МАРИНА ВЕРЖБИЦКАЯ
Методическая рекомендация «Активные методы слушания музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Слушание музыки - активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку - это значит различать её характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.
Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы : наглядный, словесный, практический. Использование мною разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой обогащаются знания детей об эмоциях, накапливаются опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку.
Публикация «Методическая рекомендация „Активные методы слушания музыки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки).
При исполнении произведения старайтесь выразительно, точно интонационно, передать детям те чувства и настроения, которые хотел выразить композитор. В старшей группе больше использовать «живое» фортепианное исполнение, с детальным разбором мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Применять прием контрастных сопоставлений.
Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой музыкой». С этой целью приглашать в детский сад с концертами учащихся ДМШ, ДШИ, ЦРТДиЮ. Такие выступления дают возможность детям ближе познакомиться с музыкальными инструментами, что в дальнейшем у многих детей вызывает желание пойти учиться в школу. Такие встречи позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников - воспитание культурного слушателя и зрителя.
Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, видеоматериалов)
Использовать для усиления впечатлений детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные незнакомые явления.
Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, краткий рассказ).
Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Поэтому среди специалистов сейчас существует два противоположных мнения. Одни считают, что ребёнку нужно рассказывать о музыкальном произведении. Выбирать сведения доступные детскому восприятию. Уделять особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор. А другие специалисты не рекомендуют предварительных бесед о музыкальном произведении. Так как считают, что так ребёнок заранее программируется на конкретное восприятие музыки, и таким образом снижается его творческое, личное восприятие произведения. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки
с практическими действиями : пластическая импровизация, оркестровка, рисунки, графическое изображение мелодии, приём «цвет-настроение».
В пластической импровизации дети моделируют особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм, а также посредством импровизации и пантомимы передают драматургию произведения, характер образа, нюансы настроений. Для детей младшего возраста нужно выбирать доступный
материал. Можно предложить детям полетать как птички, походить как слоны и т. д. Первоначально, по показу педагога, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определённые образы.
У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.
Оркестровка музыкального произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Ребята прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. Например, оркеструя «Дождик» В. Косенко метроритм капелек в 1 и 3 частях показываем колокольчиком, а спокойную 2 часть-«глиссандо» на металлофоне. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя. Приём «цвет-настроение». После прослушивания произведения детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке.
Деловая игра.
Предлагаю участникам методического объединения поделиться на три команды и получить конверты с заданиями.
1. Придумайте название для своей команды со «спрятанной» нотой. ( Например: «КРЕйзики», «СИнкопа и т. п.)
2. Найти подходящее музыкальное произведение к иллюстрации. ( Например: ведущая показывает иллюстрацию В. А. Тропинина «Девочка с куклой», команда предлагает музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Новая кукла» и т. п.)
3. Команды, применяя практические (активные) методы слушания музыки иллюстрируют «Танец дикарей» Е. Нако : первая команда- пластический метод, вторая команда - оркестровка, третья команда -графическое изображение.
3. Используют словесный метод и придумывают короткий диалог или рассказ:
Первая команда- «Две плаксы». Е. Гнесина.
Вторая команда-«Две гусеницы разговаривают». Д. Жученко.
Третья команда - «Пудель и птичка». Ф. Лемарк.
4. Применить любой из практических методов и показать следующие музыкальные произведения :
«Страшилище». В. Витлин.
«Флейта и контрабас». Г. Фрид.