Дарья Лукина
Знакомство с русским традиционным праздником «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционный русский календарь и календарные праздники - значимое явление в русской народной культуры. Это целая система крестьянского быта, которая складывалась на протяжении длительного времени.
Традиционный народный календарь – это годовая система будней и праздников.
Система традиционной народной культуры воплощала в себе духовно-нравственный ценности, которые передавались из поколения в поколение.
Темочки:
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В традиционной народной культуре сосредоточено, сформированное за многие века, этническое самосознание народа. Традиционная культура является основой формирования национального самосознания.
Русские народные праздники имеют многовековую историю, знания о них дошли до наших дней.
Масленица в традиционном календаре – самый яркий праздник, наполненный радостью. Масленицу в народе называли : честной, широкой, разорительницей, обжорной. Говорили, что она «целую неделю пела, плясала, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Этот праздник отмечали все без исключения в деревнях и городах.
Масленица годовая,
Гостья наша дорогая!
Она пешей к нам не ходит,
Все на конях приезжает.
У ней кони вороные,
Слуги молодые.
Знакомство с традициями и праздниками русской культуры, через различные виды творческой деятельности, прививает учащимся любовь к родной музыкальной и песенной культуре, побуждает интерес к ее изучению.
Разучивание песенного материала, который неразрывно связать с русской традиционной культурой способствует музыкальному развитию учащихся.
Наиболее эффективным способ изучения данного материала является воссоздание и проживание традиционных праздников.
Для учащихся ансамбля русской песни «Перезвон» (младшая концертная группа, 5-6 лет, целесообразно подготовить и провести праздник «Широкая Масленица».
Необходимо весь песенный и игровой материал адаптировать для данного возраста, учитывать особенности современного времени.
Цель:
1. Формирование ценностного отношения к наследию предков, к народным традициям через изучение традиционных народных праздников.
2. Разыгрывание празднования праздника «Масленица».
Ход занятия:
1. Знакомство с русским традиционным праздником – Масленица.
2. Встреча масленицы. Веселым хороводом, символизирующим пробуждающееся солнце.
3. Разучивание и исполнение масленичной песни «Запрягу я коня вороного»
4. Прослушивание сказки «Как весна зиму поборола»
5. Разучивание песни-заклички «Солнышко»
6. Проведение масленичной эстафеты
7. Проведение народной игры
8. Подведение итогов занятия:
• вопросы учащимся
• исполнение кругового танца «Светит месяц».
1. Знакомство с русским традиционным праздником – Масленица. Рассказ.
Масленица является древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота.
Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу.
Говорили, что она «целую неделю пела, плясала, елапила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась».
С принятием христианства время празднования Масленицы сократилось до семи дней. До принятия христианства отмечали две недели.
Масленицу в народе называют «честной», «широкой», «обжорной», «разорительницей».
Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди – девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи – все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье.
В первый день масленичной недели изготавливалось чучело масленицы из сена или соломы. Чучело водружали на старые сани и втаскивали на самое высокое место в селе.
Каждый день на масленичной неделе имел сове название:
Понедельник – встреча
Вторник – заигрыши
Среда – лакомка
Четверг- широкий
Пятница – тещины вечера
Суббота – золовкины посиделки
Воскресенье – прощание с Масленицей
Традиционные масленичные забавы :
Катание с гор
Катание на санях
Обряды чествования молодоженов
Кулачные бои,
Шествия ряженых
Военные игры, как, например, «взятие снежного городка»
В Масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров.
Обрядовые масленичные действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами.
Символы масленицы – пробуждающееся солнце, масленичное чучело.
Главное традиционное блюдо на масленичной неделе – блины.
Проводы Масленицы– обряд, завершавший масленичное гулянье.
В последний день Масленицы горели костры. Их зажигали вечером на самом высоком месте за деревней, на ржаном поле или на деревенской улице. Костер старались сделать таким огромным и ярким, чтобы свет был виден во всех окрестных деревнях. В костре сжигали чучело масленицы. Обычай зажигать на Масленицу костры очень древний. Костры символизировали солнце и должны были способствовать скорейшему пробуждению природы.
2. Встреча масленицы. веселым хороводом, символизирующим пробуждающееся солнце.
Педагог исполняет песню «А мы масленицу повстречали» и заводит с учащимися масленичный хоровод.
А мы Масленицу дожидаем!
Красавицу весну увидаем!
Ой ладу-ладу, увидаем,
Ой ладу-ладу, увидаем!
Наша Масленица дорогая!
Она гостьюшка годовая!
Ой ладу-ладу, годовая,
Ой ладу-ладу, годовая!
Она пешею да не ходит!
Всё на троечке разъезжает!
Ой ладу-ладу, разъезжает,
Ой ладу-ладу, разъезжает!
У ней кони-то вороные!
У ней слуги-то молодые!
Ой ладу-ладу, молодые,
Ой ладу-ладу, молодые!
Они зимушку провожают!
И блинами весну угощают!
Ой ладу-ладу, угощают,
Ой ладу-ладу, угощают!
3. Разучивание и исполнение масленичной песни
«Запрягу я коня вороного»
Текст песни:
Запрягу я коня вороного
Посажу я кума молодого
Масляная, счастливая
Протянися далеко! Гууу!
(текст песни повторяется три раза)
4. Прослушивание сказки «Как весна зиму поборола»
Необходимые атрибуты для разыгрывания сказки:
1. Четыре персонажа: Машенька, Весна, Зима, Солнце.
2. Ширма
3. Музыкальное сопровождение – балалаечные или гусельные наигрыши для фонового звучания
Сказка «Как весна зиму поборола»
Жила-была в одном селе Машенька, сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок, да приговаривала: «Когда придёт весна, когда с гор снега скатятся, а по лужам разольется вода, пойду тогда с подружками весну встречать!». Ждёт Машенька весну теплую. Да добрую, а той не слыхать, да не видать…
Зима не уходит, все морозы куёт. Докучила она всем холодная, студёная. Руки, ноги познобила, холод, стужу напустила. Что же делать! Беда.
Надумала Маша идти весну искть. Собралась и пошла. Пришла она в поле села на пригорочек и зовет солнце красное:
«Солнышка, солнышко!
Красное ведрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры».
Выглянуло солнышко из-за горы, Маша и спрашивает: «Видело ли ты, солнышко, красную весну? Встретило ли свою сестру?»
Солнце и говорит: «Не встретило я весну, а видало старую зиму, как она, лютая, от весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама опустилась, под горку покатилось, в ваших краях остановилась и не хочет уходить! А весна про то не знает. Иди красная девица за мной. Как увидишь перед собой лес, там весну и ищи. Зови её в свои края.»
Пошла Маша искать весну. Куда солнце по небу катится, туда и Машенька идет. Вдруг, предстал пред ней лес весь зелен. Ходила Маша по лесу, ходила, устала. Присела на пенек отдохнуть и видит: летит лебедь белая, та лебедь была весна! Выпускает по лугам траву шелковую, расстилает по полям росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые реки. Стала Маша весну звать:
«Весна – весна, Весна, красна!
Приди весна, со радостью!
Прогони, Весна, зиму холодную!
Стара зима мороз кует, тепла не дает!»
Услышала весна Машин голос, взяла золотые ключи и пошла замыкать зиму. Морозы от весны бегут. Обозлилась весна, посылает метель, да вьюгу. А тут солнышко выглянуло, метель и растаяла. Выбилась зима из сил и убежала за высокие горы, в ледяные норы. Там ее весна и замкнула ключом. Так то весна зиму поборола.
Маша вернулась в родное село, а там уже и весна красавица, принесла год теплый, да хлебородный.
5. Разучивание песни-заклички «Солнышко»
Разучивание песни – заклички с помощью игры «ЭХО».
Педагог исполняет строчку – учащиеся повторяют. В конце исполняют все вместе.
Текст песни-заклички:
Солнышко, солнышко!
Выгляни на бревнышко!
Сядь на пенек!
Разгуляй весь денек!Гууууу!
(Во время исполнения учащиеся стоят в полукруге у окна и зовут солнышко)
6. Проведение масленичной эстафеты
Для эстафеты необходимо: две легкие блинные сковородки, картонные блинчики по количеству человек в группе, веселый наигрыш.
• Учащиеся делятся на две подгруппы и становятся друг за другом в две колонны.
• На небольшом расстоянии перед каждой колонной стоит стул, на котором лежат катонные блинчики, по количеству человек в колонне
Масленица — широка,
Как блины — её бока,
Развеселый разгуляй,
Поскорей блины хватай.
Задача учащихся: добежать до стула со сковородкой, положить один картонный блинчик на сковородку, добежать обратно до своей колонны, сложить блинчик и передать сковородку следующему игроку.
Итог: Побеждает та колонна, кто быстрее всего принес блинчики.
7. Проведение народной игры
Народная музыкальная игра «Как у дяди Трифона»
1. Учащиеся считалкой выбирают водящего – дядю Трифона.
2. Трифон становится в центр круг
3. Все учащиеся идут по кругу и поют песню:
Как у дяди Трифона было семеро детей,
Было семеро детей, ровно семь сыновей,
Они не пили, не ели, друг на друга все глядели,
Разом делали вот так, как?
Ведущий – Трифон показывает придуманное движение, все учащиеся стоя на своих местах по кругу, повторяют за ведущим. Трифон выбирает того, кто делает лучше всего. Выбранный человек становится новым ведущим. Игра начинается с начала!
8. Подведение итогов занятия.
Вопросы по теме: «Масленица» :
1. Чему посвящен праздник масленица?
2. Что такое традиционный календарь?
3. Перечислите название каждого дня на масленичной неделе с понедельника до воскресенья.
4. Назовите символы масленицы.
Исполнение кругового танца «Светит месяц».
Учащиеся стоят в круге, руки находятся на предплечьях.
Правая нога выстукивает ритм, затем ладошки повторяют тот же самый ритм.
В конце хлопков объявляется фигура танца.
Фигуры танца:
1. Обща вправо
2. Обща влево
3. Парочки (кружение по руку)
4. Звездочка (учащиеся соединяют правые руки в центре круга и движутся по кругу)
Список литературы:
1. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-traditsionnoy-narodnoy-kultury-v-konsolidatsii-sovremennogo-obschestva/viewer
2. Изабелла Шангина, Анна Некрыловас – «Русские праздники» 2015г.
3. https://zen.yandex.ru/media/id/5e32e89bebb18a27f50403e7/maslenica-na-rusi-istoriia-i-tradicii-maslenica-pochemu-tak-nazyvaetsia-5e42513086c9e0056a0f84b1.
4. https://nukadeti.ru/skazki/kak-vesna-zimu-poborola