Майя Юрьевна Галкина
Занятие в подготовительной группе «Фигуры-герои из мира шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Фигуры-герои из мира шахмат».
Цель: Создание игровых ситуаций для развития памяти и мышления.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с шахматным полем;
- Познакомить детей с отдельными шахматными фигурами;
- Упражнять детей в нахождении горизонтальных, вертикальных и диагональных столбцов;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Упражнять детей в перемещении шахматных фигур по доске заданным способом по горизонтальным, вертикальным и диагональным направлениям;
- Совершенствовать умение детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, внимание;
- Развивать зрительную память, воображение;
- Развивать наглядно - действенное мышление, за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание работать в коллективе,
- Воспитывать в детях умение сопереживать, оказывать помощь.
Оборудование и материалы: 4 шахматные доски с фигурами, демонстрационная шахматная доска с фигурами. Картинка с изображением солдата-пехотинца. Изображения таких животных как конь и слон. Изображения лодки-ладьи. Портреты людей в статусе короля и королевы.
Ход ЗАНЯТИЯ (НОД) :
1. Организационный момент (Дети сидят за столами, на каждом столе шахматная доска с фигурами, воспитатель стоит у демонстрационной доски). Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята, вы знаете такую игру, как шахматы? Это очень интересная игра, в которую играют два человека. Они садятся за стол, друг на против друга, на столе располагают шахматное поле (оно бумажное) или шахматную доску (она обычно деревянная, расставляют на поле специально придуманные фигуры белого и черного цветов и начинают играть. Всего фигурок на поле 32 штуки. 16 фигур белого цвета и 16 таких же фигур черного цвета. Эти фигуры еще называют войском черным и войском белым. Тут можно найти солдатиков (они называются «Пешками», есть фигуры под названием : «Конь»; «Слон»; «Ладья»; «Королева»; «Король».
Чтобы познакомиться с этой игрой поближе, не обязательно сразу иметь все фигуры белого цвета и все фигуры черного цвета, а также двух игроков. Можно сначала и одному внимательно рассмотреть шахматное поле, увидеть квадратики, познакомиться с фигурками и подержать их в руках. Давайте знакомиться.
2. Основная часть. Воспитатель:
- Рассмотрите ребята шахматное поле. Оно представляет собой квадрат, состоящий из 8-ми вертикальных и 8-ми горизонтальных рядов. В рядах чередуется (идет один за другим) множество черных и белых квадратов. Это могут быть также светло-коричневые и темно-коричневые квадраты и прочие цвета. Эти квадраты образуют ряды – горизонтальные, вертикальные и диагональные. Давайте их посмотрим. Если посчитать все черные и белые квадраты, то получится 64 квадратика.
- Давайте посчитаем все квадраты на доске? Сколько их получилось?
- Одинакового ли они размера?
- Обратите внимание, квадраты чередуются, сменяется один цвет на другой (черный-белый-черный-белый и т. д.).
- Как же правильно расположить шахматное поле на столе между двух игроков? Если ты будешь ходить белыми фигурами, то левый нижний угол с черным полем всегда должен быть от тебя слева, а нижний угол с белым полем – справа. Посмотрите внимательно.
ЗАДАНИЕ № 1. Я расположу на столе шахматное поле правильно. Черный квадрат находится в левом ближнем нижнем углу. Посмотри внимательно на поле и покажи мне этот квадрат. Покажи мне левый нижний угол?
(Каждый ребенок самостоятельно за столом выполняет задание, остальные ребята не подсказывают).
ЗАДАНИЕ № 2.
- Теперь познакомимся с одной из шахматных фигур – «Пешка». Посмотри на нее, на что она похожа?
(Дети называют различного рода вещи, на которые похожа представленная фигура).
- Поставь шахматную фигуру «Пешка» на черный квадрат в левом нижнем углу. А теперь, взявшись рукой за фигуру «Пешка», отсчитай семь квадратов вправо. Прыгай по квадратикам. Мы продвигаемся по горизонтальному ряду слева направо. Мы оказались на белом квадрате.
- Назови, с какой стороны шахматного поля оказалась наша «Пешка»? (С правой).
- Запомни расположение нашей «Пешки». Правый нижний угол – белый квадрат.
- Давай снимем «Пешку» с шахматного поля и поставим ее на стол вне поля с правой стороны.
ЗАДАНИЕ № 3.
- Теперь познакомимся с еще одной из шахматных фигур – «Конь». Посмотри на нее, на что она похожа?
(Дети называют различного рода вещи, на которые похожа представленная фигура).
- Поставь шахматную фигуру «Конь» на белый квадрат в правом нижнем углу. А теперь, взявшись рукой за фигуру «Конь», отсчитай семь квадратов вверх. Прыгай по квадратикам. Мы продвигаемся по вертикальному ряду снизу вверх. Мы оказались на черном квадрате.
- Назови, в каком углу оказалась фигура «Конь»? (В правом верхнем углу).
- Запомни расположение нашей фигуры «Конь». Правый верхний угол – черный квадрат.
- Давай снимем фигуру «Конь» с шахматного поля и поставим ее на стол вне поля с верхней стороны.
ЗАДАНИЕ № 4.
- Теперь познакомимся с еще одной из шахматных фигур – «Слон». Посмотри на нее, на что она похожа?
(Дети называют различного рода вещи, на которые похожа представленная фигура).
- Поставь шахматную фигуру «Слон» на черный квадрат в правом верхнем углу. А теперь, взявшись рукой за фигуру «Слон», отсчитай семь квадратов влево. Прыгай по квадратикам. Мы продвигаемся по горизонтальному столбику справа налево. «Слон» оказался на белом квадрате. Назови, в каком углу мы оказались? (В левом верхнем углу).
- Запомни расположение нашей фигуры «Слон». Левый верхний угол – белый квадрат.
- Давай снимем фигуру «Слон» с шахматного поля и поставим ее на стол вне поля с левой стороны.
ЗАДАНИЕ № 5.
- Теперь познакомимся с еще одной из шахматных фигур – «Ладья». Посмотри на нее, на что она похожа?
(Дети называют различного рода вещи, на которые похожа представленная фигура).
- Поставь шахматную фигуру «Ладья» на белый квадрат в левом верхнем углу. А теперь, взявшись рукой за фигуру «Ладья», отсчитай семь квадратов вниз. Прыгай по квадратикам. Мы продвигаемся по вертикальному столбику сверху вниз. «Ладья» оказалась на черном квадрате. Назови, в каком углу мы оказались? (В левом нижнем углу).
- Запомни расположение нашей фигуры «Ладья». Левый нижний угол – черный квадрат.
- Давай снимем фигуру «Ладья» с шахматного поля и поставим ее на стол вне поля с нижней стороны.
ЗАДАНИЕ № 6.
- А теперь, я познакомлю тебя сразу с двумя шахматными фигурами – «Ферзь» (другое название «Королева») и «Король» (другое название «Генерал»). Посмотри внимательно на них и скажи на что они похожи?
(Дети называют различного рода вещи, на которые похожи представленные фигуры).
- Найди на шахматном поле середину. Покажи мне ее. Поставь в середину шахматного поля две фигуры – «Королеву» и «Короля». Как расположились у нас эти две фигуры в середине шахматного поля – по горизонтали, по вертикали или по диагонали? Назови расположение?
РЕФЛЕКСИЯ.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как называется квадратное поле, которое мы сегодня рассматривали? (Ответы детей).
Какие шахматные фигуры мы рассмотрели? (Ответы детей).
Какие шахматные фигуры вам больше понравились? (Ответы детей).
Ребята, вы отлично выполнили все шахматные задания! Молодцы!