Елена Тюрина
Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ
Тюрина Е. А.,
воспитатель МДОУ Детский сад № 22
1 квалификационной категории
Китайская пословица гласит:
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму”
Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Он усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому поисково-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе с дошкольниками. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
– идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном;
– формируется самостоятельность;
– развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Эксперименты бывают : индивидуальные или групповые, однократные или циклические – (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.).
При работе над исследовательской деятельностью с детьми, педагог должен знать структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
В каждом эксперименте выделяют следующие этапы:
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики экспериментирования.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов.
Занятия в нашем МДОУ по экспериментально – исследовательской деятельности проходят в кабинете дополнительного образования, который оснащен специальной мебелью и оборудованием.
Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность, так как родители полноправные участники образовательной деятельности. Но самой эффективной формой являются практикумы с родителями по экспериментированию. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей необходимо подготовить консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию можно рекомендовать родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим в наших детях интерес к самому себе и к окружающему миру.