надежда сафина
Адаптация школьников в социальной среде детей через развитие коммуникативных способностей личности
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая тема:
«Адаптация школьников в социальной среде через развитие коммуникативных способностей личности»
Пояснительная записка.
«Каждый ребёнок в свое время
есть натуральный гений»
К. И. Чуковский
Публикация «Адаптация школьников в социальной среде детей через развитие коммуникативных способностей личности» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности школьников является создание эмоционально-благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. К основным видам деятельности школьников относят игру и общение, следовательно игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции: общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности.
Речь, являясь средством усвоения общественного исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятие, мышление, воображение) и выполняет познавательную функцию. Ребенок, общаясь с окружающими овладевает значениями слов и правилами построения предложений, приобщается к человеческому опыту. Познавательный опыт ребенок приобретает в самой разнообразной деятельности (игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая)
При всем желании, вряд ли мы найдем в истории человечества такой период, когда люди не играли бы. Ибо игра – яркое проявление самой жизни, движение, общение, бодрости. Известный русский врач и педагог Егор Арсеньевич Покровский многие годы жизни отдавши не только лечению, но и физическому воспитанию детей, взглянул на игры с точки зрения психологии, физиологии, педагогики и гигиены.
Результатом стали его научные работы : такие, как «Физическое воспитание детей у разных народов», «Детские игры в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной», «Детские игры, преимущественно русские» и т. д.
Этой темой занимались многие ученые в разных странах мира и, практически все, пришли к одинаковым выводам: что игра развивает ребенка не только физически. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо…» В процессе игры познается окружающий мир и познание самого себя, своего места в этом мире. Игра- есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень- мыслящей, творческой личности. Игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль.
Моя тема «Адаптация школьников в социальной среде через развитие коммуникативных способностей личности» актуальна в наше время и меня заинтересовала. Так, как я работаю с детьми ОВЗ, у них наблюдаются нарушения в развитии высших психических процессов, нарушения в эмоционально –волевой сфере, им очень трудно высказать, размышлять, нет того багажа знаний, на который можно опереться. И моя задача, совместно с логопедом и учителем, помочь преодолеть ребенку этот речевой барьер, работать над исправлением речи, закреплением звуков в разговорной речи, над речевой активностью через общение, игру.
Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми осуществляется посредством игр. И построена с учетом возрастных и психических особенностей развития детей с ОВЗ.
Мною были проведены следующие диагностики:
• Тест Уилсона «Иерархическое дерево»
Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начальной школе.
• Интервью. (Модификация методики Г. Т. Хоментаускаса)
Предполагает выявить эмоциональное состояние ребенка в семье и образовательном учреждении.
• Комплексная методика развития речи младших школьников.
(М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Развиваем речь»)
Диагностические исследования показывают, что практически большая половина детей нуждается в коррекции и профилактической работе по развитию личности.
Цель:
Успешная адаптация школьников в социальной среде через развитие коммуникативных способностей личности.
Задачи:
Развитие высших психических процессов у детей с ОВЗ.
Активизация речевой деятельности.
Преодоление эмоционального барьера.
Обогащение словарного запаса.
Развитие творческих способностей через разные виды деятельности.
Воспитание нравственно-этических норм.
На занятиях использую разнообразные методы и формы работы:
o Сюжетно-ролевые игры.
o Театрализованные игры.
o Тренинги.
o Практикум.
o Дискуссии.
o Лингвистические игры.
o Подвижные игры.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (в год 34 часа).
Ожидаемый результат :
Адаптироваться в современном жизненном пространстве;
Рост у детей навыков речевого общения, увеличение словарного запаса.
Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневной жизни.
Координация движений, развитие общей двигательной и тонкой моторики в процессе театрализованной или другой деятельности.
Положительная динамика в развитии психических процессов и мыслительной деятельности.
Для достижения таких результатов необходимо поддерживать даже небольшой успех учащихся, его усилия, оценивать действия ребенка, показывать ему положительные перспективы его развития, задействовать взаимооценку и самооценку учащихся. Также отслеживание результатов осуществляется путем тестов, наблюдений, диагностики.
Таким образом, я выполняю поставленную цель и вытекающие из нее задачи: развитие речевой активности ребенка, развитие высших психических процессов. Я считаю, что моя работа детям необходима, она им нравится. Видна динамика развития речи, памяти, внимания в лучшую сторону. Ребята стали больше общаться, играть, у них появилось больше знаний, опыта, обогатился словарный запас, улучшилась речь.
Литература:
• «Развиваем речь» М. Г. Борисенко, Н. Я. Лукина
Санкт-Петербург, 2011. Издательский дом Лит-ра.
• «Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах» Н. Ф. Дак
• «Весёлый этикет» Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. Екатеринбург, 2002
• «Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий 2-3 классы» Москва, 2009. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.
• «Классные часы: внеклассная работа 1-4 классы» Москва, 2011. М. В. Козлова.
• «Классные часы на тему этикета (тематические занятия,ролевые игры, тренинги) 1-4 классы. Москва, 2009. А. В. Агафонова.
• «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию 1-4 классы» Москва, 2007. О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселева.
• «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы». Москва, 2004. Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина.