МААМ-картинки

Тематический досуг по шахматам «Знакомство с ферзем»

Юлия Ручкина
Тематический досуг по шахматам «Знакомство с ферзем»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: продолжать развивать у детей интерес к шахматам.

Задачи:

- познакомить детей с начальным положением ферзя, ход ферзя, взятие.

- продолжать развивать мышление, память, воображение

- воспитывать интерес к игре, бережное отношение к фигурам

Форма проведения: тематический досуг.

Возраст участников: 6-7 лет (подготовительная группа).

Оборудование:

- ИКТ (для показа презентации)

Публикация «Тематический досуг по шахматам „Знакомство с ферзем“» размещена в разделах

- раздаточный материал: для игры «Зашифрованная фигура» листочки с надписью ФЕРМАКНЯЗЬ (ферзь);

- картотека дидактических игр: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

- маркеры на водной основе

- большое шахматное поле – 1шт (на липучках,

- маленькие доски с направлением ходов - 3 шт,

- фигурками для шахмат на липучках,

- магнитные шахматные доски 4 шт.,

- шахматные столы.

Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие знатоки! Проходите и садитесь за столы.

(Дети садятся за столы с шахматными досками. Рядом с шахматными досками корзинки с фигурами, кружочками красными и зелеными).

Воспитатель: Мы с вами уже познакомились с двумя фигурами шахматного королевства. Как их зовут, скажите мне. (Ладья и слон).

Воспитатель: А для того чтобы узнать название следующей фигуры, которую мы сегодня будем изучать, вам нужно разгадать зашифрованное слово.

Игра «Зашифрованное слово»

Воспитатель: У каждого из вас лежат листочки с надписью «ФЕРМАКНЯЗЬ», подумайте, название какой фигуры здесь зашифровано, карандашом необходимо зачеркнуть лишние буквы.

Воспитатель: Какая фигура у вас получилась? Прочитайте. (Ферзь)

(Звучит музыка «шум повозки с лошадьми», 2 слайд, на экране проектора карета с лошадьми)

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то торопиться.

(На экране появляется ферзь, слайд 3)

Воспитатель: Здравствуйте, дорогой гость! Ребята, а вы узнали, что эта за фигура? (Ферзь).

Ферзь : (на 3 слайде значок с записью со словами) Здравствуйте, мои друзья!

Спешил я к вам не зря,

Помощником короля считаю все меня.

И сил во мне не мало,

Я стою девять баллов.

Хожу и как ладья, и слон

Обманчив, как хамелеон.

Вперед – назад и вправо – влево

Держу поля все под прицелом.

Ферзем – зовут меня, друзья,

Опасней всех, лишь только я!

Ферзь : (на 4 слайде значок с записью со словами) Ребята, а вы знаете, как ходит слон? (Да, по горизонтали). У вас на столах лежат шахматные доски с фигурами. Поставьте в центр поля белопольного слона, при помощи шаблонов покажите, как он ходит по шахматной доске. (Ребята выполняют задание, выкладывают диагонали, а один из детей выкладывает на доске с липучками. Приложение 1. Правильный ответ слайд 5)

Ферзь : (на 6 слайде значок с записью со словами) Еще хочу вас проверить, как ходит ладья? Поставьте, пожалуйста, ладью в центр шахматного поля, при помощи зеленых кружочков покажите, как ходит ладья. (Ребята выполняют задание, выкладывают горизонталь и вертикаль, а один из детей выкладывает на доске с липучками. Приложение 1. Правильный ответ на слайде 7).

Ферзь : (на 8 слайде значок с записью со словами) Да, я сильнее, чем слон и ладья вместе, или даже сильнее чем три слона.

Ферзь : А теперь найдите мою фигуру и короля. Посмотрите внимательно и скажите, чем ферзь отличается от короля? (9 слайд Король выше ферзя; у ферзя маленькая корона, а у короля большая).

Воспитатель: А у меня на доске ферзь изображен с красивой короной с пятью зубчиками. (приложение 2, показ на доске с липучками, 10 слайд) И находится ферзь в начальном положении рядом с королем. Но для того, чтобы запомнить правильное расположение, необходимо запомнить одно правило: «Ферзь любит свой цвет». Поэтому белый ферзь стоит на поле D 1, а черный - D 8. Поставьте, пожалуйста, ферзя на своё место (на 11 слайде, расположение ферзей. Ребята ставят в начальное положение ферзя, согласно его цвету).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что раньше в Индии военачальника называли визирём или ферязью. А в России его стали называть ферзем. (12 слайд, с изображением визиря)

Ферзь : Да, всё верно! (слайд 13, с изображением ферзя) Поставьте, пожалуйста, ферзя в центр поля и выложите шаблонами, как я хожу. Мой ход может быть и как у слона, и как у ладьи. (Слайд 13. Ребята выполняют задание, выкладывают горизонталь, вертикаль, диагональ. Слайд 14).

Ферзь : Молодцы! Находясь в центре шахматного поля, я могу атаковать 27 полей, а в углу 21 поле. Иногда мне приходится стоять очень долго, и для того чтобы не устать, я делаю простую зарядку. Хотите сделать вместе со мной (слайд 15? (Да.)

Физкультминутка

Мы осанку исправляем

Спинку дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбнись всем и садись.

Ферзь : Молодцы, ребята! Теперь вы знаете обо мне всё, но мне пора спешить обратно в замок, противник может напасть в любую минуту, а я должен защищать короля!

Воспитатель: Но посмотрите, пока мы с вами делали разминку, на поле появились враги и вернуться ферзю теперь будет не просто! Поможем ему? (Да. Слайд 16).

Игра на взятие ферзем.

Воспитатель: Ребята, нам нужно помочь ферзю, победить всех.

1. Посмотрите, на кого смотрит ферзь в данной ситуации (слайд 16, ответ на слайде 17?

2. На этой комбинации расположение фигур поменялось, кто в данной ситуации угрожает ферзю (слайд 18, ответ на слайде 19?

3. Посмотрите, кто атакует ферзя и кого можно взять, без потери самого ферзя (слайд 20, ответ на слайде 21).

Воспитатель: Задание было трудным, но вы справились, молодцы! Нелегко будет нашему ферзю, его ждут и другие испытания. Поможем ему? (Да)

Игра «Лабиринт» (слайд 22, индивидуальная работа)

Воспитатель: Наш ферзь попал в лабиринт, который нужно пройти. Возьмите карточки с красной рамкой и маркеры. И попробуйте пройти лабиринт, помните, что ферзь ходит и по вертикали, и по горизонтали, и по диагонали, путь провести маркером. (Ребята, выполняют задания по карточкам, можно по мере решения их менять).

Воспитатель: Из лабиринта ферзь вышел, но тут его поджидают часовые.

Игра «Перехитри часовых» (слайд 23)

Воспитатель: Нужно пройти незамеченными, и не встать на те поля, которые охраняют часовые. Возьмите карточки в желтой рамочке и маркер. (Ребята выполняют задание по карточкам).

Воспитатель: Часовых ферзь прошел, но другие фигуры стали его искать, а он один на шахматном поле. (слайд 24)

Игра «Один в поле воин»

Воспитатель: Одни ферзем необходимо взять все фигуры. Маркером показать путь взятия. (Ребята выполняют задание по карточке).

Воспитатель: А вот и замок, в котором живет ферзь. Можно пройти по короткой дороге и по длинной. Ребята, а как вы думаете, по какой дороге лучше? (по короткой дороге) Конечно, пройдя столько испытаний, ферзь устал и хочет поскорее вернуться в замок.

Игра «Кротчайший путь» (слайд 25)

Воспитатель: Чем меньше ходов вы сделаете, тем короче будет путь. Возьмите карточки с синей рамкой. (Ребята выполняют задание, маркером проводят путь)

Ферзь : (Слайд 26) большое спасибо, ребята, что помогли мне добраться до замка! А какие задания для вас были самыми трудными или легкими (ответы детей). За то, что вы мне помогли, я хотел бы вам дать замечательные раскраски для вашей книги. Всего доброго, до свидания!

Список используемой литературы

https://www.tavika.ru/2013/07/chess.html

Публикации по теме:

Дидактические игры по шахматамДидактические игры по шахматам Дидактическая игра: «Шахматные часы» Возраст: для детей от 6 до7лет. Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате.

Досуг «Первое знакомство с космосом» во второй младшей возрастной группеДосуг «Первое знакомство с космосом» во второй младшей возрастной группе Цель: - способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом; - формирование первичных представлений о космосе. Задачи: - расширение кругозора.

Фотоотчет «Наша армия». Познавательно-тематический досуг»Фотоотчет «Наша армия». Познавательно-тематический досуг» Фотоотчет "Наша армия"-познавательно-тематический досуг. Во время нашего познавательно-тематического досуга дети вспоминали и закрепляли.

Музыкально-тематический досуг «Мы играем и поем — очень весело живем»Музыкально-тематический досуг «Мы играем и поем — очень весело живем» Музыкально-тематический досуг «Мы играем и поем – очень весело живем» ВЕД: Ребята, сегодня музыка расскажет нам о детском саде-доме, в.

Проект по шахматам в ДООПроект по шахматам в ДОО «Черно – белая шахматная страна, интересно, какая она»? «В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы.

Тематический досуг «Чтим великий День Победы» для детей старшего дошкольного возрастаТематический досуг «Чтим великий День Победы» для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитание у дошкольников чувства патриотизма и любви к своей Родине Задачи: способствовать формированию чувства гордости за свой.

Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии Львовны Барто»Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии Львовны Барто» Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой.

Тематический досуг в старшей группе «Осень в гости к нам пришла»Тематический досуг в старшей группе «Осень в гости к нам пришла» Тематический досуг в старшей группе «Осень в гости к нам пришла» Программное содержание: создать у детей радостное настроение от совместных.

Тематический досуг «Прощаемся с птицами»Тематический досуг «Прощаемся с птицами» Звучит запись "Голоса птиц" Ведущий: Дети,вы догадались кому посвящена наша встреча? (птицам). Да, каких только птиц не бывает на свете.

Тематический досуг в старшей группе, посвященный Дню ПобедыТематический досуг в старшей группе, посвященный Дню Победы Программное содержание. Развивать двигательные навыки детей. Создать праздничное, радостное настроение у всех участников мероприятия.

Автор публикации:
Тематический досуг по шахматам «Знакомство с ферзем»
Опубликовано: 3 мая 2022 в 19:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематический досуг по шахматам «Знакомство с ферзем»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ручкина (УИ 539498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД