Гульнара Зимагулова
Сценарий внеклассного мероприятия «Мы дети галактики», посвящённого Дню космонавтики
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Ишеевский Дом детского творчества» Ульяновского района Ульяновской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Проект «Мы - дети галактики», посвященный Дню космонавтики для детей разного возраста
Автор: Зимагулова Гульнара Раисовна методист МУ ДО ИДДТ
р. п. Ишеевка. 2018 г.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Проект «Мы дети галактики»
Цели проекта: активизация познавательной деятельности учащихся
Задачи:
Публикация «Сценарий внеклассного мероприятия „Мы дети галактики“, посвящённого Дню космонавтики» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День Космонавтики, 12 апреля
- День космонавтики. Сценарии мероприятий к 12 апреля
- Космос. Все о космосе для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2018
• Расширение кругозора учащихся.
• Выработка умений работать с дополнительными источниками информации и систематизировать изученный материал
• Углубление умений индивидуально-командной работы
• Художественно-эстетическое развитие учащихся
Структура проекта
Оформление зала: картинка солнечной системы, портреты Э. К. Циолковского, С. П. Королёва, Ю. Н. Гагарина, В. В. Терешковой, А. А. Леонова и др., фотографии из космоса, изображение звёздного неба и созвездий.
Оборудование: 3 карточки с заданиями по 2-му и 3-му этапу, жетоны, звёздочки красного и синего цвета, конструктор «Lego» 3 комплекта. Музыкальное сопровождение (музыка группы «Spice»). Для юных художников бумага для рисования формат А4, кисти и краски (гуашь, акварель).
Вступительное слово ведущего.
1-й этап -блицопрос группы.
Ведущий задаёт вопросы. Ребята, желающие ответить, поднимают руку. За правильный ответ даётся жетон (бумажная карточка в форме звезды, солнца или месяца). По итогам блицопроса остаётся 9 участников, набравших больше всего жетонов. Они делятся на 3 команды. По 3 человека в каждой. (Участников в каждой команде может быть и больше.)
2-й этап -задание на эрудицию.
Командам по очереди задаются вопросы. На размышление выделяется по 2 минуты. После этого ведущий дополняет ответ интересным фактом.
3-й этап –творческое задание.
Командам даётся задание на развитие фантазии. После размышления (10 минут) каждая команда озвучивает свою версию. Наиболее интересный ответ определяют зрители. Кому они громче аплодируют, той команде и засчитывается очко.
Конструкторское бюро: з ученика 3-4 классов создают космические корабли (3 модели).
Гильдия художников: 5-7 учеников 5-7 классов рисуют «Удивительный мир космоса».
Подведение итогов. Награждение.
Ведущий. Многие тысячи лет люди смотрят на звёздное небо как на что-то непостижимое. Они слагали о созвездиях легенды и могли лишь мечтать, что когда-нибудь окажутся в космосе. Сейчас ежегодно с нашей маленькой планеты в безграничное тёмное пространство отправляются спутники, шатлы и ракеты. Ровно 57 лет назад человечество сделало первый шаг во Вселенную. И теперь всё увереннее идёт по этому пути. 12 апреля мы отмечаем День космонавтики, день, когда Юрий Гагарин совершил первый космический полёт!
1-й этап. Блицопрос.
-Кого называют отцом космонавтики? (Эдуарда Константиновича Циолковского.)
-Какие формы галактики вы знаете? (Кольцевые, спиральные, неправильные- иррегулярные.)
-Какой позывной был у Гагарина во время первого космического полёта? («Кедр».)
-Какой цветок самый «звёздный»? (Астра.)
-Самая «воинственная» планета Солнечной системы. (Марс.)
-Самая «женственная планета». (Венера.)
-Какая часть ракеты весит больше всего? (Ступень с топливом.)
-Кто и когда первым посмотрел на звёздное небо в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год.)
-Как называется наша галактика? (Млечный Путь.)
-А ближайшая к нам галактика? (Большое Магелланово Облако, находится в 170 тысячах световых лет от нас. Но есть и мини-галактика, как бы поглощённая нашей. Называется «Карликовая галактика в созвездии Стрельца». Она в 80 тысяч световых лет от Солнца.)
-Чем прославился Герман Степанович Титов? (Он первым провёл в космосе целые сутки- с 6 по 7 августа 1961 года.)
-Самая яркая звезда в нашем небе? (Сириус.)
-Назовите по порядку планеты Солнечной системы. (Меркурий Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, (Плутон- карликовая планета).)
-Кто первая женщина космонавт? (Валентина Владимировна Терешкова, полетела в космос 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».)
-Какой космодром самый крупный в мире и где он находится? (Байконур, в Казахстане.)
-Можно ли наблюдать на Луне «падающие звёзды»? (Нет, это атмосферное явление.)
-Как расшифровывается аббревиатура МКС? (Международная космическая станция.)
-Как переводится с греческого языка слово «космос»? (Гармония, порядок.)
-От чего зависит цвет звёзды? (От её температуры.)
-Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько- там нет кислорода.)
-Кто были первые космические путешественники? (Собаки Белка и Стрелка.
-Какие астрономические явления описал Александр Пушкин?
И, не пуская тьму ночную
На голубые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса?
(Явление белых ночей.)
2-й этап. Задания на эрудицию.
Первый блок вопросов.
Вопрос 1-й команде.
Почему еда космонавтов находится в тюбиках? (Пища в кастрюлях и на тарелках в условиях невесомости разлетелась бы по всему кораблю.)
Ведущий. Кстати, трапеза Гагарина в космосе была неплоха. На первое-пюре щавелевое с мясом, на второе-паштет и на третье- шоколадный соус.
Вопрос 2-й команде.
Что сказал Юрий Гагарин, стартуя в космос? («Поехали!»)
Ведущий. «Ну, поехали!» -это цитата. Гагарин процитировал диккенсовского попугая, сказавшего «Ну, поехали!» в момент, когда кошка тянула его из клетки.
Вопрос 3-й команде.
Кто и когда первый совершил выход в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов в марте 1965 года.)
Ведущий. Он удалился от корабля на 5 метров. Это примерно как от стены до парты (ведущий приводит наглядный пример). Крошечное расстояние, ставшее огромным шагом для всего человечества.
Второй блок вопросов.
Вопрос 1-й команде.
Какая, по мнению Э. К. Циолковского, главная цель освоения космоса? (Устранить недостатки жизни на Земле.)
Ведущий. Учёный даже предполагал строить космические корабли, не для того, чтобы добираться с планеты на планету, как на автобусе с остановки на остановку, а чтобы жить там в искусственно- созданных идеальных условиях.
Вопрос 2-й команде.
Есть звёздная болезнь, а есть космическая. В чём она заключается? (Космонавты в первые дни в условиях невесомости испытывают неприятные ощущения: теряют ориентацию, перестают ощущать положение рук и ног. Некоторые постоянно чувствуют себя как будто вверх ногами. Иные плохо спят, не чувствуя, что на них лежит одеяло.)
Ведущий. А вернувшись на Землю, космонавты опять привыкают к гравитации. Они, как дети, учатся ходить и по привычке ставят кружку на воздух, рассчитывая, что она остаётся висеть.
Вопрос 3-й команде.
Первое слово «космонавт» в словаре Ожегова попало в 1960 году. Оно было зафиксировано: -«космонавт- тот, кто будет совершать полёты в космос». Чем отличается это определение от определения, данного в переиздании словаря два года спустя? («космонавт- тот, кто совершает полёты в космос».)
Ведущий. Космонавтов ещё называют астронавтами- от слова «астра» - звезда. Выходит, астронавт интересуется лишь звёздами, а космонавт всем космосом?
Третий блок вопросов.
Вопрос 1-й команде.
Какой советский фильм смотрят космонавты перед стартом? (По традиции они смотрят «Белое солнце пустыни».)
Ведущий. Космонавты знают этот фильм «более чем наизусть». Снимать поверхность Луны и космические просторы так же трудно, как пустынную равнину. Это кино- эталон операторской работы. На его примере космонавты учатся работать с камерой и строить планы.
Вопрос 2-й команде.
Почему созвездие Большая Медведица так называется? (Зевс, главный бог древних греков, полюбил девушку по имени Каллисто. Чтобы укрыть её от ревности зевсовой жены Геры, девушку пришлось превратить в медведицу. Однажды на неё напали охотники, спасая возлюбленную от копий и стрел, Зевс спрятал Каллисто среди звёзд. Он так торопливо её тянул на небо, что хвост вытянулся.)
Ведущий. Кстати это созвездие не у всех народов называется так, кочевники именуют его Телегой, а северяне- Ковшом.
Вопрос 3-й команде.
Кто придумал давать обратный отсчёт при запуске ракет? (Впервые обратный отсчёт был показан в немецком фильме «Женщина на Луне» 1929 года для нагнетания напряжения. Впоследствии при запуске настоящих ракет конструкторы просто переняли этот приём.)
Ведущий. Забавно, в кино этот приём создавал эмоциональное напряжение. А в реальной жизни отсчёт ведется как можно более беспристрастно.
3-й этап. Творческое задание.
Задание 1.
Эдуард Константинович Циолковский не только проектировал ракетные двигатели и размышлял о покорении космоса. Он мечтал об идеальном человечестве вообще и высказал предположение, что наивысшее развитие Разум достигнет на небиологической основе, приобретая «полевой», электромагнитный характер. Так появилась идея о сверхновом человеке. Это своего рода супергерой. Представляете, сельский учитель –самоучка создал первого супергероя! Он называл его «лучистым человеком». Такой человек не нуждается в пище, потому, что питается лучами солнца, чистой энергией. Из-за этого тело его тонкое, высокое и лёгкое. «Лучистый человек владеет телепатией, потому, что его сознание подключено к космосу. А разумом он настолько превосходит нас, насколько мы выше одноклеточного организма. Именно в этом состоянии человечество обретёт «вечное блаженство и жизнь бесконечную».
Подумайте, какие подвиги «лучистый человек» мог бы совершить сегодня? Где и как применил бы свои сверхспособности? Пусть каждая команда придумает короткую историю об этом.
На размышление команде даётся 10 минут.
Задание 2.
В космос регулярно отправляются животные и растения. На орбитальную станцию посылают людей, собак, морских свинок, бактерии, апельсины и огурцы. Учёные следят. Как они развиваются в невесомости. А в октябре 2010 года американский шатл Дискавери отправил туда лазерный меч джедая, модель оружия из фильма «Звёздные войны». В шутку. Как видите, учёным не чужд юмор. А что бы вы отправили в космос? Какие эксперименты бы там провели?
На размышление команде даётся 10 минут.
Задание 3.
В апреле 2010 года американские астрономы обнаружили в космосе насколько неопознанных объектов. Судя по всему, объекты эти созданы искусственно. По форме они напоминают цилиндр огромных размеров. Больше ничего не известно- остаё тся догадываться: корабль это, спутники-разведчики или космический мусор. Есть ли на них живые существа, разумны ли они? Кроме того, некоторые полагают, что это движущиеся к Земле НЛО. Предположим, астрономы не ошиблись. Как по-вашему. Стоит встретить эти загадочные объекты?
На размышление команде даётся 10 минут.
Ведущий. Пока команды размышляют 10 минут, юные конструкторы показывают модели своих космических кораблей и рассказывают о них. А юные художники оформляют выставку своих творческих работ.
Подведение итогов (Все учащиеся получают сертификаты участников проекта «Мы -дети галактики»). Награждение: победителям вручаются дипломы І, ІІ, ІІІ степени.
Ведущий. Мы совершили путешествие по космосу ваших знаний. Оно оказалось весьма интересным и волнующим. Пусть каждый из вас дальше продолжает самостоятельный путь к звёздам и к новым открытиям.