Юлия Ручкина
Тематический досуг по шахматам «Знакомство с ферзем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать развивать у детей интерес к шахматам.
Задачи:
- познакомить детей с начальным положением ферзя, ход ферзя, взятие.
- продолжать развивать мышление, память, воображение
- воспитывать интерес к игре, бережное отношение к фигурам
Форма проведения: тематический досуг.
Возраст участников: 6-7 лет (подготовительная группа).
Оборудование:
- ИКТ (для показа презентации)
Публикация «Тематический досуг по шахматам „Знакомство с ферзем“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- раздаточный материал: для игры «Зашифрованная фигура» листочки с надписью ФЕРМАКНЯЗЬ (ферзь);
- картотека дидактических игр: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
- маркеры на водной основе
- большое шахматное поле – 1шт (на липучках,
- маленькие доски с направлением ходов - 3 шт,
- фигурками для шахмат на липучках,
- магнитные шахматные доски 4 шт.,
- шахматные столы.
Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие знатоки! Проходите и садитесь за столы.
(Дети садятся за столы с шахматными досками. Рядом с шахматными досками корзинки с фигурами, кружочками красными и зелеными).
Воспитатель: Мы с вами уже познакомились с двумя фигурами шахматного королевства. Как их зовут, скажите мне. (Ладья и слон).
Воспитатель: А для того чтобы узнать название следующей фигуры, которую мы сегодня будем изучать, вам нужно разгадать зашифрованное слово.
Игра «Зашифрованное слово»
Воспитатель: У каждого из вас лежат листочки с надписью «ФЕРМАКНЯЗЬ», подумайте, название какой фигуры здесь зашифровано, карандашом необходимо зачеркнуть лишние буквы.
Воспитатель: Какая фигура у вас получилась? Прочитайте. (Ферзь)
(Звучит музыка «шум повозки с лошадьми», 2 слайд, на экране проектора карета с лошадьми)
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то торопиться.
(На экране появляется ферзь, слайд 3)
Воспитатель: Здравствуйте, дорогой гость! Ребята, а вы узнали, что эта за фигура? (Ферзь).
Ферзь : (на 3 слайде значок с записью со словами) Здравствуйте, мои друзья!
Спешил я к вам не зря,
Помощником короля считаю все меня.
И сил во мне не мало,
Я стою девять баллов.
Хожу и как ладья, и слон
Обманчив, как хамелеон.
Вперед – назад и вправо – влево
Держу поля все под прицелом.
Ферзем – зовут меня, друзья,
Опасней всех, лишь только я!
Ферзь : (на 4 слайде значок с записью со словами) Ребята, а вы знаете, как ходит слон? (Да, по горизонтали). У вас на столах лежат шахматные доски с фигурами. Поставьте в центр поля белопольного слона, при помощи шаблонов покажите, как он ходит по шахматной доске. (Ребята выполняют задание, выкладывают диагонали, а один из детей выкладывает на доске с липучками. Приложение 1. Правильный ответ слайд 5)
Ферзь : (на 6 слайде значок с записью со словами) Еще хочу вас проверить, как ходит ладья? Поставьте, пожалуйста, ладью в центр шахматного поля, при помощи зеленых кружочков покажите, как ходит ладья. (Ребята выполняют задание, выкладывают горизонталь и вертикаль, а один из детей выкладывает на доске с липучками. Приложение 1. Правильный ответ на слайде 7).
Ферзь : (на 8 слайде значок с записью со словами) Да, я сильнее, чем слон и ладья вместе, или даже сильнее чем три слона.
Ферзь : А теперь найдите мою фигуру и короля. Посмотрите внимательно и скажите, чем ферзь отличается от короля? (9 слайд Король выше ферзя; у ферзя маленькая корона, а у короля большая).
Воспитатель: А у меня на доске ферзь изображен с красивой короной с пятью зубчиками. (приложение 2, показ на доске с липучками, 10 слайд) И находится ферзь в начальном положении рядом с королем. Но для того, чтобы запомнить правильное расположение, необходимо запомнить одно правило: «Ферзь любит свой цвет». Поэтому белый ферзь стоит на поле D 1, а черный - D 8. Поставьте, пожалуйста, ферзя на своё место (на 11 слайде, расположение ферзей. Ребята ставят в начальное положение ферзя, согласно его цвету).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что раньше в Индии военачальника называли визирём или ферязью. А в России его стали называть ферзем. (12 слайд, с изображением визиря)
Ферзь : Да, всё верно! (слайд 13, с изображением ферзя) Поставьте, пожалуйста, ферзя в центр поля и выложите шаблонами, как я хожу. Мой ход может быть и как у слона, и как у ладьи. (Слайд 13. Ребята выполняют задание, выкладывают горизонталь, вертикаль, диагональ. Слайд 14).
Ферзь : Молодцы! Находясь в центре шахматного поля, я могу атаковать 27 полей, а в углу 21 поле. Иногда мне приходится стоять очень долго, и для того чтобы не устать, я делаю простую зарядку. Хотите сделать вместе со мной (слайд 15? (Да.)
Физкультминутка
Мы осанку исправляем
Спинку дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.
Ферзь : Молодцы, ребята! Теперь вы знаете обо мне всё, но мне пора спешить обратно в замок, противник может напасть в любую минуту, а я должен защищать короля!
Воспитатель: Но посмотрите, пока мы с вами делали разминку, на поле появились враги и вернуться ферзю теперь будет не просто! Поможем ему? (Да. Слайд 16).
Игра на взятие ферзем.
Воспитатель: Ребята, нам нужно помочь ферзю, победить всех.
1. Посмотрите, на кого смотрит ферзь в данной ситуации (слайд 16, ответ на слайде 17?
2. На этой комбинации расположение фигур поменялось, кто в данной ситуации угрожает ферзю (слайд 18, ответ на слайде 19?
3. Посмотрите, кто атакует ферзя и кого можно взять, без потери самого ферзя (слайд 20, ответ на слайде 21).
Воспитатель: Задание было трудным, но вы справились, молодцы! Нелегко будет нашему ферзю, его ждут и другие испытания. Поможем ему? (Да)
Игра «Лабиринт» (слайд 22, индивидуальная работа)
Воспитатель: Наш ферзь попал в лабиринт, который нужно пройти. Возьмите карточки с красной рамкой и маркеры. И попробуйте пройти лабиринт, помните, что ферзь ходит и по вертикали, и по горизонтали, и по диагонали, путь провести маркером. (Ребята, выполняют задания по карточкам, можно по мере решения их менять).
Воспитатель: Из лабиринта ферзь вышел, но тут его поджидают часовые.
Игра «Перехитри часовых» (слайд 23)
Воспитатель: Нужно пройти незамеченными, и не встать на те поля, которые охраняют часовые. Возьмите карточки в желтой рамочке и маркер. (Ребята выполняют задание по карточкам).
Воспитатель: Часовых ферзь прошел, но другие фигуры стали его искать, а он один на шахматном поле. (слайд 24)
Игра «Один в поле воин»
Воспитатель: Одни ферзем необходимо взять все фигуры. Маркером показать путь взятия. (Ребята выполняют задание по карточке).
Воспитатель: А вот и замок, в котором живет ферзь. Можно пройти по короткой дороге и по длинной. Ребята, а как вы думаете, по какой дороге лучше? (по короткой дороге) Конечно, пройдя столько испытаний, ферзь устал и хочет поскорее вернуться в замок.
Игра «Кротчайший путь» (слайд 25)
Воспитатель: Чем меньше ходов вы сделаете, тем короче будет путь. Возьмите карточки с синей рамкой. (Ребята выполняют задание, маркером проводят путь)
Ферзь : (Слайд 26) большое спасибо, ребята, что помогли мне добраться до замка! А какие задания для вас были самыми трудными или легкими (ответы детей). За то, что вы мне помогли, я хотел бы вам дать замечательные раскраски для вашей книги. Всего доброго, до свидания!
Список используемой литературы
https://www.tavika.ru/2013/07/chess.html