Елена Алексеевна Рябцева
Конспект занятия для учащихся театральной студии «Выразительные средства актера»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия
«Выразительные средства актера : мимика и жесты»
Автор:Рябцева Елена Алексеевна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ОДОД лицей №408
Пушкинского района
Тема занятия : Выразительные средства актера : мимика и жесты.
Место занятия в программе : проведение занятия предусмотрено на первом году обучения в разделе «Театральная игра» (42 часа) в теме «Актер работает над ролью» (8 часов).
Публикация «Конспект занятия для учащихся театральной студии „Выразительные средства актера“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип занятия : Усвоение новых знаний.
Вид занятия : Учебное.
Продолжительность занятия : 45 минут
Цель занятия : Познакомить учеников с такими выразительными средствами работы актера как мимика и жесты.
Форма проведения занятия : Беседа с элементами игры
Формы организации деятельности детей на занятии : Фронтальная,групповая
Форма подведения итога занятия : кроссворд, рефлексия
Методическое обеспечение занятия :
Используемые технологии: технология «Использование в обучении игровых методов», технология «Обучение в сотрудничестве», личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология.
Методы и приемы: словесные (беседа) и практические (упражнение)
Дидактические пособия:
1) Андрачников С. Г. «Пластические тренинги»
2) Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. «Театрализованные игры в школе»
3) Феофанова И. «Актерский тренинг для детей»
4) Чернецкая Т. А. «Как стать артистичным»
5) Чурилова Э. Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников»
6) Хрестоматия игровых приемов обучения. Библиотека «Первого сентября»
оборудование для педагога: доска, мел, таблички.
оборудование для учащихся : стулья, ободки, бумага, фломастеры.
использованные источники:
1) https://dramateshka.ru
2) https://festival.1september.ru
План занятия :
1. Оргмомент. Приветствие. (3 минуты).
2. Подготовительный этап. Подготовка воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний. Целеполагание. Артикуляционная и дыхательная разминка. (5 минут)
3. Основной этап. Усвоение новых знаний, умений и навыков. Беседа «Мимика – одно из выразительных средств актера». Упражнение на мимику «Мимические этюды». Беседа «Что такое жесты». Упражнение с табличками «Характерные жесты» (20 минут)
4. Этап закрепления новых знаний. Беседа «Мимика и жест – выразительные средства актера». Упражнения на одновременную отработку жестов и мимики (этюд «Облака», этюд «Мышки») (10 минут).
5. Итоговый этап. Кроссворд. (5 минут).
6. Рефлексия. Облачка-смайлы (2 минуты).
Полный конспект занятия :
1. Оргмомент.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Здравствуйте, дорогие ребята! Рада видеть вас на нашем занятии. Рассаживайтесь, как всегда, в наш творческий полукруг. Давайте поприветствуем друг друга (традиционная «рефлексия «Привет!» - каждый ребенок по очереди называет свое имя, сопровождая его любым действием, все хором повторяют, и так до завершения полукруга). Вот мы и поздоровались. Вижу, вы пришли с хорошим настроением и желанием вновь почувствовать себя актером.
2. Подготовительный этап.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Целью нашей сегодняшней встречи будет знакомство с такими выразительными средствами работы актера как мимика и жесты. Мы с вами попробуем изображать персонажей в разном настроении и с разным характером. Но прежде, чем начать знакомиться с новой информацией, давайте немного разомнемся. Начнем с артикуляционной гимнастики. Повторяйте за мной!
Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. - Растянуть губы.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня – Вытянуть губы вперёд.
А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка - Губы сложить в форме буквы “о”.
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Хорошо, получилось. А вы знаете, ребята, актерам приходится говорить длинные фразы, а для этого нужно уметь задерживать дыхание. Посмотрим, сумеете ли вы задерживать дыхание на несколько секунд? Давайте встанем и “покатаемся на лифте” – кладём левую ладонь на животик, делаем вдох и считаем, не дыша, до 4-х, раз, два, три, четыре – приехали (на выдохе). Теперь, на 5-й., на 6-й. А сейчас устроим небольшое соревнование– “Кто кого перегудит?” - Делаем вдох и гудим носом с закрытым ртом, пока хватит дыхания. Три-четыре, начали!
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:“ Вот молодец какой …, всех перегудел!
А теперь, потренировав свою артикуляцию и дыхание, перейдем к четкому проговариванию слов. Для этого вспомним скороговорку «Купила каракатица кружевное платьице». Сначала проговорим её медленно и четко. Я хлопаю ритм. А вы, положив руки на коленочки, вместе со мной произносите скороговорку.
ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ СКОРОГОВОРКУ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:Теперь быстрее. Ритм задают мои хлопки.
ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ СКОРОГОВОРКУ БЫСТРЕЕ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:А сейчас произнесем скороговорку в том же темпе, но очень громко.
ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ СКОРОГОВОРКУ ГРОМКО
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:Теперь актерским шепотом.
ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ СКОРОГОВОРКУ ШЕПОТОМ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:Теперь беззвучно.
ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ СКОРОГОВОРКУ ОДНИМИ ГУБАМИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Хорошо, спасибо, у нас здорово получилось.
3. Основной этап. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Ребята, а сможете ли вы, произнося скороговорку беззвучно и сложив руки на коленях, показать мне, что вы испытываете какое-нибудь чувство – например, чувство радости? Попробуйте. (ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, ПРОИЗНОСЯ БЕЗЗВУЧНО СКОРОГОВОРКУ, УЛЫБАЯСЬ) Так. А теперь чувство грусти, попробуем?
ДЕТИ: ДА. (ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, ПРОИЗНОСЯ БЕЗЗВУЧНО СКОРОГОВОРКУ, ОПУСТИВ УГОЛКИ ГУБ, ОПУСТИВ ГЛАЗА)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Получилось! А сейчас давайте попробуем показать мне злость.
(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, НАХМУРЯ БРОВИ, СТИСНУВ ЗУБЫ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А теперь покажите мне, что вы обиделись.
(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, НАДУВ ГУБЫ И ВЗДЕРНУВ ПОДБОРОДОК)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Теперь изобразите удивление.
(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, ПОДНИМАЯ БРОВИ И ОКРУГЛИВ ГЛАЗА)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А сейчас попробуем показать восхищение.
(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, ПОЛУОТКРЫВ РОТ, ПОКАЧИВАЯ ГОЛОВОЙ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Теперь произнесите скороговорку на тех же условия, но с ненавистью
(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, СТИСНУВ ЗУБЫ, РАЗДУВАЯ НОЗДИ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Как же так получилось, что без голоса и без жестов, вы смогли передать мне заданные чувства, то есть эмоции?
ДЕТИ: МЫ ИЗОБРАЖАЛИ ЭМОЦИИ «ЛИЦОМ», МЕНЯЛИ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА ПОД ЗАДАННОЕ НАСТРОЕНИЕ, С ПОМОЩЬЮ ГРИМАС.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Правильно. Так вот, смена выражений нашего лица, движения мышц лица для выражения наших чувств (радости, грусти, злости и др.) называется мимикой. Нужно ли уметь пользоваться такими движениями мышц лица актеру? Почему?
ДЕТИ: АКТЕРУ НУЖНО УМЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МИМИКОЙ, ЧТОБЫ ПОЛНО ПЕРЕДАВАТЬ НАСТРОЕНИЕ И ЧУВСТВА СВОИХ ПЕРСОНАЖЕЙ. ЧТОБЫ ЗРИТЕЛИ ЕМУ ПОВЕРИЛИ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: И сегодня наша задача – попробовать научиться этому! Теперь давайте попробуем менять выражение своего лица в зависимости от заданной ситуации. Начинаем упражнения на мимику. Представьте, что вам подарили огромный торт. Какое чувство вы будете выражать своей мимикой и как?
ДЕТИ: ВЫРАЖАТЬ РАДОСТЬ. БУДЕМ УЛЫБАТЬСЯ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Давайте попробуем.
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А теперь представьте, что вы идете на прогулку, и вдруг из-за кустов на вас выползает огромная змея. Какое чувство вы будете выражать своей мимикой и как?
ДЕТИ: ЧУВСТВО СТРАХА, УЖАС.
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А теперь вообразите, что вы пришли на праздник, а вам не досталось подарка. Покажите свои эмоции мимикой.
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А вот теперь вы сидите дома, смотрите мультики и вдруг к вам в окно влетает слон. Какое чувство вы будете выражать своей мимикой и как?
ДЕТИ: УДИВЛЕНИЕ, ИЗУМЛЕНИЕ. ПРИПОДНИМЕМ БРОВИ, ОКРУГЛИМ ГЛАЗА, РОТ ЗАЖМЕМ РУКОЙ ИЛИ РАЗИНЕМ ЕГО. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Отлично получилось, я вам поверила! А теперь представьте, что ваши лица – это лампочки. Я хлопаю в ладоши – они ярко загораются, хлопаю второй раз – они гаснут. Загорелись! Погасли! Загорелись! Погасли!
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Хорошо! Сейчас я попрошу выйти ко мне (3 человека). Попробуем с вами разыграть небольшой мимический этюд. Вообразим, что я – садовник, а вы гости в моем саду. И я угощаю вас большими, спелыми, румяными яблоками. Вы подносите аппетитный плод ко рту, откусываете, а оно оказывается горьким и червивым… ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Спасибо. Ребята-зрители, какие чувства нам показали актеры в этом этюде?
ДЕТИ: СНАЧАЛА ПРЕДВКУШЕНИЕ, РАДОСТЬ, А ПОТОМ РАЗОЧАРОВАНИЕ, ОТВРАЩЕНИЕ И ДАЖЕ ЗЛОСТЬ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А как же им удалось показать нам всю смену эмоций, если они ничего не говорили?
ДЕТИ: АКТЕРЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДВИЖЕНИЯМИ МЫШЦ ЛИЦА, ТО ЕСТЬ МИМИКОЙ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Верно! Спасибо, актеры, садитесь на места. В следующем этюде примут участие … (3 человека). Я клоун на дне рождения, предлагаю закрыть глаза и открыть рот, обещая положить каждому по вкусной сладкой шоколадной конфете. Вы открываете ротики, а я кладу вам кислый лимон… ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы. Спасибо, садитесь на места.
Итак, мы познакомились с мимикой – с движениями мышц лица, которые отображают наше настроение, наши чувства. Но ведь актер не состоит из одного только лица, правда? У него есть руки-ноги, голова, шея, и чтобы лучше передавать настроение и характер персонажа, актер должен уметь использовать движения всего тела. Как называются движения рук и ног, туловища?
ДЕТИ: ЭТИ ДВИЖЕНИЯ НАЗЫВАЮТСЯ ЖЕСТАМИ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Правильно! Движения туловища, рук и ног называются жестами. А можно ли общаться при помощи жестов? Например, можем ли позвать кого-то с помощью жеста? Если да, то как?
ДЕТИ: МОЖЕМ. ПОМАШЕМ ПРИЗЫВНО РУКОЙ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Правильно. А попробуйте показать жест, как будто вы угрожаете кому-то. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ. А теперь отказываетесь. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ А сейчас соглашаетесь. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Мы можем общаться с помощью жеста, если жесты понятны и выразительны. Давайте узнаем, насколько выразительны ваши жесты. Прошу выйти на сцену … (4 человека). Я показываю вам табличку с погодными условиями (чтобы ее не видели зрители, а вы демонстрируете характерные для этой погоды жесты. Зрители же будут угадывать, какие погодные условия заданы. Задание понятно? Начинаем!
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ: Табличка «ОЧЕНЬ ЖАРКО» : УЧАСТНИКИ ЭТЮДА ОБМАХИВАСЯ РУКАМИ, ВЫТИРАЮТ ПОТ СО ЛБА, ОТДУВАЮТСЯ И Т. Д., «ЗРИТЕЛИ» НАБЛЮДАЮТ И УГАДЫВАЮТ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы, угадали! Следующая табличка «ИДЁТ ДОЖДЬ» - ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Следующая табличка «МОРОЗ» - ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Спасибо, актеры, садитесь на свои места. Теперь приглашаю на сцену … (4 человека). Сейчас задание немного изменится. В этот раз я буду показывать таблички с различными самочувствиями, а вы демонстрируете характерные для этого самочувствия жесты. Зрители же будут угадывать, что написано в табличке. Задание понятно? Начинаем!
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ: Табличка «БОЛИТ ЗУБ» : участники этюда хватаются за щеку, раскачивают головой и т. д., «ЗРИТЕЛИ» НАБЛЮДАЮТ И УГАДЫВАЮТ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы, угадали! Следующая табличка «ХОЧЕТСЯ СПАТЬ» - ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Следующая табличка «ОБЪЕЛСЯ» - ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Спасибо, ребята, садитесь на свои места. Думаю, жесты наши актеров оказались выразительными, ведь зрители догадались, что они изображают.
4. Этап закрепления новых знаний.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А сейчас разыграем небольшой этюд, в котором вам, как актерам, нужно будет использовать сразу оба выразительных средства. Напомните, какие? Что они из себя представляют?
ДЕТИ: ЖЕСТЫ И МИМИКА. ЖЕСТЫ – ЭТО ДВИЖЕНИЯ РУК, НОГ И ТУЛОВИЩА. МИМИКА – ДВИЖЕНИЯ МЫШЦ ЛИЦА.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Для чего же нужны эти выразительные средства?
ДЕТИ: ЧТОБЫ АКТЕР МОГ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПЕРЕДАВАТЬ НАСТРОЕНИЕ, ЧУВСТВА И ХАРАКТЕР СВОИХ ПЕРСОНАЖЕЙ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Сейчас я прочитаю вам стихотворение про облака – оно-то и станет нашим сценарием для этюда. Внимательно слушаем.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ:
По небу плыли облака,
А я на них смотрела.
И два похожих облака
Найти я захотела.
Вот облачко веселое
Хохочет надо мной.
В улыбке рот раскрыло:
Как облачку смешно!
И хлопает в ладоши,
Головку запрокинув,
И за животик держится,
Смеется, что есть силы!
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Так далеко унес.
Надулись губки, слезки
По щечкам потекли,
И носиком зашмыгало
Вдруг облачко, смотри!
А тут по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит
Рычит оно сквозь зубы,
Оскалилось, ревя,
И затрясло щеками,
Вот-вот сожрёт меня!
Вот удивленно облачко
Над озером плывет.
И в изумленье облачко
Приоткрывает рот.
Приподнимает бровки,
И глазки округляет,
Разводит ручки в стороны,
Всё недоумевает….
По небу плыли облака,
А я на них смотрела.
Но два похожих облака
Найти я не сумела…
Теперь прошу всех выйти на сцену. Я буду читать стихотворение-сценарий, а вы совершайте проговариваемые мною действия, передавая настроение облачков. Используйте жесты и мимику. ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Как здорово у вас получилось! А теперь усложним задачу. В следующем этюде не будет столь подробного описания действий, а будут только обозначены эмоции мышек. Да, мышек! В этом этюде вы должны будете вообразить себя маленьких мышками. Чтобы было реалистичнее, давайте наденем на головы ободки с изображениями мышек (РАЗДАЕТ ОБОДКИ с МЫШКАМИ). Итак, я читаю, а вы изображаете при помощи мимики и жестов настроение мышек. Готовы? Начинаем этюд.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают… ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь…
Сначала они удивились,
Потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись.
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,
В глазах опечаленный вечер…
И слёзы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнул нежно-гладкой.
И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура! ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЕ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Отличный получился этюд! Прошу вас, садитесь на места. Ребята, назовите, какие чувства вы показали в этом этюде?
ДЕТИ: УДИВЛЕНИЕ, ВОЗМУЩЕНИЕ, ОБИДА, ПЕЧАЛЬ, РАДОСТЬ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: С помощью каких выразительных средств вы это сделали?
ДЕТИ: С ПОМОЩЬЮ МИМИКИ И ЖЕСТОВ.
5. ИТОГОВЫЙ ЭТАП. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Верно. Но наша встреча подходит завершению. И я предлагаю вам напоследок отгадать маленький кроссворд. Взгляните, на доску - в кроссворде загаданы всего три слова: два по горизонтали и одно по вертикали. Попробуем угадать слово под цифрой 1 по горизонтали, оно обозначает «движения туловища, рук и ног». Кто догадался, что это за слово?
ДЕТИ: ЖЕСТЫ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Верно! Вписываем… А слово под цифрой 2 по горизонтали обозначает «смену выражений нашего лица, движения мышц лица для обозначения наших чувств» Что это такое?
ДЕТИ: МИМИКА.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Угадали! Вписываем… В слове под цифрой 3 нам открылись целых две буквы: первая – «Т», и третья – «А». Обозначает загаданное слово род искусства, а также здание, предназначенное для представления спектаклей перед зрителями. Что это?
ДЕТИ: ТЕАТР.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Правильно! Вписываем!
6. РЕФЛЕКСИЯ (2 минуты). ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А теперь я попрошу вас нарисовать облачка, которые соответствуют вашему сегодняшнему настроению: может быть, ваше облачко будет улыбаться, может быть, будет грустным… Какое ваше настроение – такое будет и облачко. ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ. Спасибо за занятие! До следующей встречи!