Татьяна Голубкова
Методическая разработка «Экспериментально-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Лесовичок» комбинированного вида городского округа город Буй Костромской области
Экспериментально - исследовательская деятельность
Ознакомление со свойствами предметов, изготовленных из различных материалов
Средняя группа общеразвивающей направленности
Разработала :
Воспитатель
Голубкова Татьяна Владимировна
2019 год
Пояснительная записка
Публикация «Методическая разработка „Экспериментально-исследовательская деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы (о физических свойствах предметов и явлений). Дошкольников знакомят с доступными для каждого возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные предметы и явления, производить с ними простые преобразования.
В конспектах представлена элементарная экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет, направленная на ознакомление со свойствами предметов, изготовленных из различных материалов.
Актуальность
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Перед воспитателями стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт экспериментальная деятельность, позволяющая педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
Экспериментирование с точки зрения дошкольного образования – это комплексная деятельность, участники которой, автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определённой цели.
Руководство экспериментальной деятельностью ведёт к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает приобретать способы действий, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни.
Особенностью экспериментирования в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому экспериментальная деятельность в образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги.
Цель
Развитие познавательных способностей и интересов воспитанников при ознакомлении со свойствами предметов в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи
1. Стимулировать определение детьми качественных характеристик и свойств металла (твёрдость, цвет, блеск, взаимодействие с магнитом и др.) в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
2. Поощрять суждения и предположения детей в ходе экспериментирования,
3. Поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми и сверстниками по поводу результатов наблюдений.
4. Способствовать активизации и обогащению словаря (металл, металлические предметы, магнит, притяжение).
5. Оказать помощь в преодолении у воспитанников боязни ошибочных действий и высказываний, проявляя интерес к исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат
- Наличие у детей умений определять свойства материалов в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
- Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательно - исследовательскую функцию, направленную на познание объекта в ходе практической деятельности с ним.
- Дети выделяют и ставят проблему, которую надо решить, предлагают возможные решения, делают выводы и обобщения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Лесовичок» комбинированного вида
городского округа город Буй
Конспект (1)
Совместная непосредственно-организованная образовательная деятельность
Ознакомление со свойствами предметов,
изготовленных из
различных материалов
Средняя группа общеобразовательной направленности
Воспитатель:
Голубкова Татьяна Владимировна
2019 г.
Цель: Развитие познавательных способностей и интересов воспитанников при ознакомлении со свойствами предметов, изготовленных из металла в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Стимулировать определение детьми качественных характеристик и свойств металла (твёрдость, цвет, блеск, взаимодействие с магнитом и др.) в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
2. Поддерживать свободный разговор со взрослыми и сверстниками по поводу результатов наблюдений.
3. Способствовать активизации и обогащению словаря (металл, металлические предметы, магнит, притяжение).
4. Способствовать преодолению у воспитанников боязни ошибочных действий и высказываний, проявлению интереса к исследовательской деятельности.
Методы и приёмы
Словесные: вопросы, ответы детей, разговор, рассуждения, указания, описание предметов, поощрение, высказывание предположений и выводов.
Наглядные: рассматривание предметов, изготовленных из разных материалов, наблюдения.
Практические: развивающие игры, проведение опытов, сюрпризный момент.
Оборудование:
Магниты, металлические предметы, предметы из пластмассы, дерева, бумаги, резины, ткани, сундучок, варежка, тазик с водой, клеёнка, салфетки.
Предварительная работа:
Знакомство с магнитом и его свойствами, игры с металлическими предметами, магнитами, экспериментирование «Тонет – не тонет».
Технология:
Экспериментирование
Ход мероприятия
Этапы деятельности Содержание деятельности педагога Содержание деятельности детей
Вводная часть
Цель: Создание мотивации и заинтересованности детей предстоящей деятельностью.
Основная часть
Цель: Развитие познавательных способностей и интересов воспитанников при ознакомлении со свойствами предметов в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Заключительная часть
Цель: Оценка деятельности детей, подведение итога исследовательской деятельности Раскладываю на столе предметы, изготовленные из различных материалов: пластмассовые, деревянные, резиновые, металлические, бумажные и др. Предлагаю детям определить и назвать, из каких материалов изготовлены предметы в развивающей игре «Из чего сделаны предметы».
Цель: упражнение в классификации предметов, по материалу из которого они изготовлены.
Показываю детям фокус. Надеваю на руку рукавичку с магнитом внутри и провожу над предметами, лежащими на столе. Металлические предметы притягиваются к рукавичке.
Спрашиваю детей:
- Почему одни предметы прилипли к рукавичке, а другие нет?
- Предметы, из каких материалов прилипли к рукавичке?
- Предметы, из каких материалов не прилипли и остались лежать на столе?
Предлагаю детям сформулировать предположение, в случае затруднения, показываю, что в рукавичке находится магнит.
В группу вбегает домовёнок Кузя с сундучком, из которого торчат разные предметы.
Он обращается к детям с просьбой помочь навести порядок в сундуке, оставив только металлические предметы.
Конкретизирую проблему: надо выбрать металлические предметы.
- Как это можно сделать?
Выслушав детей, советую проверить некоторые выдвинутые предположения:
- металл тяжёлый, тонет в воде (резиновые, пластмассовые, деревянные предметы в воде не тонут);
- металлические предметы притягиваются к магниту.
С целью эффективной организации исследовательской деятельности вместе с детьми решаем разделиться на две подгруппы.
Оказываю помощь детям в проведении опытов, формулировании выводов.
Домовёнок Кузя наблюдает за деятельностью детей, поощряет, восхищается.
Приглашает детей поиграть в дидактическую игру «Опиши и положи в сундучок металлический предмет».
Цель: определение детьми качественных характеристик и свойств металла (твёрдость, цвет, блеск, прочность, взаимодействие с магнитом)
Домовёнок Кузя благодарит детей за помощь, прощается, берёт сундучок и уходит.
Хвалю детей за активную деятельность, умение экспериментировать, выдвигать гипотезы и делать выводы.
Дети берут предмет, определяют и называют материал, из которого он изготовлен (мяч резиновый, он изготовлен из резины, болт металлический, т. к. он изготовлен из металла и т. д.)
Дети высказывают свои предположения.
(Принимаются любые предположения детей)
Отмечают, что прилипли предметы, изготовленные из металла, а на столе остались лежать предметы из резины, бумаги, дерева, пластмассы, ткани.
Выдвигают предположение, что в рукавичке находится магнит, к которому притягиваются металлические предметы.
Дети встречают Кузю, здороваются, предлагают присесть, выслушивают его, предлагают помощь.
Используя метод «мозгового штурма», дети выдвигают несколько гипотез.
Первая подгруппа проверяет гипотезу с магнитом, вторая – с водой.
В соответствии с результатами исследования делают выводы: металлические предметы притягиваются к магниту, тонут в воде. Пластмассовые, деревянные, резиновые предметы не притягиваются к магниту и не тонут в воде.
Определяют свойства и качества металла, описывая предмет. Складывают металлические предметы в сундучок.
Деятельность детей переходит в самостоятельные игры с предметами.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Лесовичок» комбинированного вида
городского округа город Буй
Конспект (2)
Совместная непосредственно-организованная образовательная деятельность
Ознакомление со свойствами металла
Средняя группа общеобразовательной направленности
Воспитатель:
Голубкова Татьяна Владимировна
2019 год
Цель: Узнавание предметов из металла. Организация совместной деятельности воспитателя с детьми посредством опытов в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи
1. Определять качественные характеристики металла (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
2. Способствовать развитию познавательных интересов у детей.
3. Стимулировать развитие детского мышления.
4. Обогащать и активизировать словарный запас (металл, металлические предметы, ковкость).
5. Помочь преодолеть боязнь ошибочных действий и высказываний.
Ожидаемый результат
- Получение новых сведений о предметах из металла.
- Преодоление боязни ошибочности действий, высказываний.
- Стимулирование развития детского мышления.
- Дети выделяют и ставят проблему, которую надо решать, представляют возможные решения, делают выводы и обобщения.
Методы и приёмы
Словесные: беседа, художественное слово, рассуждения.
Наглядные: рассматривание предметов, наблюдения, игровой персонаж.
Практические: проведение опытов.
Оборудование
Металлические предметы, ёмкость с водой, свеча, спички, иллюстрации по теме, клеёнка, салфетки, деревянные предметы.
Предварительная работа
Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования, игры с магнитом
Технология
Экспериментирование.
Ожидаемый результат
- Получение новых сведений о предметах из металла.
- Преодоление боязни ошибочности действий, высказываний.
- Стимулирование развития детского мышления.
- Дети выделяют и ставят проблему, которую надо решать, представляют возможные решения, делают выводы и обобщения.
Ход мероприятия
Вводная часть
Цель: Создание мотивации и заинтересованности детей предстоящей деятельностью Создаю условия для организации совместной деятельности воспитателя с детьми: выкладываю иллюстрации, металлические предметы
Когда дети, заинтересовавшись, присоединяются, загадываю загадки:
- Ребята, послушайте загадки:
1. Сам худ, а голова с пуд.
2. Толстый тонкого побьёт.
Тонкий, что-нибудь прибьёт
- Как вы думаете, о каком предмете идёт речь?
- Правильно, эти загадки о молотке. А из чего сделан молоток?
- Да, молоток сделан из металла. А ещё можно сказать, что он металлический. А вы знаете, для чего нам нужен молоток?
- В далёкие времена молоток использовали и с другой целью. Например, если где-то пожар и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.
Я стучу молотком по металлу. В группу вбегает запыхавшийся домовёнок Кузя.
Кузя - Что у вас случилось? Почему так громко стучите?
- Во-первых, здравствуйте, Кузя. Здравствуйте, где что горит?
- У нас ничего не горит, Кузя.
- Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы тогда так громко стучали?
- Я рассказывала детям, как когда-то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.
Кузя - Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали.
- Нет, Кузя, брали не палки, а что-нибудь металлическое и стучали.
- Дети, а вы знаете, что ещё можно сделать из металла?
Кузя: А я тоже знаю такие предметы!
- Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла?
Кузя (задумывается) : Стул.
- Стул можно сделать из металла, но ты его не поднимешь. Металл очень тяжёлый и мы с детьми сейчас это докажем.
Опыт №1
- А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.
- Почему утонул металлический шарик?
- Что тяжелее: деревянный шарик, металлический или вода?
Кузя: Подумаешь, легче, тяжелее. Зато я сильный! Вот сейчас возьму прут металлический и что-нибудь из него сделаю
Кузя берёт металлический прут и пытается его согнуть.
- Нет, Кузя, у тебя ничего не получится. Чтобы сделать что-то из металла, его нужно накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму. Людей, которые этим занимаются, называют кузнецами. (Показываю картины из серии “Знакомство с профессиями”)
Выслушав детей, оказываю помощь в формулировании выводов:
- металл тяжёлый, тонет в воде;
- металл имеет металлический блеск;
- металл можно нагревать, поэтому из него можно делать различные поделки и предметы.
Дети, заинтересовавшись присоединяются, рассматривают иллюстрации, выясняя о чём их содержание, задают вопросы.
Внимательно слушают, рассуждают,
находят ответы.
Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.
Рассуждают, высказывают свои предположения.
Дети берут два шарика одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный, взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.
В ёмкость с водой дети сначала опускают деревянный шарик, а потом металлический. Деревянный шарик не утонул, а металлический утонул.
Потому что он тяжелее.
Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды.
Дети рассуждают, высказывают свои предположения, определяют свойства и качества металла
Заключительная часть.
Цель: оценка деятельности детей, подведение итогов педагогического мероприятия.
- Молодцы! Вы были активными, любознательными, экспериментировали, выдвигали гипотезы и делали выводы. Кузя: Спасибо, ребята!
Я сегодня узнал много о металле. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!
Деятельность детей переходит в самостоятельные игры с предметами.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Лесовичок» комбинированного вида
городского округа город Буй
Конспект (3)
Совместная непосредственно-организованная образовательная деятельность
Правила безопасности при обращении с металлическими предметами.
Средняя группа общеобразовательной направленности
Воспитатель:
Голубкова Татьяна Владимировна
2019 г.
Цель Определение материала, из которого изготовлены ножи и степень их опасности для жизни и здоровья человека.
Задачи 1. Закрепить умения узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
2. Научить определять материал, из которого изготовлены ножи, и предполагать степень их опасности для жизни и здоровья человека.
3. Определить правила безопасности при обращении с колющими и режущими предметами.
4. Оказать помощь в преодолении у воспитанников боязни ошибочных действий и высказываний, проявляя интерес к исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат
- Наличие у детей умений определять свойства материалов в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
- Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательно-исследовательскую функцию, направленную на познание объекта в ходе практической деятельности с ним.
- Дети выделяют и ставят проблему, которую надо решить, предлагают возможные решения, делают выводы и обобщения.
Методы и приёмы
Словесные: вопросы, ответы детей, разговор, рассуждения.
Наглядные: рассматривание предметов, изготовленных из разных материалов, наблюдения, игровой персонаж.
Практические: проведения опыта, развивающие игры.
Оборудование
Металлические предметы, магниты, алгоритм расписания свойств материала, ножи с металлическим и пластмассовым лезвием.
Предварительная работа
Игры с металлическими предметами, магнитами.
Технология
Экспериментирование.
Ход мероприятия
Этапы деятельности Содержание деятельности педагога Содержание деятельности детей
Вводная часть
Заключительная часть
Цель: Оценка деятельности детей, подведение итогов мероприятия.
Показываю детям несколько предметов из различных материалов: деревянные, металлические, резиновые и др.
Предлагаю детям определить и назвать, из каких материалов изготовлены предметы в развивающей игре “Чудесный мешочек”.
- Скажите, дети, а как используются металлические предметы в жизни человека?
В группу вбегает домовёнок Кузя, здоровается с присутствующими.
- Кузя, а ты научился различать металлические предметы он неметаллических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?
Кузя достаёт сумку, высыпает предметы на стол и говорит, что они все сделаны из металла.
- Дети, давайте научим Кузю отличать металлические предметы от неметаллических.
Игра “Наведи порядок в сумке”
Цель: классификация предметов по материалу изготовления.
Прошу детей назвать, где используются предметы, изготовленные из металла и объяснить почему.
- Металлические ножи несут опасность, поэтому с ними нужно обращаться осторожно, размахивать ножом и баловаться с ним нельзя – можно пораниться. Маленькие дети не должны брать ножи без разрешения взрослого.
Выясняю у детей, для чего используются ножи, из какого материала ножи делают, какие ножи, на их взгляд, могут нести опасность для человека и почему?
Оказываю помощь в формировании выводов:
- металлические ножи несут скрытую опасность для жизни человека;
- при неосторожном использовании можно порезаться, поэтому необходимо соблюдать правила безопасности.
Кузя хвалит детей, восхищается. Он благодарит детей за помощь, прощается и уходит.
Хвалю детей за активную деятельность, умение экспериментировать, выдвигать гипотезы и делать выводы.
Дети достают предмет, определяют и называют материал, из которого он изготовлен (скрепка металлическая, она изготовлена из металла, кубик деревянный, тюк он изготовлен из древесины и др.) Дети высказывают свои предположения
Дети встречают Кузю, здороваются, предлагают присесть, выслушивают его, предлагают помощь.
Определяют свойства и качества металла, используют алгоритм (Твёрдость, цвет, блеск, прочность, взаимодействие с магнитом, объясняют, почему они решили, что эти предметы сделаны из металла.
Дети высказывают свои предположения, гипотезы.
Ножи используют для нарезания, разделки продуктов питания.
Ножи делают из металла, из пластмассы.
Деятельность детей переходит в самостоятельные игры с предметами.