Получи документы

Методическая разработка урока по Орксэ с использованием презентации по теме «С чего начинается Родина»

Надежда Книгина
Методическая разработка урока по Орксэ с использованием презентации по теме «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка урока по Орксэ с использованием презентации по теме

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №2»

г. Инта

Название работы:

Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме

«С чего начинается Родина…»

Автор: воспитатель, учитель ОРКСЭ Книгина Надежда Петровна.

Публикация «Методическая разработка урока по Орксэ с использованием презентации по теме „С чего начинается Родина“» размещена в разделах

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме : «С чего начинается Родина…»

Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.

Ожидаемые результаты: найти связь между такими понятиями, как «Родина». «Семья» и «Природа». Найти ответ на вопрос «С чего начинается Родина

Образовательные ресурсы:

1. Основы религиозных культур и светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений\ А. И. Шемшурина. -М. : Просвещение, 2015.

2. Раздаточный материал-информационные карточки, цветные листики, трафарет дерева, памятки.

3. Презентация, музыкальные клипы.

Цель урока :

Понять связь между словами «РОДИНА» «СЕМЬЯ» и «ПРИРОДА»

Задачи урока :

1. Узнать, как соотносятся понятия «РОДИНА» «СЕМЬЯ» «ПРИРОДА».

2. Понять, через что человек определяет неразрывную связь с Родиной?

3. Выработать правила, способствующие миру в семье.

УУД:

Регулятивные: Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

Познавательные: Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, собирать, анализировать и систематизировать информацию, выполнять логические операции. осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях; строить сообщения в устной форме; устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; производить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: Умение работать в парах, группами; допускать существование различных точек зрения; строить понятные для партнера высказывания; использовать в общении правила вежливости; задавать вопросы, адекватные данной ситуации; передавать необходимую информацию как ориентир для построения действия. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу; знание основных моральных норм поведения; формирование положительного отношения к занятиям по курсу «ОРКСЭ».

Тип урока :

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

На перемене перед уроком на экране клип Сергея Трофимова «Родина»

Ход урока

I. Организационный момент:

(слайд №1)

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте, уважаемые гости!

Я рада видеть вас на нашем уроке.

Желаю всем нам отличного настроения и предлагаю начать занятие с простого упражнения:

повернитесь к своему соседу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, ведь с каждой новой улыбкой в мире рождается частичка добра.

На прошлом уроке мы говорили : «Что плохо тому, кто добра не творит никому».

Давайте, проверим, как вы справились с домашним заданием. Работать будем в группах по 4 человека (правила работы в группе на экране) (слайд №2)

группы готовы, выбираем спикера, (предлагаю файлы с заданием, работаем по перечисленным правилам. Сигналом к окончанию обсуждения будет хлопок в ладоши.

У меня в руках разноцветные листочки (4 цвета, которые появятся на «Дереве Мудрости») если ваши ответы будут верными (ствол дерева нарисован на листе формата А-3) Пожалуйста, кто начнёт?

1 группа: Назовите нравственные действия (поступки) человека, которые можно было бы определить словами с приставкой «СО» : (6 листиков)

(сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, совесть, содействие)

- Что означают все эти слова? (Они вселяют уверенность в том, что ты не одинок, что кто-то всегда рядом и готов своими действиями поддержать тебя как в трудную минуту, так и в радостную)

2 группа: Назовите нравственные качества, которые можно отнести к человеку, обладающему этической культурой: (5 листиков)

-Этическая культура ориентирует человека на нравственные ценности, поэтому мы выбрали: (БЕСКОРЫСТИЕ МЕСТЬ ДОВЕРИЕ ГНЕВ БЛАГОРОДСТВО ЗАВИСТЬ ДРУЖЕЛЮБИЕ ЖЕСТОКОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ)

3 группа: Подберите слова, которые близки по значению к слову МИЛОСЕРДИЕ:

(4 листика) (ПРОЩЕНИЕ РАВНОДУШИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ЗЛОБА ЛЮБОВЬ ЖАДНОСТЬ ЗАБОТА ТРУСОСТЬ СОСТРАДАНИЕ ГРУБОСТЬ)

4 группа: Закончите предложения и прочитайте стихотворение: (7 листиков)

Не стой в стороне…. ….,

Когда, у кого то….

Рвануться на выручку ….….

В любую минуту….,

И если кому — то …. ….

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был…. ,

Что годы живешь ты. ….!

Слова для справки: Равнодушно / беда / нужно / поможет / не зря / всегда / прожит

5 группа: Составьте пословицы и поговорки о милосердии и доброте: (4 листика)

Сострадание — о чужой беде болит.

Доброе сердце несёт мир

Милосердие никогда начало человеколюбия.

Добрый человек не пропадёт зря.

Таким образом, какого человека можно назвать –добрым, милосердным?

–Человека, который ориентируется на нравственные ценности, любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;

- Спасибо, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, а теперь посмотрите на наше «Дерево Мудрости», какие красивые листочки появились на нём благодаря вашим ответам. Я расположила их так, чтобы появился маленький секрет. Кто-то догадался, на что похожа крона нашего дерева? Правильно, на СЕРДЦЕ. -А может ли человек жить без Сердца?

-Нет.

(слайд №3) «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

-Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

-Правильно, о том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине. Вы мне можете сказать, что уже не раз говорили о Родине, Отечестве, Малой Родине. Изучали символику государства, рассуждали о патриотизме и будете правы.

(слайд №4)

-Тогда о чём будет наш разговор сегодня? Ответить на этот вопрос нам поможет песня, послушайте её внимательно.

Звучит песня в исполнении Бернеса «С чего начинается Родина…»

-Кто-то может назвать тему урока? (ответ ученика)

Тема: «С чего начинается Родина…» запись на доске и в тетрадях

(слайд №6)

- Скажите, пожалуйста, какие чувства возникли у вас в душе, когда звучала эта песня?

НЕЖНОСТЬ ТЕПЛОТА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ДУШЕВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ УМИРОТВОРЕНИЕ ГОРДОСТЬ

- Вы обратили внимание, что песня для всех была одна, а чувства у каждого она вызвала разные. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

ЦЕЛЬ нашего урока :

Понять связь между словами «РОДИНА» «СЕМЬЯ» и «ПРИРОДА»

и ответить на вопрос «С чего начинается РОДИНА

Я предлагаю следующий план работы, который поможет достигнуть поставленной цели и будет задачей нашего урока (открыть вторую половинку доски, где заранее записаны эти три пункта)

1. Узнать, как соотносятся понятия «РОДИНА» «СЕМЬЯ» «ПРИРОДА».

2. Понять, через что человек определяет неразрывную связь с Родиной?

3. Выработать правила, способствующие миру в семье.

-Когда речь идёт о Родине, то в памяти каждого рождается своя картина. Почему так происходит, как вы думаете? Ответы учеников.

-Все люди разные, у каждого человека свои чувства. И картины в памяти возникают тоже разные, но всех нас связывает одно общее понятие «РОДИНА», оно всегда связано с пробуждением чувств, живущих в душе каждого человека.

Подумайте и попробуйте ответить, что вы чувствуете

…когда звучит гимн России в честь наших побед (ГОРДОСТЬ ВОСТОРГ РАДОСТЬ)

…когда вы узнаете о достижениях наших учёных, артистов, спортсменов (ВОСТОРГ ВОСХИЩЕНИЕ ВДОХНОВЕНИЕ)

… а когда мы говорим о детях, совершивших отважные и мужественные поступки, сумевших побороть недуг или сложные жизненные ситуации

… а ваши личные успехи и победы, разве они могут оставить равнодушными…

ФИЗМИНУТКА: Бывает так, что свои чувства и эмоции мы сопровождаем действиями: например, восхищение (хлопаем в ладоши, а недовольство (топаем ногами и качаем головой из стороны в сторону, восторг (руки вверх)

Получается, что чувства, которые мы проявляем в разных жизненных ситуациях, и передают наше восприятие Родины через наши эмоции, воспоминания, историю семьи, личное отношение к жизни. К этим чувствам вы будете возвращаться в течение всей своей жизни.

О неразрывной связи человека с Родиной очень точно сказал Вольтер: «Отчизна- это край, где пленница душа». Как вы понимаете это выражение? (ОТВЕТЫ)

Я расскажу вам одну притчу, а вы подумайте и дайте ответ на вопрос:

Почему возникает желание вернуться на Родину? (запись на доске)

Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.

Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…

Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве. Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался. - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки: «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.

А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…

Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…

Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.

И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.

Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

-Ребята, скажите, пожалуйста, как вы поняли смысл этой притчи? (Ответы детей)

-Для каждого человека родной дом, семья, это место, куда всегда хочется вернуться, если там царят мир и любовь. Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Благополучие общества начинается с благополучия семьи. Если кто-то этого не понимает, то несчастен тот человек».

- Ребята, скажите, пожалуйста, о какой семье мечтает каждый ребенок? (Ответы детей).

- Сейчас мы попытаемся выделить правила, соблюдая которые можно достигнуть мира и взаимопонимания в семье. (Работаем в парах)

У вас на партах есть распечатки с заданием. Вам необходимо распределить все пожелания в три группы по 3 предложения в каждую, следующим образом:

Как себя необходимо вести:

- Чтобы не было ссор;

- Чтобы в семье на вас не кричали;

- Чтобы нравилось быть дома;

ХЛОПОК

Работу закончили. Откройте учебник на стр. 141 и сверьте с образцом, который предлагает нам автор учебника. Оценить вашу совместную работу помогут смайлики.

Если следовать этим правилам, то в семье всегда будет царить атмосфера взаимопонимания и любви. В таких семьях люди стараются свободное время проводить вместе.

Каким образом это можно сделать? Ответы детей (кино, прогулки, игры, выезд на природу)

- А есть ли в ваших семьях свои традиции? Ответы детей

- Судя по вашим ответам, очень многие семьи любят проводить время на природе и это хорошо, ведь любое общение с природой дарит человеку радость. Нам дороги эти мгновения, ведь мы - порождение природы и тянемся к ней. К природе надо научиться прикасаться душой, беречь каждый цветочек, каждое дерево, здесь важно видеть и чувствовать. Как вы считаете, зачем необходимо охранять природу, заботиться о братьях наших меньших, подкармливать птиц, не мусорить, когда идем в лес? Ответы детей

М. М. Пришвин писал: «Любить природу, значит любить родину. Охранять родную природу – значит охранять родину». Эти слова являются наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни.

-Вернёмся к цели нашего урока, скажите удалось нам определить связь между понятиями Родина, Семья, Природа.

Как они связаны между собой?

Ответы детей (ЧЕРЕЗ ЧУВСТВА)

Рефлексия: Чтобы провести рефлексию, я предлагаю вам снова объединиться в группы по 4 человека и составить СИНКВЕЙН по теме нашего урока. Ключевое слово РОДИНА

2 прилагательных

3 глагола

Предложение

Ассоциация

Видеоролик (песня «С чего начинается Родина» без слов с видами родного края и города)

- Закончить наш урок я хочу словами доктора филологических наук, профессора Д. С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».

Домашнее задание: Учебник стр. 140-143 прочитать, устно разобрать все вопросы на стр. 143, в тетради написать небольшой рассказ о своей Родине, о своей семье или о любимом уголке природы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт экскурсии «С чего начинается Родина?»Фотоотчёт экскурсии «С чего начинается Родина?» "С чего начинается Родина?" Все знают слова этой песни. А что же такое Родина? Конечно, это любимая семья, родной дом, твоя улица, твой.

«С чего начинается Родина?» Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "С чего начинается Родина?" Задачи: 1. Воспитывать у школьников чувства любви и гордости.

Беседа «С чего начинается Родина?» Подготовительная к школе группаБеседа «С чего начинается Родина?» Подготовительная к школе группа Беседа "С чего начинается Родина?"Выставка рисунков "Мой город".Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом, расширяя знания о памятных.

Фотоотчет о работе по теме «Моя семья» к Дню матери в рамках проекта «С чего начинается Родина»Фотоотчет о работе по теме «Моя семья» к Дню матери в рамках проекта «С чего начинается Родина» В этом году тему "Моя семья" мы приурочили к празднику День матери. На родительском собрании, посвященном семейным традициям, предложила.

Стенгазета «С чего начинается Родина…»Стенгазета «С чего начинается Родина…» "С чего начинается Родина?. " Всем известны слова этой песни. С малых лет нас учат любить Родину, свой край, город. А что же такое Родина?.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Конспект НОД в подготовительной группе по рисованию «С чего начинается Родина?»Конспект НОД в подготовительной группе по рисованию «С чего начинается Родина?» (оформление коллективного альбома) Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,.

Проект «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина» Карелина Елена (старшая группа общеразвивающей направленности) Составитель проекта: воспитатель Карелина.

Работа над проектом «С чего начинается Родина»Работа над проектом «С чего начинается Родина» В нашем детском саду закончился месячник по военно-патриотической работе. В младшей группе запланированы: беседы о семье и о любви к членам.

Родительское собрание «С чего начинается Родина?»Родительское собрание «С чего начинается Родина?» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания детей. Задачи:дать понять,что именно родителями закладываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка урока по Орксэ с использованием презентации по теме «С чего начинается Родина»
Опубликовано: 28 мая 2020 в 00:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка урока по Орксэ с использованием презентации по теме «С чего начинается Родина»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Книгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД