татьяна фомина
Методическая разработка занятия по экологической направленности «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
занятия по проектной деятельности
Тема: «Лекарственные растения»
Возрастная группа : Средняя
Классификация занятия : Закрепление ранее приобретённых знаний и умений.
Форма организации: групповая
Публикация «Методическая разработка занятия по экологической направленности „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Продолжать закреплять представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
Задачи:
• Образовательные:
Продолжать знакомить с лекарственными растениями;
Продолжать знакомить со строением растения, особенностью и назначением его частей.
Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой.
Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес к растениям, наблюдательность, связную речь, логическое мышление, внимание; творческие способности, эстетическое восприятие окружающего мира.
Развитие познавательной активности, игрового творчества, внимания, смекалки, навыков поведения в различных ситуациях.
• Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, к растениям.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Методы и приёмы : Вопросы, рассматривание, описание, наблюдение, игра, составление рассказов, поощрение, показ с объяснением.
Обогащение словаря: Лекарственные растения (календула, ромашка, одуванчик, аптека, настои, ополаскивать, ангина, ожоги, ушибы, клумба, прозрачная, бесцветная.
Предварительная работа: Рассматривание лекарственных растений, чтение и заучивание стихов о растениях, дидактическая игра «узнай по описанию».
Средства: Иллюстрации лекарственных растений, книга, стакан, горячая вода, атрибуты к дидактической игре.
Вводно – организационный этап (организация внимания) 3 мин.
Содержание совместной деятельности:
Стук в дверь групповой комнаты.
В. : Ребята, слышите, кто-то к нам пришёл. Это зайчик из леса принес нам посылку от Феи. А хотите узнать, что в ней интересного?
Воспитатель открывает посылку и достаёт книгу.
- Посмотрите, какая красивая, удивительная книга (открывает). Эта книга напомнит вам о лекарственных растениях. А вот и записка от Феи леса, она нас приглашает с помощью этой книги отправиться в путешествие в страну лекарственных растений.
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие? Но я вас должна предупредить, что путешествие будет не простым, впереди вас ждут сложные задания! Справитесь?
Дети: Постараемся!
Деятельность педагога: Стимулирует любознательность, интерес. Организует.
Деятельность детей: Выполняют по образцу, по инструкции взрослого.
Планируемый результат: Умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Потребность ребёнка в общении с взрослыми и сверстниками.
Основная часть 15 мин.
Воспитатель: Тогда откроем первую страничку волшебной книги. Эта страничка приглашает нас посетить «Зелёную аптеку». (Дети рассматривают рисунок).
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что такое аптека?
Д. : Это там где продают таблетки.
В. : А что значит «Зеленая аптека».?
Д. : Это где продаются лекарственные травы.
В. : Для всех нужна зеленая аптека. Посмотрите, как много вокруг нас растет лекарственных трав. Вот одно из них, отгадайте, что это:
На зеленой круглой ножке
Вырос шарик у дорожки, ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение одуванчика.
В. : Это красивое растение. Кто хочет о нем рассказать?
Д. : Одуванчик растет на лугу. У него есть стебель, корень, листья, и красивый яркий цветок. Стебель прямой, зеленый, листья темного цвета. Цветок похож на солнышко.
В. : А чем растение полезно?. В листьях одуванчика есть много витаминов и они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле.
- Ребята, а кто знает стихотворенье об одуванчике?
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Физминутка «Белый одуванчик»
Белый одуванчик на солнышке блестит
И легкою пушинкой по воздуху летит.
(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.
В. : Ребята, ведь не только одуванчик полезный, полезны и другие растения. Послушайте загадки:
1. Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
2. Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички.
(Ромашки)
Воспитатель предлагает среди изображений найти ромашку.
В. : Это также нужное и красивое растение. Кто хочет о нем рассказать?
Д. : Ромашка растет везде : на полянке, на лугу, на речке. У неё есть стебель, он тонкий, и ветвистый. Листья похожи на укроп. Лепестки у ромашки белые, а серединка желтая.
В. : а вы знаете, что ромашка лучше всех помогает при ангине. Настоем можно полоскать горло, промывать глазки, носик.
- Пожалуйста послушайте ещё одну загадку:
Я совсем не царапучий,
И не жгучий, не колючий.
На ромашку я похож,
Только жёлтый, ну и что ж?
Вот когда я отцвету,
Ноготками обрасту.
(Календула, ноготки)
Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение календулы.
В. : Кто из вас помнит, как в народе называют растения?
Д. : Ноготки.
В. : А почему его так называют?
Д. : Потому, что семена, которые люди собирают осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.
В. : Кто желает рассказать об этом ярком растении?
Д. : Календула растет на клумбе. У неё есть корень, листья, стебель, цветок.
Стебель прямой, зеленый. Листья продолговатые, зеленые. Цветки оранжевые.
В. : Ноготки применяют для заживлении ран, ушибов, ожогов, при ангине, при простуде, при насморке.
- Ребята, а кто знает стихотворенье о календуле?
Д. : Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,
В народе просто- «НОГОТКИ»,
Если их в стакан сложить,
Кипятком простым залить,
И немного настоять-
Можно горло полоскать.
Ноготки должны помочь-
Уходи ангина прочь!
В. : Ребята какие вы молодцы, как много знаете о лекарственных травах, о их пользе для человека.
Воспитатель: Открывается новая страничка, и она приглашает нас поиграть.
Проводится игра «Собери лекарственное растение из частей».
(Дети собирают растения и называют их).
Воспитатель: А на этой страничке нас приглашают в лабораторию. (Настой делают фея леса и воспитатель, а дети наблюдают)
В. : Дети на основе листьев, стеблей, цветков определяют лекарственные растения. Воспитатель предлагает детям приготовить настой из лекарственных трав.
В. : с помощью растений готовят лекарственные настои. Сейчас мы вместе с вами приготовим настои из знакомых нам трав (одуванчика, календулы, ромашки). Для этого мы берем стакан. Насыпаем в них лекарственные растения. В один стакан ромашку, в другой календулу, в третий корни одуванчика. Заливает горячей водой. Накрываем стаканы крышкой, и ждём пока настоится.
- Что происходит? (наблюдаем)
Д. : Вода меняет цвет.
В. : А почему вода изменила цвет, что это значит?
Д. : Потому, что растения отдают воде свой цвет.
В. : Правильно, а еще лекарственные растения отдают воде свои лечебные свойства. Вот и получится настой, которыми мы можем полоскать горлышко, промывать глазки, нос и выполнять другие лечебные процедуры.
Деятельность педагога: Задаёт вопросы и дает задания, стимулирующие процесс мышления. Выражает восхищение. Отвечает на вопросы детей. Проявляет уважение к детским высказываниям.
Деятельность детей: Слушают взрослого, отвечают на вопросы, выполняют задания.
Планируемый результат: Умение узнавать и называть лекарственные травы, их полезные свойства, из частей собрать целое.
Заключительная часть 2 мин.
Воспитa тель: Ребятa, вот наше путешествие и подошло к концу! Что вам запомнилось? Молодцы, теперь вы знaете от кaких болезней и кaкими лекaрственными трaвaми можно лечиться.
Деятельность педагога: Похвала всех детей. Выслушивание ответов детей. Уточнение их.
Деятельность детей: Делятся своими впечатлениями.
Планируемый результат: Коммуникативная деятельность. Развитие речи (умение говорить простыми предложениями).