Получи документы

Методические приёмы овладения навыками слушания музыки

Воронова С
Методические приёмы овладения навыками слушания музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Методические приёмы овладения навыками

Слушания музыки.

Как известно, все творческие импульсы предваряются непосредственно «живым» восприятием музыки, благодаря которому ребёнок накапливает необходимое количество жизненных впечатлений. Поэтому большое значение имеет развитие и совершенствование восприятия и проводимая работа в этом направлении. Необходимо делать слушание музыки как можно более активным видом деятельности, используя различные приёмы и методы, стимулирующие данный процесс. В этой связи эффективен приём контрастного сопоставления музыкальных произведений. Для сравнения лучше использовать полярные по эмоционально-образному содержанию произведения одного жанра (например, марш С. Прокофьева и марш Д. Шостаковича, пьесы с одинаковым или похожим названием (допустим, «Шарманка» Д. Шостаковича и «Шарманщик поёт» П. Чайковкого).

Публикация «Методические приёмы овладения навыками слушания музыки» размещена в разделах

Умение детей различать жанровые и образные признаки произведения помогает им глубже, тоньше чувствовать и понимать выразительность языка музыки и его многообразие. Например, словом «весёлая» можно лишь приблизительно передать настроение, выраженное в музыке. Необходимо находить несколько слов-образов. Так, например, для характеристики пьесы Г. Свиридова «Парень с гармошкой» целесообразен следующий лексический набор - весёлая, плясовая, бойкая, а для пьесы П. Чайковского «Мужик на гармошке играет» - весёлая, маршевая, удалая, важная, тяжёлая. Таким образом, при прослушивании музыки складывается образно-эмоциональный словарь, овладение которым требует определённого времени и усилий. Как со стороны детей, так и со стороны педагога.

Дети, как правило, без труда определяют моменты изобразительности («журчит ручеёк», «капает дождик», «чирикает птичка», выделяют отдельные средства выразительности - темп, динамика, регистр (медленная, громкая, высокая музыка). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием.

Прием "цвет-настроение"

Использование приёма «цвет-настроение» позволяет ещё больше активизировать сознательную деятельность ребёнка. Кроме того, он выявляет реакцию на музыку, закрепляет представление о её характере. Суть этого приёма состоит в следующем : определённый цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связываются с соответствующим настроением музыки; пастельные, светлые тона (розовый, голубой) – с нежным, спокойным характером музыки; тёмные, густые тона (тёмно – коричневый, синий, серый) – мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный, ярко зелёный, оранжевый) – с решительным, торжественным.

Большое значение для совершенствования восприятия музыки имеет знакомство детей с различными музыкальными инструментами, как в «живом виде», так и с помощью грамзаписи. Предоставление таких возможностей, позволяет ребёнку познакомиться с различными вариантами исполнения одного и того же произведения (инструментальное исполнение, оркестровое и хоровое).

В процессе работы важно заострить внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения в характере музыки, нюансов настроения, в зависимости от её исполнения.

Здесь могут помочь карточки – модели основных средств выразительности музыки. Например, карточки темпа, динамики, регистра – отражённых в доступных возрасту рисунках - символах (например, adagio-это черепаха, presto-скачущий конь; высокий регистр – птичка, низкий – медведь; forte – поющий хор, piano – колокольчик и т. д.)

Положительное влияние на восприятие музыкального произведения и выстраивания ассоциативных связей оказывает привлечение таких видов искусства как живопись и поэзия. Чтением стихотворения можно предварять или заканчивать прослушивание музыкального произведения. Целесообразно использовать показ репродукций картин и иллюстраций в процессе разговора о музыке. Таким образом, в итоге должен получиться не просто урок – «слушания» музыки, а урок – Искусства. Об этом в своей книге «Педагогика искусства» пишет Л. П. Маслова. В ней она подробно описывает принципы и методы педагогики искусства и даёт конкретные сценарии таких уроков (в том числе с использованием литературы и живописи). «Итак, натюрморты, пейзажи, портреты – монотематичны, а картины – многоплановы. В музыке, в первом случае, они аналогичны миниатюрам и одночастным произведениям, во втором – сходы вариациям, рондо, 3-х частным произведениям, соната». «Что касается литературы, то там ещё больше общего с музыкой, поскольку оба искусства процессуальные, разворачиваются во времени и оба родились из одной среды – интонации».

Используя в процессе иллюстрации (или чтение стихов) сопровождающий разговор о музыке педагог должен помнить, что «….процесс мышления и формирования духовного пространства личности запускается лишь в том случае, если учитель задаёт вопрос, направленный на многозначность ответов…. вопросы стимулируют познание, направляют поиск на осознание связей целого, являются развивающими».

Дети с удовольствием рисуют свои иллюстрации к прослушанной музыке. Очень важно всячески приветствовать подобные проявления творчества, ведь ребёнок отражает в них собственное эмоциональное переживание и цветовое видение произведения.

Также, в работе можно практиковать задания, направленные на стимуляцию сенсорного восприятия. Например, ребё нок может начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные – под медленную и спокойную; прямые, изогнутые – под решительную музыку; прерывистые – под легко, отрывисто звучащую музыку. Интуитивную степень и полёт фантазии активизирует свободное начертание фигур, линий, использование красок вне связи с конкретной стороной музыкального произведения.

Особая роль отводится импровизации.

Ведь в музыкальной деятельности существует своего рода иерархия степени активности внутреннего слуха. И импровизация находится на первом месте, т. к. в этом виде деятельности степень активности музыкального слуха наивысшая, т. к. нет опоры на реальное звучание. Музыкальный материал перед исполнением надо ясно себе представлять, предслышать его.

Также, она помогает активизировать творчество детей, повысить интерес к музыке, эмоциональный уровень её восприятия. Этот вид деятельности привлекает детей, т. к. даёт возможность реализовать собственную фантазию. Вообще, импровизация – это качество, присущее природе человека. Она лежит в основе человеческого общения, т. е. в разговорной речи, в языке движений, красок, звуков, и поэтому более

человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арисмеди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М. : Прогресс, 1989.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М. : Просвещение 1984.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. - М. : Музыка, 1973.

4. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр. 89.

5. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М. : Просвещение, 1985.

6. Клюева Е. В, Шадрина М. Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении. Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.

Публикации по теме:

Презентация «Как разговаривать с ребенком? Приемы активного слушания» Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании дошкольников, младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное.

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Методические приёмы для проведения физкультурного досугаМетодические приёмы для проведения физкультурного досуга Успех проведения развлечений во многом зависит от того, насколько методически грамотно педагог скомбинирует приёмы взаимодействия с детьми.

Методические приёмы при разучивании песни «Зайчик» Методические приемы при разучивании песни: "Зайчик" музыка М. Старокадомского,слова М. Клокова Диапазон песни: ре - си Программное содержание.

Методические приёмы при разучивании русской народной прибаутки «Ладушки» Методические приёмы при разучивании русской народной прибаутки "Ладушки" Обработка Н. Римского - Корсакова Диапазон песни: ми - си Программное.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песниМетодические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни. (для детей 3-4 лет) Песня «Зима» муз Г. Карасевой,.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыкиПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Конспект занятия «Знакомство с рассказом Евгения Захаровича Воровьёва «Обрывок провода» в технологии продуктивного слушания Ребята, о каких героях давних времён русский народ складывал былины? (Показывает репродукцию картины «Три богатыря») Как называли этих героев?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические приёмы овладения навыками слушания музыки
Опубликовано: 8 декабря 2022 в 14:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические приёмы овладения навыками слушания музыки» (включая файлы) размещена пользователем Воронова С (УИ 2877422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД