Оксана Мостовая
Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Актуальность исследования проблемы речевого этикета развивающейся
личности обусловлена большой важностью в речевой культуре принципов
современного этикета, которые несут на себе общую современную
поведенческую культуру.
Во-первых, разумность и необходимость соблюдения правил этикета. Каждое
этикетное правило строится на целесообразности и необходимости его
соблюдения.
Во-вторых, в основе любого поведенческого правила лежат такие
Публикация «Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия,
доброжелательности, порядочности.
В-третьих, при соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность
манер.
Формирование этикетного речевого поведения у детей дошкольного и
младшего школьного возраста предполагает, во-первых, введение в их
активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, вовторых, умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с
кем, где, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны.
Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с
изучением общих правил культурного поведения. Детство представляет
собой период информационной чистоты и готовности к познанию мира,
характеризуется бесстрашием, необремененностью стереотипами. К тому же,
как известно, дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и
если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6
годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более
поздних возрастных этапах. Введение элементов коммуникативной культуры
в образовательный процесс в дошкольной организации способствует
формированию межличностных отношений и освоению языка как средства
культурного речевого взаимодействия. Необходимость раннего
формирования положительного опыта общения обусловлена тем, что его
отсутствие приводит к стихийному возникновению у детей негативных форм
поведения.
Цель: продолжать развивать речь детей, являющуюся важнейшим условием
успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии.
Задачи:
- совершенствовать речь детей как средство общения, помогать употреблять
формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность,
извинение, неодобрение и т. п.);
4
- развивать связную речь, формировать умение передавать свои впечатления,
отношение к героям произведений через рассуждения, сравнения;
- совершенствовать умение детей вести диалог между воспитателем и
ребенком, между детьми; быть доброжелательными и корректными
собеседниками.
Ожидаемые результаты:
-обогащение личного опыта общения детей;
-ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе
общения;
-овладение нормами речевого этикета и культуры поведения;
-овладение воспитанниками культурой общения в системе «воспитатель
воспитанник», «воспитанник воспитанник», «взрослый ребенок».
Методические приемы, используемые для обучения детей
формулам речевого этикета.
Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое
общение со сверстниками и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить
детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию
доброжелательных отношений с людьми, поскольку с его помощью можно
не только выразить уважение к людям, но и проявить различные чувства
(радость, недовольство, обиду, высказать желание, отстоять свое мнение,
никого при этом не обидев.
Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что
уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых
при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача
педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их
использования. Например, он обращает внимание на такие вопросы: кого и
как мы приветствуем при встрече? Какие вежливые слова и почему помогают
установлению добрых отношений, проявлению любви к близким и родным
людям? Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в
повседневной жизни, не прекращаясь ни на минуту. Например, утром дети
приветствуют воспитателя, вечером прощаются, в течение дня употребляют
необходимые в доброжелательном общении слова. Каждое правило речевого
этикета возникает в жизни ребенка много раз в день, в детском саду и за его
пределами. Вот почему так важна совместная работа воспитателя, родителей
и других людей, близких ребенку. То, что он узнал в детском саду, постоянно
используется, закрепляется, становится его потребностью.
С дошкольниками проводятся индивидуальные и групповые
беседы. Круг обсуждаемых вопросов весьма разнообразен: что значит
соблюдать этикет? Кто из детей группы его соблюдает и не соблюдает? Кто
5
из ребят уважает других людей и почему об этом ребенке можно так сказать?
Как в словах и поступках проявляется любовь к близким людям и друзьям?
Можно также обсудить вопрос взаимоотношений детей с воспитателем : в
чем проявляется их уважение друг к другу.
Педагогу следует обращать внимание на то, как дети обращаются
друг к другу (по именам, фамилиям или используют прозвища, как
приветствуют друг друга и старших при встрече. Поощрение хороших
поступков детей добрым словом не только усиливает их уверенность в
правильности выполнения правила, но и является примером соблюдения
воспитателем речевого этикета. Таким образом у детей воспитывается
потребность в словах, способствующих установлению хороших отношений
между людьми.
От воспитателя требуется постоянное внимание к манере общения
детей друг с другом и со взрослыми. Давая позитивным поступкам и словам
дошкольников доброжелательную оценку, педагог формирует в каждом
ребенке внутреннюю потребность строить общение с помощью вежливой
речи.
Работа с родителями. Участие родителей в обучении детей
правилам речевого этикета базируется на широких возможностях, поскольку
все общение родителя с ребенком основано на соблюдении речевого этикета.
Желательно, чтобы родители рассказали ребенку о том, что
означает его имя и почему его так назвали, как звучит полное имя мамы,
папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, имя самого ребенка. важно, чтобы
ребенок гордился своим именем и помнил: оно дано ему самыми близкими
людьми. Развивая способности дошкольника к творчеству, родители вместе с
ребенком могут придумать сказку о том, как однажды мальчик или девочка
забыли свое имя и что с ними из-за этого произошло.
Необходимо поговорить с родителями о важности умения детей
устанавливать добрые отношения с товарищами, расширять круг своих
знакомств. Можно порекомендовать родителям использовать жизненные
ситуации или создавать таковые для обучения ребенка тому или иному
правилу речевого этикета. Например: ребенок привел в дом своего друга и
познакомил его с родителями (как он это сделал); гуляя с родителями,
мальчик повстречался с девочкой из своей группы (что он скажет при
встрече); оказавшись с ребенком в гостях, можно предоставить ему
возможность самому познакомиться с детьми хозяев дома.
В родительском коллективе целесообразно обсудить вопрос о
важности соблюдения вежливости в семье, ее значении для формирования у
ребенка убеждения в необходимости доброжелательных отношений, для
6
развития умения устанавливать их с помощью вежливых слов, выяснить,
говорят ли в семье слова приветствия, желают ли друг другу спокойной ночи,
сопровождают ли просьбу словом «пожалуйста», благодарят ли за помощь и
услугу. Как часто члены семьи обращаются друг к другу по именам,
применяют ли прозвища и как, произносят ли комплименты, соблюдают ли
тактичность высказывания критического замечания?
Чтение книг по теме. А. Барто. «Имя и фамилия», «Шла вчера я по
Садовой…», «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…»;
В. Голяховский. «Одно слово»; М. Дружинина. «Кто знает волшебное
слово»; А. Кондратьев. «Добрый день!»; В. Кривошеев. «Доброе утро»; С.
Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок
вежливости»; С. Михалков. «Сашина каша» (о четкости произношения слов);
В. Осеева. «Волшебное слово»; Г. Остер. «Будем знакомы» (из книги «Как
хорошо дарить подарки»); И. Пивоварова. «Был ослик очень вежливый…»;
И. Токмакова. «Маша знала слов немало…» и др.
Правила речевого этического поведения усваиваются младшими
школьниками преимущественно практическим путем. Ученые-методисты
предлагают несколько приёмов и форм эффективных на их взгляд при
обучении младших школьников речевому этикету.
Речевая ситуация – 1) ситуация речи, ситуативный контекст рече-вого
взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста значимых
для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор
ими речевых стратегий, приемов, средств.
Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участники (адресант,
адресат, аудитория, 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время,
используется или устная или письменная речь, условные знаки, 6) событие
(например, день Рождения, 7) цель – то, что, по мнению участников, могло
бы быть результатом речи в данной ситуации.
Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет
формы его выражения.
Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить:
разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, беседа матери с
сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, встреча близких
людей.
При обучении младших школьников речевому этикету речевая ситуация
является одним из самых эффективных приёмов. Учителю следует подходить
с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать
готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать и анализировать их.
7
Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в
жизни.
Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению
детей речевому этикету :
- Вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия
и речь и учителя.
- Вас куда-то пригласили, но вы пойти не можете.
- Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди.
Как поступите в такой ситуации?
Беседа. Такая форма работы при формировании у младших школьников
культуры речевого поведения необходима. С помощью беседы учитель
может выяснить, какими знаниями обладают учащиеся по конкретной теме,
также выяснить точку зрения учащихся, формировать умение строить
речевое высказывание, настроить детей на изучение темы. Например, в
начале занятия учитель может провести беседу о значении вежливости в
жизни человека.
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во
всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной
деятельности.
Игра «Я хотел бы быть таким, как ты».
- В каждом человеке есть много прекрасных черт. Давайте подумаем,
какими достоинствами обладает каждый из ребят нашего класса, и в чем бы
вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к
каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же… (умным, красивым,
радостным и пр., как ты».
Игра «Мое настроение». А сейчас, пожалуйста, покажите свое настроение без слов (при помощи мимики, остальные угадывают.
Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий
конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр
разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются
роли.
Например, детям раздаются карточки с различными вариантами
поведения в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с
информацией. Затем эта разыгрывается ситуация разыгрывается несколько
раз и учащиеся выбирают более подходящее поведение и речь участников
игры, при этом обосновывая выбранный вариант.
Содержание карточек может быть таким:
8
1. «Всем привет! У меня завтра день Рождения. Приглашаю вас всех ко
мне на праздник в 14.00. буду очень рад вас видеть»
2. «На день Рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа»
3. «Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте»
4. «Ребята, приходите завтра ко мне в гости. У меня будет день
Рождения. Буду ждать».
Учебная дискуссия. Под словом "дискуссия" понимается обмен
мнениями во всех его формах. Соответствующая форма обучения
заключается в проведении обсуждений по конкретной проблеме. Отличается
тем, что ее проблематика нова лишь для группы лиц, участвующих в
дискуссии; ее ориентировочный результат известен учителю. Цель учебной
дискуссии – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и
формулирования аргументов, их анализа. Грамотно организованная учебная
дискуссия является фактором развития коммуникативных и аналитических
способностей, позволяет выявить уровень представлений по определенной
теме, проблеме. При обучению детей речевому этикету следует применять
фрагменты дискуссии и тщательно следить за её ходом, развивать у детей
умение слушать другого. Пример: В дверях стакиваются два мальчика,
одному 8 другому 10 лет. Кто должен пропустить? Данная проблема
вызывает разные точки зрения учащихся, которые они пытаются
аргументировать. После высказанных точек зрения учитель предлагает
правильный вариант решения проблемы: пропустит тот, кто вежливее.
На занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения
целесообразно применять наглядно-иллюстративный материал, так как у
детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление.
Таким образом, применение представленных приёмов и форм, как мы
считаем, эффективно на уроках по формированию культуры речевого
поведения младших школьников. Необходимо для каждого ребенка создать
условия практической деятельности: именно она необходима младшему
школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для
закрепления и реализации полученных знаний.