Поэтому воспитателю нужно быть предельно корректным в общении с ними:
• Всегда начинать разговор с позитивной оценки ребенка, описания его успехов, даже самых незначительных.
• Не давить, а мягко советовать, рекомендовать.
• Приводить примеры из «своей» жизни. (Вот у моего ребенка… у моей знакомой…был у меня воспитанник)
• Не использовать слова с негативной окраской: «отклонение», «отставание», «болезнь», «патология». Лучше заменить их более корректными, например «сложность».
• Подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей, тактично указывать на ошибки. Например, «Я понимаю, что вы очень много занимаетесь с ребенком, но мне кажется, вам не помешают еще и занятия у логопеда».
• Внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей.
• Также важно помнить, что воспитатель в беседах с родителями всегда должен быть улыбчив, доброжелателен, сдержан, способен понять другую точку зрения.
Цель работы с родителями это создание единого образовательного пространства “детский сад - семья”. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Перспективный план на год работы с родителями
Сентябрь
1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.
№ Тема Форма работы
1 «Школа здоровья» Мини – лекция с проведением практической работы : «Здоровьесберегающее пространство дома»
2 «Игра – это ведущая деятельность ребенка» Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»
3 «Учимся правильно говорить» Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»
(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной гимнастики)
4 «Родительская школа» Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»
5 «Мастерская» Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)
6 Наглядность «Уголок для родителей» :
– оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;
– оформление ширмы «Азбука здоровья»;
– оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;
– оформление папки «Мелкая моторика»
Октябрь
1. «Школа здоровья» Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»
2. «Игра – это ведущая деятельность ребенка» Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»
3. «Учимся правильно говорить» Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)
4. «Родительская школа» Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»
5. «Мастерская» Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы
6. Наглядность – дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;
– оформление папки «Речевое дыхание»;
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Ноябрь
1 «Школа здоровья» Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»
2 «Игра – это ведущая деятельность ребенка» Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»
3 «Учимся правильно говорить» Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»
4 «Родительская школа» Консультация: «Познание окружающего мира совместно с ребенком»
5 «Мастерская» Семейная галерея: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей)
6 Наглядность – оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;
– дополнение в папку «Речевое дыхание»;
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Декабрь
1 «Школа здоровья» Беседа: «Немного о режиме»
2 «Игра – это ведущая деятельность ребенка» Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;
3 «Учимся правильно говорить» Консультация: «Азбука общения с малышом»
обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»
4 «Родительская школа» Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»
5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)
6 Наглядность – Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»
– оформление стенда «Зимушка – зима»
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Январь
1. «Школа здоровья» Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»
2. «Игра – это ведущая деятельность ребенка» Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»
3. «Учимся правильно говорить» Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей
4. «Родительский университет» Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин)
5. «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Практическая работа : «Кормушка своими руками»
(дома с папой)
6. Наглядность – оформление ширмы «Игры для здоровья»;
– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Февраль
1. «Школа здоровья» Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»
2 «Игра – это серьезно» Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»
3 «Учимся правильно говорить» Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание– чтение)
4. «Родительская школа» Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность»
5. «Мастерская» Практическая работа : «Печенье для папы» (в технике «соленое тесто»)
6 Наглядность – изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;
– дополнение в папку «Игры для здоровья»;
– оформление коллажа «Мой папа – солдат»
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»
Март
1.«Школа здоровья» Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»
2. «Игра – это ведущая деятельность ребенка» Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение: «Любимые, милые, родные»
3. «Учимся правильно говорить» Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом
4. «Родительский университет» Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей»
5. «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Практическая работа : «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)
6 Наглядность – оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»
– оформление стенда «Весна»
– обновление папки «Составляющие здоровья»;
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»
Апрель
1 «Школа здоровья Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»
2. «Игра – это ведущая деятельность ребенка» Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»
3. «Учимся правильно говорить» Консультация: «Взрослые и дети»
4. «Родительская школа» Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)
5. «Мастерская» «Книжка малышка» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги
6. Наглядность – выставка детских книг, дидактических пособий, игр;
– дополнение в папку «Все о здоровье»;
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;
– дополнение в папку «Мелкая моторика»
Май
2. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.
1. «Школа здоровья» «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)
2. «Игра – это ведущая деятельность ребенка» Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)
3. «Учимся правильно говорить» «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)
4. «Родительская школа» «Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ
5. «Мастерская» Семейный кукольный театр: «Три поросенка»
6. Наглядность – оформление стенда «Здравствуй, лето!»;
– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;
– обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);
– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето
– выставка детских работ